Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.06.2009

Московский стройкомплекс начал «поедать» памятники с удвоенной скоростью

Наталья Коряковская

Во вторник в Музее архитектуры руководители «Архнадзора» собрали пресс-конференцию, возвестив о тревожной тенденции нынешнего лета – историческая застройка Москвы, от которой осталось уже не так много, все чаще идет под снос ради расчистки стройплощадок. И это несмотря на кризис.

Константин Михайлов, Давид Саркисян, Рустам Рахматуллин, Наталья Самовер, Андрей Баталов. Фото Натальи Коряковской.
Константин Михайлов, Давид Саркисян, Рустам Рахматуллин, Наталья Самовер, Андрей Баталов. Фото Натальи Коряковской.

Как рассказали представители «Архнадзора», новая волна наступления властей на историческую застройку началась в мае с распоряжения правительства Москвы о создании Межведомственной комиссии по постановке на госохрану объектов регионального значения. Комиссией руководит Владимир Ресин, заместитель мэра, глава столичного стройкомплекса, а также – председатель печально известной «несносной» комиссии при правительстве Москвы по сохранению зданий в исторически сложившейся части города. С мая новая межведомственная комиссия определяет, достойно ли то или иное здание охраны как «объект культурного наследия регионального значения». Комиссия отсеивает все, что считает недостойным охраны, а список оставшихся в итоге объектов передает Москомнаследию, которое, таким образом, имеет дело с уже отфильтрованными списками и на судьбу зданий, не прошедших ресинскую комиссию, повлиять не может.

Владимиру Ресину лично предстоит до 1 января будущего года рассмотреть около двух с половиной тысяч памятников. Впрочем, комиссия работает быстро: уже на первом заседании 17 июня успели посмотреть около 100 адресов, включающих более 200 памятников. Около 110 объектов поставили на учет, а 131 при этом было рекомендовано вывести из-под охраны. Таким образом, по словам Александра Можаева, баланс работы комиссии в итоге оказался отрицательным – сняли с охраны больше, чем предложили поставить.

Причем некоторые объекты из числа «отверженных», мягко говоря, удивляют: прежде всего, это дом деда Льва Толстого, князя Волконского на Воздвиженке, 9. Того самого, что был прототипом старого князя Болконского, а само здание было описано в «Войне и мире». Правда в ходе недавней реконструкции оно уже утратило свои интерьеры, однако «Архнадзор» и директор музея-усадьбы «Ясная Поляна» Владимир Толстой намерены защищать это здание.
Еще одно здание, которое сейчас выводят из-под охраны – московская соборная мечеть на Олимпийском проспекте. Ее планируется снести и построить заново в составе нового молельного комплекса значительной площади (проект недавно был рассмотрен московским архитектурным советом). Снос постройки 1904 года, по словам присутствовавшего на пресс-конференции заместителя директора Музеев Кремля Андрея Баталова, обосновывается ложным богословским заявлением, будто бы михраб мечети неверно ориентирован. В то же время техническая экспертиза показала, что здание находится в удовлетворительном состоянии.

Наконец под удар попал целый ряд «рабочих поселков» 1920-1930-х гг., которые, видимо, будут снесены как ветхий жилой фонд. Уже выведены из-под охраны Буденновский, Усачевский, Нижнее-Пресненский, Погодинский и Русаковский поселки, а также комплекс студенческих общежитий в Анненгофской роще. Показательно, что это решение совпало с событием в судьбе авангардного наследия Германии, где, как пишет «Газета», подобные нашим поселкам «зидлунги» были, наоборот, внесены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Основанием для вывода из-под охраны, по словам Александра Можаева, являются не заявления специалистов, историков и искусствоведов, а письма «хозяйствующих субъектов» непосредственно к Владимиру Ресину с просьбой посодействовать скорейшему избавлению объекта от статуса памятника, что связывает им руки в проведении надлежащей реконструкции. Александр Можаев даже зачитал собравшимся ряд таких писем.

В то же время в числе объектов, недавно поставленных под охрану, фигурируют значительные и ценные памятники, до сих пор как бы и не замеченные, что само по себе говорит о большой запущенности в данной сфере. Не секрет, что многие заявки пылятся в Москомнаследии с 1970-х годов. Среди них – англиканская церковь напротив Консерватории, усадьба Секретарева на углу Гагаринского пер. и Гоголевского бульвара, где жил архитектор Константин Тон, ограда усадьбы Вяземского, где жил Николай Карамзин, несколько адресов Федора Шехтеля.

Буквально вслед созданию упомянутой межведомственной комиссии правительство Москвы издало распоряжение № 932-рп «О сносе отселенных жилых домов и строений на территории города Москвы», до сих пор, как пишет «Архнадзор», не опубликованное на официальном сервере, но уже активно действующее. На повестке 110 отселенных домов, многие из которых доведены до аварийного состояния за десятилетия бесхозности, пожаров и прочих бед. Многие, правда, еще выглядят сравнительно крепкими. Причем, около шестидесяти из них – старинные здания, среди которых есть и весьма ценные:среди них постройки усадьбы графа Разумовского середины XVIII в. на Большой Никитской, 9. Перестроенный, а с 2004 года аварийный, дворец в свое время был внесен Матвеем Казаковым в хрестоматийные альбомы лучших московских зданий. На сайте Москомнаследия он до сих пор числится выявленным памятником, что, однако, не мешает его снести.

