Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

08.09.2006

Дом. Почти как живой

Объект:
Многофункциональный офисный центр на Новоданиловской набережной вл. 8. «Даниловский форт»
Адрес:
Россия, Москва. Новоданиловская набережная, 8
Архитектор:
Сергей Скуратов
Мастерская:
Сергей Скуратов ARCHITECTS
Авторский коллектив:
Авторы проекта: Скуратов С. А. Романов А. С. Кузнецова Е. И. При участии: Демидов Н.А. Карповский П.А. Лебедева О.А. Макеева А.С. Платонов А.А. Сорокин И.С. Шалимов П.В. Шопеньска А.А Яковенко А.А.

Строящийся офисный комплекс расположится рядом со знаменитой Даниловской мануфактурой – такое соседство сделало почти неизбежным обращение к теме кирпича, намекающего на фактуру старых заводских зданий, на досоветскую промышленную Москву. Но этим его выразительность не исчерпывается

Три корпуса вырастают из общего основания, протянувшегося вдоль набережной Москва-реки. Его стены на высоту 5,5 метров – стеклянные, полупрозрачные; поверхность земли вокруг и внутри вымощена темным камнем. Темный блеск стилобата входит «в резонанс» с зеркалом реки и сбивает границы «отражения» – здание врастает в реку как каменный пирс или ставший на вечную стоянку старый корабль, покрытый благородной рыжей патиной.

Движение всего вокруг – воды и облаков, передается трем корпусам, их формы становятся податливыми, оживают, приобретают склонность к «биологическому» росту. Три корпуса «выросли» разными: первый компактнее и выше, второй – в глубине, фоновый, спокойный, третий – длинный, растянувшийся, как хвост. А четвертый, как шутит Сергей Скуратов, «вообще не вырос» – между тремя объемами на крыше стилобата намечается выпуклость, подобная тем, которые бывают на поверхности асфальта – что-то пробивалось, но не пробилось, и непонятно, что это могло быть.

Подхватывая тему, фасады двух корпусов плавно изгибаются, прогибаясь под кажущимся «давлением» двух призм – в них расположатся «переговорные» – просторные помещения для официальных церемоний, украшенные большими панорамными окнами с видами на реку. Их объемы кажутся поставленными рукой скульптора в еще мягкий, податливый материал, отчего тот мягко прогнулся на всю высоту. С той же гибкостью по фасадам растекаются стеклянные пятна окон, меняют размер, группируются к центру, разрежаются к углам.

Что любопытно, вся эта пластическая игра, развлекающая проходящего мимо (или проплывающего) зрителя – осознана автором как таковая. Она не прячется за технические и прагматические объяснения, мол, изогнуто по важным причинам. Изогнуто просто так. Вернее, не просто так, а подчиняясь творческому императиву, замыслу художника, пластическим законам. Нечасто в наше время услышишь такое искренее признание от архитектора.
положение участка в городе - между станциями метро Нагатинская и Тульская
положение участка в городе - между станциями метро Нагатинская и Тульская