Сергей Георгиевский: «Зодчество» – это клуб»

Агентство стратегического развития «ЦЕНТР» впервые принимает участие в фестивале «Зодчество» с кураторским проектом РЕ-ПРОМ и несколькими публичными мероприятиями. О проекте, поводах к участию в фестивале и публичности в работе Агентства мы говорим с его руководителем Сергеем Георгиевским.

Елена Петухова

Беседовала:
Елена Петухова

mainImg
0 Агентство стратегического развития «ЦЕНТР» ведет активную информационную политику, презентуя общественности проекты, в которых оно участвует, и исследования, которые проводит по собственной инициативе. В чем цель такой публичности?

Сергей Георгиевский: Мы сделали публичность частью нашей деятельности, включив ее в систему базовых ценностей компании. Все результаты нашей работы исследования и методики мы выкладываем в публичный доступ. Мы не боимся делиться идеями. При современном уровне развития информационных технологий тратить ресурсы и время на то, чтобы защитить интеллектуальную собственность – глупо. Ты потеряешь первым. Всегда найдется тот, кто сможет реализовать твою же идею быстрее тебя. Зато представив свою работу публично, ты гарантировано получишь больше идей и больше направлений для дальнейшей работы в виде ответной реакции со стороны экспертного сообщества.
Сергей Георгиевский, руководитель Агентства стратегического развития «ЦЕНТР». Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»
Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»

Если говорить о нашем сообществе, то оно настроено достаточно критично в отношении любых проектов или исследований. Какую пользу вы можете извлечь из подобной критики?

Критика критике рознь и то, что в большинстве своем она сводиться к неконструктивным форматам – это временное явление, симптом общего состояния сообщества, не привыкшего вести конструктивный диалог. И когда мы публикуем результаты нашей командной работы, мы надеемся таким образом изменить уровень, насыщенность, качество этого диалога. А поднимая выше планку требований к собственной работе, в том числе под влиянием критики, мы формируем другой уровень конкуренции, который в свою очередь стимулирует нас к дальнейшему росту. Это замкнутая система, подстегивающая к развитию, к все новым и новым шагам вперед. Без критики, без публичного обсуждения, образуется информационный вакуум, который ведет если не к деградации, то к стагнации отрасли.

Я уверен, нет никакого смысла скрывать информацию, наоборот, нужно отдавать все, давая этому прокрутиться через «мясорубку» критики, отзывов, позитива, негатива, коллабораций и так далее. И в результате ты получишь новый продукт 2.0. В нашей сфере деятельности, для аналитического агентства, специализирующегося на градостроительстве, урбанистике и архитектуре этот «перпетум мобиле» точно работает.
Одна из сессий конференции «Комфортный город» 2018. Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»

Ваши партнеры и заказчики разделяют эту точку зрения?

На начальном этапе сотрудничества не всегда. Но мы популяризируем открытость в работе с любыми, даже самыми непростыми территориями. Мы объясняем заказчикам и партнерам, что прозрачность, высокий уровень информативности, готовность к диалогу с различной аудиторией – это эффективный репутационный механизм, который позволит сформировать будущее проекта в долгосрочной перспективе. Это не просто, так как требует много сил, энергии, эмоций, ведь кроме того, чтобы сделать работу нужно все объяснить, описать, рассказать, ответить на все вопросы. Но мы придерживаемся наши принципов и стараемся переубеждать наших партнеров, которые в большинстве случаев соглашаются с тем, что тактика открытости работает и берут ее на вооружение при развитии новых проектов. Возможно это звучит высокопарно, но мы видим свою миссию в том числе и в том, чтобы популяризировать среди профессионального сообщества открытый транспарентный подход к работе с разными типами недвижимости и территорий. Уверен, что эти «инвестиции» дадут в будущем отличный доход.
Объявление финалистов Открытого международного конкурса на разработку концепции и мастер-плана экорайона в Казани. Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»

Все вышесказанное объясняет причины и логику участия в различных профессиональных мероприятиях. А чем вас заинтересовало «Зодчество»? Контактами с регионами, новой аудиторией или еще чем-то?

