Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.04.2010

Битва за генплан: выиграна или отложена?

Наталья Коряковская

Главной новостью середины апреля, бесспорно, стала та бурная общественная дискуссия, которая разгорелась вокруг принятия актуализированного генерального плана развития Москвы до 2025 года. И если раньше противники этого документа высказывали свою позицию, в основном, в прессе, то теперь дело дошло до громких публичных выступлений и даже митингов. Подробнее об этом и других событиях архитектурной жизни апреля читайте в нашем обзоре прессы.

Тверской бульвар, 18, дом водочного фабриканта Петра Смирнова. Фотография: ru.wikipedia.org
Тверской бульвар, 18, дом водочного фабриканта Петра Смирнова. Фотография: ru.wikipedia.org
О скандале, разразившемся в Общественной палате во время слушаний по поводу Актуализированного генерального плана Москвы, написали практически все центральные газеты. Тогда известный галерист и директор Пермского музея современного искусства PERMM Марат Гельман выступил против принимаемого градостроительного документа, заявив, в частности: «Для нас центр Москвы – это любовь, а для Лужкова – овощная грядка, с которой он снимает урожай». Посчитав подобное высказывание слишком оскорбительным, с заседания демонстративно ушли спикер Мосгордумы Владимир Платонов и главный архитектор столицы Александр Кузьмин. Самым подробным образом этот инцидент осветили, к примеру, газеты «Коммерсант», «Время новостей», «Газета.ру», «Независимая газета» и «Новые известия». Сам же «обидчик» стал в апреле героем оппозиции и в течении всего месяца охотно раздавал интервью, а также комментировал события в своем блоге. В частности, газете «Взгляд» Гельман пояснил, что своим резким выступлением он хотел привлечь внимание к тому, что генплан, разработанный подневольными московскому мэру градостроителями, по определению не может преследовать интересы города. 

13 апреля на Чистопрудном бульваре состоялся митинг протеста против принятия скандального генплана – на этот раз уже куда более массовая, чем раньше. В нем приняли участие несколько сотен человек, которые потребовали отложить принятие закона о генплане как «противоречащем интересам большинства москвичей», а столичного мэра Юрия Лужкова отправить в отставку. Подробнее об этом рассказывает газета «Коммерсант». Трудно сказать, насколько всерьез городские власти приняли эти заявления, однако рассмотрение Генплана в третьем чтении, намеченное на 21 апреля, было перенесено на неопределенное время.

Продолжая тему публикаций, посвященных вопросам градостроительства, хочется отметить интервью с таким непубличным архитектором, как Святослав Миндрул. В беседе с корреспондентом газеты «Известия» генеральный директор «Моспроекта» рассказал о проблемах современного жилого домостроения и, в частности, объяснил, почему столица продолжает застраиваться панельными жилыми домами, от которых давно отказалась Европа.

Пока москвичи протестовали против генплана, в Екатеринбурге разразился скандал вокруг воссоздания храма святой Екатерины на площади Труда, взорванного в 1930 году. 10 апреля на площадь вышли почти 4 тысячи человек, считающих, что новодел отнюдь не украсит это популярное общественное место; подробнее об этой акции пишет газета «Коммерсант». На акцию протеста очень резко отреагировал архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, заявивший в телеэфире, что «ни один человек, который противился Богу, не скончался своей смертью».

РПЦ и ее руководство не раз становились в апреле героями публикаций также в связи с продолжающейся дискуссией по поводу законопроекта о реституции. На вал критики, обрушившейся на этот документ, ответил сам патриарх Кирилл, давший интервью «Газете». Патриарх, в частности, заверил, что в собственность церкви будут передаваться только иконы, находящиеся в запасниках музеев, так что сложившиеся экспозиции разоряться не будут. Музейное сообщество в долгу не осталось – свое мнение о готовящемся законе газете «Новые известия» изложила директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева. А в «Новой газете» появилась большая статья, анализирующая возможности церкви хранить вверенные ей ценности.

