МАРШ: Fuck Context

Под руководством Наринэ Тютчевой и Екатерины Ровновой бакалавры 2018/2019 учебного года формируют свое отношение к контексту, исследуя Трехгорную мануфактуру.

mainImg
Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова,
руководители студии Fuck Context:

«Дипломная студия с броским заголовком была посвящена дискуссии о профессиональной системе ценностей: любой архитектор так или иначе взаимодействует с контекстом, даже если не придает ему значения или сознательно отвергает необходимость подобного взаимодействия. Отсутствие видимого контекста – чистое поле – тоже контекст. По итогам года студенты должны были сформулировать собственное отношение к контексту через свой проект.

Территорией для размышлений стала Трехгорная мануфактура в Москве: существующий план землепользования и застройки (ПЗЗ) предусматривал снос некоторых объектов и возведение новых.
Работа началась с цикла коротких исследований, посвященных разным компонентам контекста: мировоззрению, истории, культурным кодам, городской ткани, пространству и архитектуре. Выполняя эти задания, студенты изучали территорию и параллельно формировали идею собственного проекта: отклик на каждую задачу ложился в основу работы с участками.

Студенты изучали аргументы проектировщиков ПЗЗ и на своем участке самостоятельно принимали решение, сносить ли предложенные к сносу здания или сохранять их, выбирая реконструкцию или иную трансформацию.

Во второй половине года студия перешла к более детальной разработке зданий – у каждого из участников был свой объект. В основе студии лежала идея о том, что характер здания определяет не функция – назначение Трехгорной мануфактуры, построенной как фабричный комплекс, изменилось, – а нечто иное. Каждый из студентов самостоятельно решал, что именно определяет характер здания и на какой из контекстов ему откликаться.

Результатом стали проекты, включающие не только архитектурные объекты, но и видеоэссе о пути размышлений, в результате которых студент пришел к проектному решению».
***
 
Башня-лабиринт
Дарья Храмова
Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
© МАРШ
Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
© МАРШ

Проект Дарьи Храмовой – башня, расположенная на периферийном участке между промышленной территорией мануфактуры и городской тканью. Проект стоит рассматривать как архитектурно-политический манифест: в ответ на постоянную джентрификацию, в результате которой целые группы людей оказываются лишены права на город, Дарья предложила создать своеобразную вертикальную улицу – башню-лабиринт.

Башня нарушает высотный регламент, превышая отметку в 37 метров. Рост вверх – это и стремление найти новый символ для существующей территории, и желание вышагнуть из окружения постсоветской архитектуры, вместо того, чтобы подстраиваться под него. При этом новый объект не закрывает панораму на значимые исторические здания.
  • zooming
    1 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ

Сложная структура башни-лабиринта с лестницами и переходами воплощает собой пространство живой улицы со всеми сложностями и противоречиями. Ее предназначение в том, чтобы наполняться разными функциями и тем самым выполнять всевозможные желания современного обывателя, для которого визит в здание должен превратиться в увлекательное путешествие.
  • zooming
    1 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ

Внутренняя структура башни, впрочем, вполне рациональна: несколько ядер жесткости и сетка колонн позволяют встраивать между ними модули – о небольших до огромных. Здесь можно найти офисы, кафе, жилье – модули сдаются в аренду. Первые несколько этажей выглядят как хаотичное нагромождение маленьких домиков, а затем структура здания становится более рациональной, чтобы противостоять ветровым нагрузкам. Пространства на разных уровнях соединяются пандусами.
***

Дом-интроверт
Варвара Долгая
Дом-интроверт. Автор работы: Варвара Долгая. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
© МАРШ

Варвара Долгая решила спроектировать для Трехгорной мануфактуры новое здание, которое рассматривает как культурный артефакт: появившись на площади, образованной историческими корпусами, оно становится важной точкой притяжения, повышая ценность территории.

Сюжет построен на сочетании двух контрастных пространств: библиотеки (места, которое хранит тишину) и зала камерной музыки (места, где решающее значение имеет звук). Автору была важна инклюзивность пространств: не только в смысле доступности, но и в плане значимости для горожан. И библиотеки, и музыкальные залы не очень востребованы в России, но при этом способны дать сильные культурные впечатления.
  • zooming
    1 / 8
    Дом-интроверт. Автор работы: Варвара Долгая. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 8
    Дом-интроверт. Автор работы: Варвара Долгая. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 8
    Дом-интроверт. Автор работы: Варвара Долгая. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 8
    Дом-интроверт. Автор работы: Варвара Долгая. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 8
    Дом-интроверт. Автор работы: Варвара Долгая. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 8
    Дом-интроверт. Автор работы: Варвара Долгая. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 8
    Дом-интроверт. Автор работы: Варвара Долгая. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    8 / 8
    Дом-интроверт. Автор работы: Варвара Долгая. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ

Ровно наполовину здание заглублено. Библиотека располагается в надземной части, а зал камерной музыки – в подземной. Все этажи выстроены вокруг атриума, силуэт которого напоминает песочные часы. Надземная часть атриума улавливает свет, а подземная – отражает звук.
***

Сценарий
Артемий Кондон
Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
© МАРШ

Артемий Кондон работал с Домом Культур, который в советское время был пристроен к зданию XIX века, а сейчас находится на задворках Трехгорной мануфактуры, в темном углу, куда выходят технические коробы кондиционеров. Изучив территорию, Артемий понял, что не хочет сносить здание, а хочет подчеркнуть архитектурный «палимпсест», который образовался за полтора века.