Раньше мы никогда не участвовали в «Зодчестве», считая, что это не наш профиль, не наш формат, ограничивающийся узкоотраслевым диалогом. Нам были интересны открытые межотраслевые площадки, такие как ProEstate или Московский урбанистический форум. Но со временем стало ясно, что на подобных форумах говорится обо всем, кроме архитектуры. Градостроительные подходы, экономика, социология, социокультурное программирование, – все, кроме собственно того, какое воплощение, какую форму это получает. И эта недооцененность роли архитектуры и архитекторов в современном дискурсе приводит к многим серьезным просчетам.
Заседание жюри на MUF Lab 2018. Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»

Я считаю, что образование, дающее человеку пространственное мышление, позволяющее оценивать сложные системы во всех измерениях, своего рода 5D моделирование, можно получить только учась на географа или архитектора. Остальные специальности дают более узкое, сфокусированное на отдельных аспектах вопроса видение, приводящая к упрощенной картине и неизбежным ошибкам. Востребованность и важность пространственного мышления неизбежно приведет к тому, что профессия архитектора эволюционирует. В будущем именно архитектор, а не менеджер или маркетолог, как сейчас, будет выступать лидером или медиатором сложных межотраслевых консорциумов, разрабатывающих комплексный продукт городского развития. И уже сегодня успеха добиваются архитектурные бюро нового поколения, создающие внутри себя аналитические и экономические отделы или вступающие в кооперацию с консалтинговыми компаниями, такими как мы. Поэтому нам интересен диалог с архитекторами, чтобы общими усилиями, соединяя архитектуру с другими областями знаниями, создавать продукт будущего.

Мы идем на «Зодчество», в этот своеобразный клуб, чтобы вступить в диалог с архитекторами. Надеюсь, и для архитекторов диалог с нами, как с аналитиками, постоянно занимающимися наблюдениями и комплексной оценкой того, что происходит в этой области, будет полезен.

А как вы планируете вести этот диалог? В рамках специального проекта, который вы показываете на фестивале?

Мы хотим показать исследование «Москва РЕ:промышленная». Это наш собственный проект, рассчитанный на долгосрочную перспективу и позволяющий увидеть потенциал, в первую очередь экономический, бывших промзон. В своей работе мы столкнулись со стереотипным отношением к промышленному наследию. Есть мнение, что работать с ним всегда нерентабельно, вне зависимости от того, памятник историко-культурного значения ли это или нет. Мы в своем исследовании показали, что это не так, что представление о безумных затратах на реставрацию и приспособление – это заблуждение. Впервые, насколько я знаю, мы соединили архитектуру, градостроительство, экономику и историко-культурный блок, проведя независимое исследование на основе комплексного анализа.
Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»

Этим исследованием мы занимались в течение двух последних лет вместе с архитектурным бюро «Рождественка», а также со специалистами НИиПИ Генплана Москвы и историка архитектуры Марины Хрусталевой. И сейчас мы представляем на «Зодчестве» его самую актуальную и полную версию с акцентом на архитектурном аспекте. В нашей экспозиции, в рамках кураторского проекта, будет представлено все, что связано с редевелопментом и реновацией промышленных зон с отсылкой к российскому и международному опыту. В нашем «архитектоне» будут работать эксперты, открытые к диалогу со всеми: кто хотел бы обсудить исследование и методику его проведения. Об этом же мы будем говорить на панельной дискуссии, которая состоится 21 ноября, в последний день деловой программы фестиваля.
Исследование «Москва РЕ:промышленная». Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»

Участие в выставке – это всегда необходимость найти правильный формат подачи информации. Вы успешно используете печатные и цифровые форматы, а насколько сложным оказался для вас экспозиционный способ подачи аналитической информации?

Нам, конечно, приходится сложнее, чем обычным экспозиционерам, у которых в распоряжении есть материальные объекты, которые сами по себе несут большой объем информации, визуальной, тактильной и ассоциативной. Но мы решили использовать по-максимуму инфографику, трансформировав результаты исследования в формат лаконичных и визуализированных месседжей. Мы покажем демо-версию самого исследования и предоставим возможность всем посетителям получить его бесплатно. Но самое главное – мы сами будем работать на экспозиции, которая превратится в мини-общественное пространство, дискуссионную площадку.

В данном случае мы не стремились к каким-то новшествам и использовали самые традиционные приемы, поскольку для нас экспозиция – это лишь фон, на котором происходит диалог. И ценность представляет та точка, то место, в котором этот диалог возможен, и где вы можете найти того, кто заинтересован в диалоге не меньше, чем вы.
Одно из мероприятий в рамках конкурса по малым городам и историческим поселениям. Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»

И в этом, на наш взгляд, самый главный смысл и самый востребованный формат коммуникации на «Зодчестве»: не монологи с трибуны, а непосредственное, личное общение между профессионалами. Я не случайно использовал слово «клуб». Мне кажется, это ключ к пониманию значения «Зодчества», во время которого и должны создаваться коллаборации, происходить неформальные и конструктивные диалоги между членами «клуба» – архитекторами из разных регионов России.

