Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.07.2006

Децентрализация, дезурбанизация, автомобили, велосипеды и люди

29-30 июня в бывшем здании СЭВ прошел организованный московским правительством международный семинар «Москва и Европейские мегаполисы – опыт планирования устойчивого градостроительного развития». Первый день организаторы назвали Днем Европы

день Европы на семинаре «Москва и Европейские мегаполисы»
день Европы на семинаре «Москва и Европейские мегаполисы»
Первый день семинара, главная задача которого – придать сил новому Генплану Москвы 2005 года, был посвящен демонстрации опыта основных европейских мегаполисов в изложении ведущих западных градостроителей из Лондона (Кевин Рид), Парижа (Жан-Пьер Палисс), Амстредама (Зеф Земель), Мадрида (Альберто Легиеро), Милана (Бруно Мори) и Берлина (Ульрих Ассиг) – конференция получилась очень представительной.

Сравнение зарубежного опыта с российским показало ряд более или менее известных вещей. Прежде всего, совершенно очевидно, что и у нас, и у них есть мегаполисы; у мегаполисов есть проблемы, эти проблемы общие, или похожие, и там, и здесь. В больших городах много жителей, как следствие – много машин; машинам не хватает дорог и парковок, а людям – зелени, общественных пространств, дешевого жилья и энергии.

Разница в том, что европейцы решают эти проблемы давно и целенаправленно,  и следовательно – уже владеют некоторыми навыками. Москва же, самый главный российский мегаполис, только подступает к тому, чтобы всерьез осознать их как насущные – хотя прозвучавшее признание этого факта, равно как и попытка внять зарубежному опыту, заслуживает уважения и даже пробуждает робкие надежды.

Пока что, некоторые тенденции «там» и «здесь» - противоположны. Например, по убеждению западных градостроителей, для эффективного управления необходима децентрализация власти, и на Западе к этому прилагают большие усилия. Для европейцев очевидно, что, когда местная власть принимает решения самостоятельно, опираясь на особенности своего региона, то в нем появится все необходимое для жизни, работы и досуга, соответственно, сама собой отпадает необходимость ездить за этим в центр – таким образом отчасти решается проблема транспортных перегрузок. Ярким примером децентрализации являются Париж, Афины – состоящие из «городских ядер», новых, дополняющих основной исторический, городских центров. В России же, совершенно очевидно, пока господствуют противоположные веяния.

Один из острых вопросов для мегаполиса – сохранение «зеленой земли», парков и скверов, при постоянной необходимости города в новом строительстве. Европейцы решают его, по большей части, путем реорганизации бывших промзон, стараясь не трогать «чистые» от застройки места и тем более – скверы и парки. Города, таким образом, уплотняются, но не теряют своих «легких» и не слишком расползаются вширь. В частности, Лондон, в котором население на три миллиона меньше, чем в Москве, а территория – больше, и соответственно, в черте города больше парков, в год осваивает лишь 3% новых территорий. А власти Мадрида вообще заявляют: «плотность это наш друг».

Иностранные коллеги озвучили целый букет более или менее красивых способов решения проблемы транспортных пробок. По их словам, оно возможно лишь в комплексе, где главное – не увеличение количества транспортных узлов, а перенос акцента с автомобиля, во-первых на общественный, во-вторых, на альтернативный транспорт.  Посчитано, например, что в Амстердаме, 30% передвижения происходит на велосипедах и пешком. Стокгольм и Лондон ввели налог по 8-11 евро на движение машин в центре и уменьшили там число парковочных площадей. Мадрид - строит кольцевые линии метро, которые также снимают транспортную нагрузку.

Возможно ли использование этого опыта в Москве – решать, разумеется, специалистам. Однако невооруженным глазом видно, что у велосипедная дорожка здесь – раритетная редкость, даже если очень хочется, на велосипеде ездить можно либо по тротуару, рискуя задавить пешехода, либо по улице, рискуя, что задавят тебя. Кольцевая линия метро у нас есть, и даже есть проекты строительства, хотя бы частями, второй, но если сравнить, насколько близко друг от друга расположены станции европейского метро, то пешеходные прогулки москвичам обеспечены. Увы, похоже, что из перечисленных решений шансы закрепиться в Москве имеют два: призыв к пешеходным прогулкам и новый налог. Авось, не сбудется.

Для выступавших западных урбанистов отличия современной Москвы от Парижа, Лондона и других европейских городов тоже, по-видимому, не секрет. Что подчеркнул директор по городскому планированию Амстердама Зеф Земель (Zef Zemel), дав Москве четыре совета: думать не о жилье, а о жизни, «жилье - это институт, подумайте о людях, сокращайте инфраструктуру, увеличивайте зоны общего пользования и прекращайте урбанизацию!». Московские градостроители в лице председателя семинара вежливо пообещали использовать советы в своем опыте.
Лондон
Лондон
Лондон
Лондон
Стокгольм
Стокгольм
директор по городскому планированию Амстердама Зеф Земель (Zef  Zemel)
директор по городскому планированию Амстердама Зеф Земель (Zef Zemel)