Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.03.2010

Магазины притворились культурными

Наталья Коряковская

23 марта Президиум ЭКОСа вновь рассмотрел проект реконструкции Пушкинской площади. Напомним, на пересечении Страстного и Тверского бульваров и Тверской улицы планируется построить подземный транспортный узел, а также торгово-развлекательный комплекс. Два года назад эти намерения московских властей вызвали единогласный протест архитектурного сообщества и широкой общественности, и скандальный проект был отправлен на доработку. Теперь эксперты, наконец, получили возможность досконально изучить и обсудить его новую редакцию.

Заседание президиума ЭКОСа, посвященное судьбе Пушкинской площади, вызвало настоящий ажиотаж. На него пришли и чиновники Москомархитектуры, и практикующие архитекторы, и защитники объектов наследия, и, конечно, многочисленные журналисты, в том числе и представители нескольких телеканалов. Благодаря телекамерам, пристально изучающим развешанные на стенах планшеты, это обычно столь камерное и сугубо профессиональное мероприятие больше напоминало Общественный совет при мэре Москвы. Впрочем, и тема была острой и общезначимой: Пушкинская площадь – едва ли не самое «народное» место в  городе.

Идея освоения пространства под площадью впервые была зафиксирована еще в генеральном плане развития Москвы 1971 года, предполагавшем начать «подкапывать» столичный центр именно с этого места. В своем нынешнем виде проект возник в 2005-м, когда Правительство Москвы заключило инвестиционный контракт с ОАО ТДЦ «Тверской». Об этой компании известно очень немногое: 30 процентов ее акций принадлежат городу, остальные 70 – турецкой компании MNG Holding, которая и ведет проектирование. В 2006 году проект отклонил ЭКОС, в 2007 – Общественный совет, т.к. он не удовлетворял ни вопросам социальной адаптации, ни закону о наследии. В частности, эксперты потребовали существенно сократить торговую функцию и в целях минимизации давления на исторический ландшафт убрать всю наземную часть проекта, а именно трехэтажный комплекс с входной группой со стороны Сытинского переулка. Чуть позже в том же 2007 году вышло постановление Правительства Москвы, заменившее торговую функцию в проекте на культурно-досуговую, однако в прошлом году еще одно постановление восстановило торговлю в прежних правах.

Тем временем на площади начались археологические раскопки, и эти работы, никак предварительно не анонсировавшиеся, чрезвычайно озадачили и испугали местных жителей и защитников наследия – и те и другие всерьез опасались, что под видом археологических изысканий в районе площади развернулись строительные работы. При этом сам проект был окутан тайной, и только в начале этого года в СМИ появились заявления главного архитектора Москвы Александра Кузьмина о новой редакции проекта и готовности снова вынести его на ЭКОС, а затем и на публичные слушания.

Итак, что же увидели члены ЭКОСа? В своем нынешнем виде проект реконструкции Пушкинской площади по-прежнему предполагает создание под ней развитой подземной части. Она будет иметь три уровня, на которых разместятся парковка на 800 мест, всевозможные магазины и фастфуды, а также культурно-развлекательная часть, включающая в себя музей площади, четырехзальный кинотеатр, роллердром и каток. В нынешнем проекте торговля занимает всего 20 процентов от общей площади нового строительства – вместе с «досугом» центр займет порядка 30 тысяч кв.м. Из проекта исчезли все наземные объекты, уровень пушкинского сквера выравнивается к Сытинскому переулку, а сам переулок расширяется вдвое. И, наконец, подземные переходы между тремя станциями метро («Пушкинская», «Тверская» и «Чеховская) на нижнем уровне расширены вдвое и образуют общее широкое пространство.

Впрочем, на большую часть вопросов относительно внутренней планировки подземного комплекса проект ответов по-прежнему не дает. Подобная неопределенность связана с возможными обременениями, которые наложат археологические находки – фундаменты древних сооружений. Как рассказал на заседании ЭКОСа руководитель раскопок главный археолог Москвы Александр Векслер, эти фрагменты принадлежат, главным образом, Страстному монастырю, на территории которого располагались храм, некрополь и колокольня постройки архитектора Быковского, а также церкви Дмитрия Солунского (сер. XVII в., 1 треть XIX в.), Тверской башни Белого города и сооружениям Бронной слободы. Вопрос отношения авторов проекта реконструкции Пушкинской площади к этим возможным находкам особенно заинтересовал членов ЭКОСа. Председатель совета Александр Кудрявцев напрямую обратился за разъяснениями к главному архитектору проекта г-ну Х. Бозоглу, для которого, к слову, это заседание стало первым публичным выступлением в России. Как выяснилось, турецкий архитектор готов корректировать проект в соответствии с результатами археологических изысканий, несмотря даже на то, как посетовал г-н Бозоглу, что из-за многочисленных ограничений проект и так уже потерял большую часть экономической выгоды.