Концепция «клуба» предполагает кулуарный, внутрицеховой формат общения. Но разве фестиваль «Зодчество» не является местом для налаживания диалога между профессионалами и обществом, в том числе для лоббирования интересов цеха?

Мне кажется, что с точки зрения профессии и всей нашей отрасли, если бы был налажен внутренний, внутрицеховой диалог другого качества, то и лоббировать свои интересы было бы проще. Сейчас архитектурное сообщество разобщено. Но главное – никакие современные коммуникационные технологии не способны дать тот конструктивный, симбиотический эффект, который достигается, когда профессионалы собираются вместе на одной площадке, чтобы вместе обсудить актуальные проблемы. Нет того контакта, нет той конструктивной энергии. Поэтому так важны живые и публичные форматы, такие как фестиваль «Зодчество», которые дают возможность почувствовать себя частью сообщества, с понятными ценностями, ориентирами и общими знаниями, опытом, мыслями и устремлениями – это ощущение дает другую смелость идей и другую поведенческую модель во взаимоотношениях с заказчиками и с партнерами.
Заседание жюри Международного открытого конкурса на разработку концепции и мастерплана экорайона в Казани. Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»

Что еще вы планируете показать на фестивале «Зодчество»?

Еще одна история, которую мы представим на «Зодчестве», вдохновляет нас весь последний год. Мы работаем по всей России, но недавно оказались в Якутии, которая нас совершенно поразила своей пассионарностью. Республика занимает шестую часть территории России и ее ресурсы, ее потенциал сейчас только раскрывается. И мы очень рады участвовать в этом процессе. Один из наших совместных с Knight Frank проектов – «Кангалассы 2.0» мы показывали в октябре на Восточном экономическом форуме, а на «Зодчестве» мы решили презентуем совершенно новый проект – инновационное для Крайнего Севера общественное пространство «Парк будущих поколений» в столице Республике Саха. Руководство республики серьезно задумывается о том значении, которое будет иметь Якутия и ее жители в будущем, и уже сейчас много работает над тем, чтобы это будущее возникло. В том числе в виде общественного пространства нового качества. Условия вечной мерзлоты и экстремальные температуры делают этот проект создания городского парка, функционирующего круглогодично, особенно сложным. Мы пытаемся на примере этого парка выработать новые решения для арктических городов, доказывающие, что качество общественных пространств для Крайнего Севера может быть не ниже, чем во всех остальных городах страны, и люди, которые там живут, заслуживают той же степени комфортности. Об этом проекте и разрабатываемом подходе мы расскажем на пресс-конференции, которая состоится во второй день фестиваля, 20 ноября.

19 Ноября 2018

Елена Петухова

Беседовала:

Елена Петухова
Похожие статьи
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Сергей Георгиевский: «Зодчество» – это клуб»
Агентство стратегического развития «ЦЕНТР» впервые принимает участие в фестивале «Зодчество» с кураторским проектом РЕ-ПРОМ и несколькими публичными мероприятиями. О проекте, поводах к участию в фестивале и публичности в работе Агентства мы говорим с его руководителем Сергеем Георгиевским.
Святослав Мурунов: «Сила «Зодчества» – в открытости...
Международный архитектурный фестиваль – наиболее подходящая для обсуждения волнующих архитекторов тем площадка, уверен куратор спецпроекта, социальный инженер, идеолог Центра прикладной урбанистики (ЦПУ) Святослав Мурунов.
Заглядывая в экобудущее
Конкурс на концепцию первого экорайона в Казани завершился победой российско-британско-французского консорциума во главе с консалтинговой компанией Knight Frank. Показываем проекты всех трех финалистов и видеопрезентации к ним.
Владимир Фролов: «Стремление к абсолютному комфорту...
В преддверии фестиваля «Зодчество`18» главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов рассказал о своем кураторском проекте – выставке «Идеал и норма», которую можно будет увидеть в «Манеже» с 19 по 21 ноября
Сергей Кузнецов: «Кураторские проекты – лучшее, что...
Архитектурные выставки, и фестиваль «Зодчество», в том числе, – это всегда поиск баланса между профессиональным дискурсом и популярной подачей. О специфике трансляции профессиональной информации для широкой аудитории мы говорим с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым
Влад Савинкин и Владимир Кузьмин: «Наша цель – РЕ-Зодчество»
Фестиваль «Зодчество′18» пройдет с 19 по 21 ноября в «Манеже». О том, какие новые идеи реализуют кураторы фестиваля Владимир Кузьмин и Влад Савинкин, вновь, как и 6 лет назад, отвечающие за оформление и содержание экспозиции, читайте в нашем интервью
Технологии и материалы
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Сейчас на главной
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.