Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.05.2009

Социальный заряд авангарда

Наталья Коряковская

Проходящая в эти дни в Музее архитектуры выставка «Культурная революция – путь к социализму» – предлагает взглянуть на известный проектный материал с позиции его социального содержания. Ядро экспозиции составили проекты рабочих клубов, квинтэссенции авангардного «жизнестроения». Однако показанный материал не ограничивается авангардом – напротив, куратор выставки Ирина Чепкунова поставила перед собой задачу также показать, как тема рабочего клуба развивалась позднее, в рамках классицистической «сталинской» стилистики.

Конкурсный проект Дворца советов группы американских архитекторов
Конкурсный проект Дворца советов группы американских архитекторов

Эта выставка в прошлом году экспонировалась в Софии в рамках «года России в Болгарии» и там ее приняли «на ура». Что и говорить, наш авангард Европе всегда нравился, правда, в последние годы эта тема исследуется все более активно, и нового неизученного материала становится все меньше. Дабы не показывать известные вещи так, как это уже много раз делалось – рассказывает куратор выставки Ирина Чепкунова, муаровские материалы решили преподнести иначе – проследить, каким образом социокультурные идеи 1920-х развивались впоследствии, в рамках классицистической стилистики и более крупных масштабов.

Вполне логично, что стержнем экспозиции стали рабочие клубы – одна из главных тем архитектурного авангарда, считает Ирина Чепкунова, написавшая, кстати говоря, по этой теме монографию. Рабочий клуб, заместив собой нишу церкви, стал главным очагом культуры и идеологии, воплощая собой собрание «лучших людей во имя лучших целей». Социальный пафос вдохновил лучших архитекторов 1920-х на эксперименты с этой типологией. В конце 1920-х-начале 1930-х их идеи были поддержаны государством и развернута целая программа по строительству рабочих клубов по всей стране. Как отмечает Ирина Чепкунова, одна из задач этой выставки состоит в том, чтобы доказать – социальная идея клуба отнюдь не умерла с окончанием самого авангарда. Она была столь же популярной и в 1930-40-е годы, однако изменился масштаб построек и их стилистическая окраска.

Если в 1920-е годы клуб представлял собой узловой, синтетический культурный центр, в котором выделялись собственно клубная, театральная и спортивная части, то клуб в 1930-е – это уже три отдельные задачи: большой театр, стадион, библиотека. Среди ранних проектов – знаменитый Красный стадион на Воробьевых горах, где представления ставил сам Вс. Мейерхольд, увлеченный, как известно, идеями синтетического театрализованного действа. В экспозиции также участвуют хрестоматийные клуб им. Зуева Ильи Голосова и ДК ЗИЛ братьев Весниных. Специально для выставки в МУАРе отреставрировали веснинский эскиз фасада этого грандиозного комплекса. 

Следуя переменам стиля с середины 1930-х, масштабы клубов начинают увеличиваться, отдельным частям становится тесно в пределах одного комплекса. К этому времени относятся большие стадионы – Измайловский в Москве и стадион им. Кирова в Ленинграде. Тема внутреннего устройства гигантских театральных залов разрабатывалась, главным образом, в ходе знаменательного конкурса на Дворец Советов. Как рассказывает Ирина Чепкунова, основной задачей строителей было получить хорошие проекты больших зрительных залов – за это давали премии. В экспозиции – получивший 2 премию американский проект (с участием болгарских архитекторов), а также нарисованный А. Дейнекой проект, разработанный группой АРУ (архитекторов-урбанистов).

Развитие третьей типологии – библиотек – проиллюстрировано конкурсными проектами на здание Библиотеки им. Ленина. Представленные чертежи отражают произошедшую в 1930-е трансформацию стиля. Хотя сам конкурс задумывался еще в 1925 году и был преимущественно конструктивистским по составу, жюри решило по окончании все-таки дать заказ группе именитых архитекторов, куда входил А. Щусев, В. Щуко и др. Но даже блестяще выполненный в «новом стиле» проект Щусева был отвергнут. Итоговый проект В. Щуко и В. Гельфрейха воплощает собой неоклассический дух петербургской школы.

В задачи выставки не входила проблема современного бытования этих памятников, в особенности зданий рабочих клубов, большинство из которых, как известно, находятся в бедственном состоянии. Однако было интересно узнать, что думает об этом сама куратор. По мнению Ирины Чепкуновой, единственный разумный выход – законсервировать памятники и подождать, когда появятся деньги на их реставрацию. Это отличные здания, которые работают, считает Ирина Чепкунова, и, хотя большинство из них не реставрировалось и не ремонтировалось, однако многие из клубов до сих пор функционируют по своему прямому назначению. Между тем, при грубых переделках эти здания утрачивают аутентичность, потому что «конструктивизм – это стиль строгих деталей. Поменять в них, например, окна – значит многое изменить…». Этих зданий мало, и будем надеется, что они доживут до того момента, когда власти найдут возможности их отреставрировать. 

Проект Библиотеки им. Ленина А. Щусева
Проект Библиотеки им. Ленина А. Щусева
Конкурсные проекты Библиотеки им. Ленина
Конкурсные проекты Библиотеки им. Ленина
Проект Библиотеки им. Ленина А. Щуко
Проект Библиотеки им. Ленина А. Щуко
© МУАР
© МУАР
© МУАР
© МУАР