Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

04.04.2007

Горы, море и классическая архитектура

Юлия Тарабарина
Объект:
Отель 5* и элитный жилой комплекс с объектами инфраструктуры в г.Сочи
Адрес:
Россия, Сочи. Курортный проспект, д. 89
Мастерская:
ПТАМ Виссарионова
Авторский коллектив:
Ю.Виссарионов (руководитель), К.Савкин, А.Осипов и другие

Реконструкция одного из известных сочинских санаториев «Камелии»-«Интуриста» предполагает соседство новой постройки и очага сталинского классицизма вокруг сохраняемого здания 1930-40-х гг.

Основной корпус гостиницы на месте существующего здания санатория «Камелия»
Основной корпус гостиницы на месте существующего здания санатория «Камелия»

Контекст приморского курортного города составляют, с одной стороны, горы, а с другой стороны – корабли. Сочи, правда, город особенный, это излюбленный советский курорт еще со сталинского времени, поэтому он обладает еще и третьей составляющей – архитектурой советского палладианства, которая здесь, при море и на солнце, совершенно по-особенному расцвела, оставив сумрачную строгость московских гибридов палаццо с римской инсулой и превратившись в увеличенные, но похожие копии загородных дворцов итальянского Ренессанса.

Гостиничный комплекс Юрия Виссарионова реагирует на все три темы, продиктованные сочинским окружением. Его главное здание напоминает сразу и корабль, и гору: можно подумать, что квадратная стеклянная башня проросла сквозь землю, подняв за собой пласты горной породы, перемежающие стекло стен и горизонтальные ребра перекрытий. Это особенно ощутимо в нижних ярусах здания, где очертания непрозрачных плоскостей шире, рисунок свободнее, а кровли засажены травой, перемежаемой водными пятнами бассейнов. Продолжая тему, за линией пляжа над морем возникает искусственный остров, связанный с берегом тонким перешейком – ностальгический намек на нормандскую гору Сан-Мишель в миниатюре. Как будто бы в силу тектонических катаклизмов на берегу выросла новая гора, а рядом с ней из воды – остров.

Заметим, что получившийся геологический образ проистекает напрямую из особенностей технологии современного монолитного строительства, которое не требует плотности внешних стен, обходясь внутренними опорами. Бетонные перекрытия можно выносить сравнительно далеко, придавая им, без особенных проблем, почти любые абрисы. Строго говоря, многие современные здания в процессе отливки тоже напоминают слоистые горы - однако в сочинском проекте Юрия Виссарионова эффект закреплен и обыгран: если представить себе вид здания строго сверху, то плавные контуры бетонных потолков, особенно в нижних этажах, будут похожи на рисунок географической карты.

Мощь дикой тектоники, однако, ощутимо осмыслена и окультурена: на острове будет ресторан, газоны ровные, вода в бассейнах с подогревом, а скошенные под углом выступы средних этажей отеля больше напоминают корабельные носы, чем скальные обрывы. Главная башня опутана сеткой декоративных снастей, которые перекликаются с рабочими фермами фуникулера, связывающего гостиницу и остров. В некоторых местах "снасти" проходят сквозь стеклянную массу главного небоскреба, нанизывают на себя большие полукруглые балконы, добавляя "горе" кружевной рукотворности.

Многослойная ярусная композиция займет место семидесятнической вертикальной пластины санатория «Камелия». Однако новое здание будет ощутимо больше и вместительнее, оно буквально срастается с парком, становясь частью обустроенного ландшафта и одновременно – решая главную проблему роскошного сочинского курорта, который отрезан от своего пляжа железнодорожным полотном. Поезда окружат подавляющими шумы барьерами, существующий под железнодорожным полотном проход к пляжу расширят и дополнят верхней пешеходной дорожкой и фуникулером. Неуютное пространство рядом с рельсами займут спортивные залы. Таким образом, поезда окажутся изолированными от отдыхающих "где-то внизу", и превратятся из неизбежной помехи в забавный аттракцион.

Вторая сложность: одно из зданий санатория, классицистический «Интурист», построенный в 1935-49 гг. архитектором А.В. Самойловым, в 2002 году признан памятником. Он состоит из палладианского дворца с вынесенными в сторону моря длинными крыльями, с арочными лоджиями и колоннадами, и нескольких небольших зданий за ним – все вместе, будучи собрано в основании горы, может выглядеть довольно-таки роскошно, хотя в деталях и напоминает немного ВДНХ. Состояние здания, когда-то бывшего одним из лучших санаториев сети «Интуриста», сейчас плохое – эксперты оценивают его износ в 70%, что выражается снаружи в виде обшарпанной штукатурки, подтеках и отсутствии стекол. Архитекторы собираются его сохранить, реконструировать, и дополнить похожими корпусами с арками и балясинами. В результате рядом с футуристической горой возникнет своего рода «исторический центр», небольшой очаг «сочинского» классицизма – можно будет комфортно переходить от одного к другому, а насыщенность впечатлений и есть один из признаков приятного курорта. 

Искусственный остров с кафе
Искусственный остров с кафе
Искусственный остров. Вид со стороны моря
Искусственный остров. Вид со стороны моря
Корпус «Интуриста» 1930-х гг., архитектор А.В. Самойлов. Состояние 2006 г.
Корпус «Интуриста» 1930-х гг., архитектор А.В. Самойлов. Состояние 2006 г.
Корпуса «Интуриста» 1930-х гг., архитектор А.В. Самойлов. Проект реконструкции
Корпуса «Интуриста» 1930-х гг., архитектор А.В. Самойлов. Проект реконструкции
Новый корпус апарт-отеля
Новый корпус апарт-отеля