Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.06.2006

Предки гравицапы

Ольга Орлова

В Третьяковской галерее Вячеслав Колейчук воссоздал выставку 1920-х годов

В прошедший четверг в ГТГ на Крымском валу открылась несколько необычная инсталляция. Вячеслав Колейчук, автор всем известной гравицапы из фильма «Кин-за-дза», полностью воссоздал экспозицию второй по счету выставки художников-конструктивистов объединения ОБМОХУ. Выставка, организованная 85 лет назад, воссоздана целиком и полностью, во всех подробностях, благодаря двум сохранившимся архивным фотографиям. Точно, с соблюдением размеров и материала оригиналов, реконструированы все произведения, восстановлены освещение, система подвески, авторские подставки – вся атмосфера тогдашней экспозиции. По словам музейного пресс-релиза, «…перед нами материализованная историческая реальность архивного фотоснимка».

Суть возникшей экспозиции получилась двойственной: посмотреть с одной стороны – инсталляция, художественный жест известного кинетиста, любопытный буквальным обращениям «к корням». С другой – историческая реконструкция, научная работа на тему одного из ранних объединений русского авангарда, а точнее – ОБщества МОлодых ХУдожников, основанного студентами Строгановского училища, проведшего всего четыре выставки, но оказавшего влияние на всю последующее развитие кинетизма. За арт-жест – имя Колейчука; за научный эксперимент – приуроченный к открытию симпозиум с приглашенными знаменитостями, С.О. Хан-Магомедовым, А.А. Стригалевым и другими. Получается какая-то смычка искусства и науки, что в общем-то, и приятно и полезно.

И еще – мы как-то привыкли использовать слово «конструктивизм» по отношению к архитектуре, забывая, что по сути это – направление, основанное Татлиным с его контррельефами, изначально объединявшее на разных полюсах абстрактную живопись, прокламировавшую крайнюю степень материализма (А.Родченко, Л.Попова, В.Степанова) и попытки конструирования жизни посредством создания вещей и зданий новой генерации (Ле Корбюзье). Так вот, на стенах реконструированной выставки 1921 года – картины художников-конструктивистов Константина (Казимира) Медунецкого и братьев Владимира и Георгия Стенбергов, а в центре – кинетические объекты их старших товарищей, «самонапряженные конструкции» Карла Иогансона из тонких подвижно соединенных деревянных палочек, использующих принцип равновесной конструкции, которая от прикосновения долго качается, как маятник, и пространственные композиции Александра Родченко, овалы последовательно уменьшающегося размера, вставленные один в другой под разными углами.