Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.05.2010

Башни над кубом

Анна Мартовицкая
Объект:
Павильон России на ЭКСПО-2010
Адрес:
Китай, Шанхай.
Архитектор:
Левон Айрапетов
Валерия Преображенская
Мастерская:
TOTEMENT/PAPER
Авторский коллектив:
Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Диана Грекова, Андрей Гуляев, Аделина Ривкина

1 мая в Шанхае открылась Всемирная универсальная выставка ЭКСПО-2010. Для России эта дата значима вдвойне: наша страна не только принимает участие в престижной экспозиции, но и впервые за очень долгое время построила на ЭКСПО собственный павильон. Двенадцать белоснежных башен с красно-золотистым орнаментом символизируют одновременно и богатое историко-культурное наследие страны, и ее устремленность в будущее, открытость всему новому. Проект павильона был разработан бюро TOTEMENT/PAPER.

Принципиальное решение о том, что Россия будет участвовать в «ЭКСПО-2010», было принято больше четырех лет назад, однако конкретные работы по его реализации начались лишь в 2008-м. Тогда ОАО «ГАО «Всероссийский выставочный центр» и компания Mirax Group  провели архитектурный конкурс на лучший проект национального павильона. В состязании приняли участие 23 команды, 5 из них – Bureau Moscow, ПТАМ Михаила Хазанова, TOTEMENT/PAPER, бюро Бориса Бернаскони и АБ «Остоженка» – были затем приглашены к участию во втором туре, а в финал вышли проект под названием «Россия» Бориса Бернаскони и концепция «Буян-град» TOTEMENT/PAPER (главный архитектор – Левон Айрапетов). Предполагался и третий тур, в котором финалисты должны были доработать свои предложения и ответить на вопросы и практические замечания членов жюри, однако из-за кризиса и внутренних разногласий организаторов он так и не состоялся. В начале прошлого руководство ВВЦ объявило о том, что проектирование российского павильона поручено бюро TOTEMENT/PAPER, и в то время, когда все страны-участницы уже начинали строить свои экспозиции, российские архитекторы взялись сделать почти невозможное – за предельно короткие сроки доработать проект и создать сооружение, которое достойно представит страну на Всемирной выставке. Задача казалась невыполнимой, и многие критики заранее предрекали России грандиозный провал, язвительно называя Шанхай вторым Ванкувером, но к чести и организаторов экспозиции, и особенно архитекторов павильон получился ярким и многофункциональным комплексом, достойно представляющим нашу страну на «ЭКСПО-2010».

Нужно сказать, придуманный TOTEMENT/PAPER павильон изначально представлял собой ансамбль из более чем десяти башен, однако их роль в общей композиции сооружения за прошедшие с момента конкурса два года менялась не раз. В частности, изначально архитекторы трактовали экспозицию как трехчастное пространство, состоящее из парка на уровне земли, общей для всех доминант кровли и пустоты между ними. Основания башен были облицованы деревом и зарывались в почву, символизируя корни великой державы, верхняя платформа объединяла их завершения и являла собой торжество современных конструкций и технологий, а свободное пространство между зеленым полом и потолком, окруженное со всех сторон башнями, и становилось тем городом в миниатюре, в котором проживает современный человек. Эта концепция не только хорошо отвечала девизу «ЭКСПО-2010» «Лучше город – лучше жизнь», но и отражала ключевые для обеих культур архетипы о мироустройстве: китайская триада Земля, Человек, Небо – «Тайцзи» – совпала с представлениями древних руссов о Матери-Земле и Отце-Небе, которые и создали в пустоте между собой все сущее. Отсылал российский павильон и к образу огромной, бескрайней страны, на территории которой живет множество народов, бережно сохраняющих свои традиции, – каждая из башен была украшена национальным декором. Проект TOTEMENT/PAPER привлек жюри лаконизмом и при этом многозначностью композиции, однако у экспертов возникли вопросы, насколько реализуема предложенная архитекторами конструкция. Так у проекта появился консультант – всемирно известное инженерное бюро ARUP, подтвердившее его «состоятельность».

Когда архитекторы начали работать со сценографами, между двумя платформами появился кубический объем площадью 1000 квадратных метров с залами для экспозиций. Вся его передняя плоскость была разбита на 1103 части – по количеству городов России, причем каждому городу отдана площадь в зависимости от количества  жителей. Каждая из площадей превращалась в экран, на который должен был проецироваться фильм о городе, и фасады куба таким образом становились гигантским зеркалом, отражающим «Настоящее» России. Позже эта идея, к сожалению, была признана слишком затратной и сложной, но метафора о фасаде как зеркале в проекте уцелела – объем основного экспозиционного зала снаружи облицован пластиковыми панелями с зеркальным эффектом. Тонкие и подвижные, они колышутся при каждом дуновении ветра и делают куб, притаившийся в объятиях двенадцати башен, похожим на живое и хрупкое существо.

Трехчастность, таким образом, осталась основой композиционного решения Российского павильона. Он состоит из трех основных элементов: блока из двенадцати L-образных бело-золотых башен, куба, имеющего габариты 50х50 метров, и внутренней инсталляции «цветочный город», посвященной взгляду детей на будущее современных городов. Башни выстроены по периметру участка таким образом, что все буквы L своими «ножками» обращены к его центру – на их основаниях и лежит объем основного экспозиционного зала. План павильона сами архитекторы сравнивают с солнцем и корнями «Мирового дерева» древних славян, на ветвях которого покоятся небеса жизни. Башни же,  имеющие ультрасовременные ломаные формы и бело-красно-золотой декор, с одной стороны, отсылают к историческим образам русской архитектуры (завершение одной из них недвусмысленно напоминает купола Собора Василия Блаженного), а с другой символизируют быстрорастущие современные мегаполисы с их небоскребами нелинейной архитектуры. Самым же главным элементом «настоящего» в павильоне, пожалуй, следует считать природный парк с лужайками и водоемами – какой бы ни была цивилизация, она возможна лишь в гармоничном союзе с природой, и этот союз архитекторам удалось продемонстрировать.
Павильон России на ЭКСПО-2010 в Шанхае. Фотография dxinwei / panoramio.com
Павильон России на ЭКСПО-2010 в Шанхае. Фотография dxinwei / panoramio.com
первый вариант
первый вариант
первый вариант
первый вариант
первый вариант
первый вариант
первый вариант
первый вариант
первый вариант
первый вариант
первый вариант
первый вариант
второй вариант
второй вариант
второй вариант
второй вариант