Сохраняется только несущий каркас здания – бетонные колонны и балки перекрытий. Сами перекрытия, ограждающие конструкции и кровля заменяются. В небольшом четырехэтажном здании появляются бар, над ним – амфитеатр и сцена, а в кровле над сценой – фонарь верхнего света. Здание и его характер становятся идеальной декорацией для экспериментальной театральной площадки, а сквозь каркас-скелет из колонн и балок проглядывает фасад здания XIX века с заложенными оконными проемами, а также следы старой лестницы.
  • zooming
    1 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    8 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    9 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    10 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    11 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    12 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    13 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ

Окна могут открываться и закрываться, чтобы показывать здание и его внутреннюю жизнь обитателям Трехгорной мануфактуры, приглашая зрителей. Или же, напротив, скрывать происходящее.
***
 

14 Октября 2019

Похожие статьи
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
СПбГАСУ 2023: Санкт-Петербург
В очередной подборке дипломных работ выпускников СПбГАСУ – варианты преобразования бывших промышленных территорий Санкт-Петербурга. Проекты получили высокую оценку комиссии, а также награды на всероссийском конкурсе дипломных работ по архитектуре и дизайну.
СПбГАСУ 2023: Милан
Пять дипломных работ, подготовленных студентами СПбГАСУ в рамках сотрудничества с Миланским политехническим университетом (POLIMI). Все они посвящены проектам развития территории Ortomercato в Милане и отмечены профессорско-преподавательским коллективом POLIMI.
СПбГАСУ 2023: Арктика
Представляем пять «арктических» выпускных работ студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Все они посвящены развитию Салехарда, предлагают городу новые доминанты и стремятся учитывать требования к проектированию в условиях Крайнего Севера.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: бакалавры
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров, подготовленные в мастерских Никиты Явейна, Вячеслава Ухова, Евгения Жука и Николая Смелкова: 250-метровая башня, библиотека, конный клуб с мотелем и проект реставрации тихвинского Введенского Девичьего монастыря.
От «Правды» до Хабаровска
В этом году среди работ практикантов Института Генплана – идея для активации московского комбината «Правда» с постройками Ильи Голосова, благоустройство рабочего поселка на БАМе, от которого до ближайшего города – 12 часов езды на машине, и три версии превращения заброшенного пионерлагеря в образовательный хаб, подобный «Сириусу». Два участка из трех имеют заинтересованного заказчика, так что вероятно, что студенческие исследования не пропадут зря.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: мастерская...
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева: три варианта музейного комплекса на территории серого пояса, гидропарк в Приморском районе, а также мотель при конном клубе в Ольгино.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
СПбГАСУ 2023: бакалавры «Ландшафтной архитектуры»
Преподаватели нового направления СПбГАСУ выбрали и прокомментрировали лучшие работы третьего выпуска. Они посвящены ландшафтной ревитализации двух территорий: парка Ваккосалми в Сортавале и карьера в поселке Металлострой.
Магистры МАРХИ-2023
Выпускники кафедры «Архитектура жилых зданий» группы Владимира Юдинцева и Елены Ганушкиной решали в своих работах наболевшие проблемы Москвы: упорядочивали большие бесструктурные кварталы, активизировали межмагистральные территории и исследовали разнообразие исторической городской среды.
Форты, птицы и залив
Остров Котлин известен прежде всего тем, что на нем располагается город Кронштадт. Дипломная работа Анастасии Мишиной, выпускницы кафедры Дизайна архитектурной среды СПбГАСУ 2022 года, посвящена формированию туристической среды не менее интересной западной части Котлина: с фортами «Риф» и «Шанец», местами гнездования птиц и одними из лучших видов на Финский залив.
Калуга-Сити
Калуга в очередной раз стала площадкой для отработки идей молодых архитекторов. Под руководством Михаила Корси и при содействии главного архитектора города Алексея Комова бакалавры Государственного университета по землеустройству подготовили проект нового делового центра. В нем есть коливинги, фуникулеры, теплицы на крышах и множество отсылок к старой Калуге.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Древолюция на древозаводе
Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.
СПбГАСУ-2022: магистры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
СПбГАСУ-2022: бакалавры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.