По сведениям «Архнадзора», уже снесены дома в Малом Тишинском пер. 13 и 15, в Костомаровском пер. 15, по ул. Гиляровского 64 и 76, по Садовнической, 39 и проч. Примечательно, что сносы проводятся под знаменем «антитеррористической безопасности» населения.
В этот ряд попал и целый квартал исторических домов на Садовнической набережной, бывших в конце XIX–начале XX вв. во владении купцов Бахрушиных. Сигналом послужило трагическое обрушение дома № 71/8/стр.3, где нелегально проводилась разборка стены. На место, как это бывает в таких случаях, выехала комиссия из представителей Москомнаследия, Госстройнадзора, Объединения административно-технических инспекций и Стройкомплекса Москвы под руководством префекта ЦАО Алексея Александрова. Был составлен акт о сносе здания во избежание дальнейшего обрушения – Александров заявляет, что акт касался и дома № 71, и дома № 80. По информации же «Архнадзора» в акте записан лишь первый (документ продемонстрировали присутствующим), и на этом основании незаконно снесен весь квартал, хотя соседние здания (по адресу 80/2/стр. 1,2,3) находились в 100 и более метрах от обрушения. Скорость, с какой действовали городские власти, просто не позволила бы сделать техническую экспертизу, считает Наталья Самовер. Однако, на протесты общественности префект ЦАО заявил, как цитирует «Независимая газета», что «здание в свое время было расселено и стояло в планах «под снос» – для последующего строительства муниципального жилья». Это противоречит тому факту, что еще 10 июня «сносная» комиссия Ресина приняла решение о сохранении комплекса зданий по Садовнической 80/2. «Да, он находится на территории охранной зоны, утвержденной соответствующим постановлением правительства Москвы, – полагает префект, – но это не значит, что здание имеет какую-то историческую ценность».

Строительство муниципального жилья на этом месте, по элементарным подсчетам, которые изложила Наталья Самовер, попросту миф, тщательно поддерживаемый главным архитектором и городскими властями. На самом деле образовавшийся пустырь вкупе с большой автостоянкой по другую сторону Садовнического переулка превратился в лакомый кусок, который можно выгодно продать застройщику. Кстати, все 110 домов из списка на снос находятся в городской собственности. Как комментирует распоряжение  о сносе газета «МК», выставить на аукцион город вправе только пустые участки без обременений, поэтому властям приходится расчищать их под разными предлогами самостоятельно.

«Политика городских властей  в июне стала чудовищной, – заявил свою позицию директор Музея архитектуры Давид Саркисян. –  Мы не можем кидаться под бульдозер,  но мы должны зафиксировать свою позицию, и пусть история нас рассудит». Заместитель директора Музеев Кремля Андрей Баталов заметил, что снос в Садовниках и подобные ему факты отнюдь не неожиданность. По его словам, сносы неизбежны, так как они являются частью механизма, определяющего всю градостроительную политику Москвы. Раздражение, вызывающее у некоторых представителей власти деятельность общественников, напомнило Баталову дело сотрудников центральных реставрационных мастерских 1934 года, которые препятствовали сносу «ненужных» зданий. Ситуация во многом повторяется. И если сегодня памятники архитектуры стали более или менее неприкосновенны, то комплекс так называемых «ценных объектов градостроительной среды» от сноса не застрахован.

Помнится, не так давно мэр грозил уголовной ответственностью за порчу архитектурных памятников. Однако, как заметил Константин Михайлов, не всегда находится тот, кого наказывать. На вопрос представителей «Архнадзора» по поводу сноса исторических домов в Печатниковом переулке управа ответила, что, оказывается, не разрешала никому ничего делать. Кто же тогда тот неизвестный инвестор, люди которого приходят на стройплощадку, предъявляя в качестве документа водительские права, и пытаются удалить со стройки назойливых общественников, запасшихся на это специальными разрешениями?  Противник ясен, но неуловим. Однако «Архнадзор» не собирается опускать руки.

Садовническая   набережная, д. 39: снесён
Садовническая набережная, д. 39: снесён
Улица Гиляровского, д. 64: снесён
Улица Гиляровского, д. 64: снесён
Садовническая улица, д. 80 /2
Садовническая улица, д. 80 /2
Квартал на Садовнической набережной. Снесен.
Квартал на Садовнической набережной. Снесен.
Большая Никитская, д. 9: под угрозой
Большая Никитская, д. 9: под угрозой
Будённовский «рабочий посёлок» Б. Почтовая ул., д. 18/20 кор.1: рекомендовано вывести из списка памятников
Будённовский «рабочий посёлок» Б. Почтовая ул., д. 18/20 кор.1: рекомендовано вывести из списка памятников
Московская соборная мечеть Выползов пер., д. 7:  рекомендовано вывести из списка памятников
Московская соборная мечеть Выползов пер., д. 7: рекомендовано вывести из списка памятников
Улица Воздвиженка, д. 9: рекомендовано вывести из списка памятников
Улица Воздвиженка, д. 9: рекомендовано вывести из списка памятников