Проснувшийся по весне интерес прессы к выставочной деятельности, анонсированный нами в прошлом обзоре, продолжился двумя материалами в «Огоньке», посвященными на этот раз не венецианской, а грядущей московской Архитектурной биеннале. Интервью журналу дал куратор биеннале и шеф-редактор «Проект Россия» Барт Голдхорн. В частности, он рассказал, что тема нынешнего фестиваля – «перестройка» – подразумевает «ремонт и реорганизацию» малых российских городов, в которых в настоящее время происходит деградация исторических центров. Вторая статья в «Огоньке» посвящена основным проектам Московской биеннале. «Перестраивать» планируется и отдельные здания, и целые города, как например, Пермь, над генпланом которой работает голландское бюро KCAP. Не менее важной и интересной темой обещает стать реконструкция послевоенного архитектурного наследия, которому будет посвящена выставка «Модернизация панельных зданий. Германский опыт».

Еще одной темой, привлекшей внимание прессы в апреле, стала реставрация. Так, Москомнаследие приняло ряд положительных решений по сложным, если не сказать скандальным, объектам. Первый из них – знаменитая Шуховская башня, состояние которой считается опасно близким к аварийному. Для осуществления независимой технической экспертизы Москомнаследие создало экспертный совет, и, видимо, этот шаг произвел большое впечатление на собственника инженерного памятника – ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», который неожиданно выступил с заявлением о том, что необходимые на реставрацию средства найдены. Подробнее об этом сообщают газета «Время новостей» и агентство «Росбалт». Практически в это же время еще один экспертный совет – на сей раз по состоянию Московского планетария – распорядился создать мэр Москвы Юрий Лужков, взявший реставрацию этого многострадального здания под личный контроль. Об этом сообщают «Вести Москва». Оптимистичный поворот наметился в истории Палат Гурьевых, которые уже дважды пострадали от пожара и в последнее время находятся под угрозой выведения из списка наследия и «убийственной» реконструкции. Москомнаследие направило на объект выездную комиссию, которая зафиксировала сохранность интерьеров и необходимость их реставрации. Об этом в «Известиях» рассказывает Константин Михайлов

Но главная победа защитников наследия случилась в прошедшую среду, когда на Общественном совете был озвучен и утвержден новый проект комплекса «Пять столиц», долгое время угрожавший задавить своими объемами знаменитую церковь Воскресения в Кадашах. Теперь одиозный комплекс превратился в восемь трехэтажных домиков с небольшими подземными парковками под каждым из них. Это уже похоже на так называемую «регенерацию», однако Наталья Самовер, рассматривая новый проект, задается рядом вопросов; в частности, в процессе строительства все же планируется уничтожить один фрагмент подлинной застройки; кроме того, новые здания расставлены произвольно, игнорируя сетку исторических кварталов. 

В апреле закрылся на реставрацию и еще один символ Москвы – здание-пароход Северного речного вокзала. О том, в каком состоянии сегодня находится этот памятник и какие именно восстановительные работы его ждут в ближайшее время, пишет Анна Гараненко в «Известиях». А в знаменитом пригороде Петербурга – Царском селе – начинаются масштабные реставрационные работы в Александровском дворце, который Росимущество в ноябре прошлого года передало в собственность музею-заповеднику. После реставрации во дворце разместят музейную экспозицию, напоминает «Фонтанка».

На фоне этих многообещающих новостей по-прежнему есть место и тревожным. Так, в канун Международного дня памятников и достопримечательных мест 18 апреля «Архнадзор» провел 4 экскурсии, финальной точкой которых стал «Дом и школа» знаменитого классициста Матвея Казакова, который много лет находится в аварийном состоянии. Об этом сообщают сайт движения и телеканал «Вести». А в своей постоянной рубрике «Осторожно Москва!» в газете «Известия» один из идеологов «Архнадзора» Рустам Рахматуллин называет новый объект наследия, судьба которого вызывает серьезные опасения. Теперь это дом знаменитого водочного фабриканта Петра Смирнова, перестроенный в начале XX века по проекту Федора Шехтеля. Не так давно в нем разместился ресторан, и москвовед задается резонным вопросом, как подобный проект приспособления мог быть согласован Москомнаследием.

Подводя итоги, скажем, что первый теплый месяц года оказался очень богат на всевозможные общественные дискуссии и массовые акции протеста. Впрочем, отрадно даже не то, что москвичи и жители других городов России готовы выходить на защиту объектов наследия, а то, что их усилия наконец-то начали замечать власти. Будем надеяться, что это искренне.