Нужно отметить, что столь лояльная позиция турецкого проектировщика очень импонировала председателю Президиума ЭКОСа – наверное, в истории обсуждения проекта реконструкции Пушкинской площади эксперты вообще впервые встретили готовность противоположной стороны (в данном случае проектировщиков) идти на сотрудничество. Заявление турецкого архитектора очень оживило настроение в зале и придало дискуссии более конструктивное направление. Ряд конкретных предложений по улучшению транспортной части проекта внес всегдашний его оппонент Михаил Блинкин, руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. В частности, для того, чтобы сохранить пешеходный трафик и дать возможность людям пересекать площадь не под землей, а по ней (к слову, этим пересадочным узлом в сутки пользуются до 300 тысяч пассажиров), Блинкин предложил установить дополнительные светофоры. Светофор, по его мнению, нужен и для автомобилей, которые проезжают над тоннелем, иначе они будут создавать пробку на следующем перекрестке с Моховой улицей. Необходимо, по его мнению, также расширить сложный участок в месте слияния трех автомобильных потоков – на пересечении Сытинского переулка и Тверского бульвара.

Следует признать, что хоть нынешний проект и не совершенен, выглядит он на порядок грамотнее предыдущего. Столь же конструктивной оказалась и сама процедура заседания, что, вероятно, стало следствием налаживания взаимодействия между разными ветвями власти внутри Москомархитектуры. О том, что такой контакт действительно налажен, свидетельствовало присутствие в зале, наряду с членами ЭКОСа, главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, руководителя «Моспроекта-2» Михаила Посохина и директора НИиПИ Генплана Сергея Ткаченко. Очень положительно на ходе заседания сказалось также и то, что обновленный проект реконструкции площади был представлен ЭКОСу еще в феврале, и у экспертов было достаточно времени для его изучения и анализа. Александр Кудрявцев также отметил высокий уровень подготовки экспозиции.

И все же у ЭКОСа осталось много претензий к проекту. Их в своем выступлении сформулировал заместитель председателя совета Борис Пастернак. По его словам, главная проблема проекта в том, что Пушкинская площадь фактически исключается из пешеходного движения. Мало того, что сама площадь грозит опустеть и сделаться местом куда менее социально привлекательным, чем сейчас, так еще и не продуманы пути следования под площадью всех тех людей, приезжающих в театры и киноконцертные залы. Для того чтобы пересечь площадь, все они должны будут непременно спуститься в торговый центр, преодолев несколько лестниц, которым нет альтернативы – ни пандусов, ни травалаторов. Во-вторых, хотя новый проект и выравнивает Новопушкинский сквер, сохранения ландшафта этого памятника садово-паркового искусства в итоге не происходит, потому что главная аллея вдоль Тверского бульвара заканчивается лестничным маршем. И наконец, по результатам предварительных археологических раскопок, фундаменты церквей оказываются в зоне кинотеатра, а стена Белого города – в зоне киосков. И хотя ЭКОС категорически настаивает на сохранении этих подлинных фрагментов на их месте, пока что проект не имеет каких-либо достойных вариантов музеефикации археологических находок.

По итогам трехчасовой дискуссии ЭКОС признал проект реконструкции Пушкинской площади весьма сырым и безальтернативным. К слову, варианты со смещением тоннеля и сохранением нетронутым Тверского бульвара есть, но они до сих пор не были рассмотрены. Александр Кузьмин в своей заключительной речи согласился с правом экспертов обсудить и также и эти варианты, однако подверг большому сомнению идею прохождения тоннеля вдоль Тверской улицы – по его мнению, это помешает проведению демонстраций, шествий и парадов. По словам главного архитектора Москвы, проект реконструкции Пушкинской площади требует дополнительной корректировки, после которой он вновь будет возвращен на рассмотрение ЭКОСа. А вот о публичных слушаниях, о которых Александр Кузьмин не так давно заявлял в прессе, речи на этот раз не было. Не исключено, что этой темы на заседании избегали потому, что местные жители уже собрали 50 тысяч подписей против проекта, и дискуссия по поводу реконструкции Пушки обещает быть еще очень долгой.

Безусловно, отстаивать исторический облик площади было бы проще, если бы она находилась под охраной государства, но заявка на признание ее достопримечательным местом пребывает на рассмотрении Москомнаследия. Которое, надо признать, пока что занимает выжидательную позицию, не утверждая ни проекта реконструкции, ни охранного статуса площади. Впрочем, в том, что в конечном счете под площадь все-таки подкопаются, сомневаться не приходится – в Генплан и ПЗЗ проект уже давно внесен с оговоркой, что показатель высотности и плотности равен нулю: последнее означает, что наземного строительства на площади случиться не должно.
Фото Натальи Коряковской
Фото Натальи Коряковской