Чайка и Мастер-ключ

DNK ag спроектировали для ЗИЛАРТа башню «Чайка», а также выступили кураторами 26 квартала, где некоторые «партии» исполнили самостоятельно. Говорим с DNK ag об их работе на ЗИЛе.

mainImg
Проект:
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь. Квартал 14.1 «Чайка»
Россия, Москва, ул. Автозаводская, 23 (14)

Авторский коллектив:
Д. Лоренц, Н. Сидорова, К. Ходнев, А. Картавая, И. Каширин 

2016 / 11.2023

Генпроектировщик: Sergey Skuratov Architects
Девелопер: «Группа ЛСР»
ЗИЛАРТ. 3-ая очередь. Квартал 26. «Мастер-ключ»
Россия, Москва, ул. Автозаводская, вл. 23 (26)

Авторский коллектив:
Д. Лоренц, Н. Сидорова, К. Ходнев, А.Картавая, И.Каширин, при участии М. Устюговой, Е. Филатовой, А. Таранухи, П. Швецова
26.3 (фасады) Бюро BERNASKONI

2017

Генпроектировщик: бюро «Меганом»
Девелопер: «Группа ЛСР»
ЗИЛАРТ – уникальный строительный проект
«ЗИЛАРТ – жилой район на полуострове бывшего завода ЗИЛ в 5 км от центра Москвы, – уникален по своему подходу к проектированию, поэтому мы с большим интересом приняли приглашение поучаствовать в этом проекте. Его уникальность – в сотворчестве многих архитектурных бюро и в наличии дизайн-кода. А по словам Юрия Григоряна, основателя бюро «Меганом», автора мастерплана и главного куратора, ЗИЛАРТ – пилотный проект современной московской градостроительной политики, частью которой является реконструкция промзон: «Здесь переосмыслены и применены все те стандарты устройства городской среды, которые были созданы для центра города и изобретено много нового».

DNK ag спроектировали на ЗИЛАРТе дом «Чайка» 14 квартала во второй очереди и 26 квартал в третьей очереди.
ЗИЛАРТ. 2-я и 3-ая очередь. Квартал 14 и 26. Генплан © предоставлено DNK ag

ЗИЛАРТ как кураторский проект
«Концепция ЗИЛАРТа – продуманный мастерплан и единый дизайн-код, где здания и кварталы разрабатывают разные архитекторы, создавая тем самым многообразие среды. В первой очереди заказчик (компания ЛСР) приглашала архитекторов, каждый из которых делал свой квартал. Затем было выделено три куратора из состава первой очереди, которые занимались архитектурой второй очереди. Ими стали «Меганом», Sergey Skuratov Architects и «Цимайло, Ляшенко и партнеры». У каждого куратора было по два квартала, один он проектировал сам, а второй отдавал приглашенным архитекторам. Нас позвал Сергей Александрович Скуратов, и мы сделали башню «Чайка» в едином квартале с Ильей Уткиным. Несмотря на то, что каждый автор презентовал свой проект заказчику, за общий результат отвечал куратор. Для него сложность состояла в непредсказуемости: что принесут другие авторы и понравится ли это заказчику. Кураторы не вмешиваются в творческий процесс, при этом их задача заключается в том, чтобы собрать правильный оркестр и дирижировать. Заказчику понравилась наша «Чайка», и по итогам второй очереди нам предложили в третьей уже курировать целый квартал».
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag
ЗИЛАРТ. 3-я очередь, «Мастер-Ключ». Квартал 26
© DNK ag

ЗИЛАРТ как синергия архитекторов
«Это одна из важных особенностей ЗИЛАРТа. Проектирование по всем кварталам велось параллельно, у всех что-то менялось, поэтому приходилось координировать задачи по планировкам, инсоляции, взаимной увязке с соседними кварталами. Все договаривались, как и что изменить. Очень интересно проходила защита одной из очередей. Архитекторов было много, двенадцать бюро. Каждый делал презентацию своего дома, и каждый по-разному интерпретировал одну и ту же программу. Задача добиться разнообразия была выполнена: использовали один и тот же дизайн-код, а результаты получили отличные друг от друга».
ЗИЛАРТ. Фрагмент общего вида. Авторы проекта © предоставлено DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag

Дизайн-код
«В проектах мы следовали дизайн-коду ЗИЛАРТа. Он задавал градостроительные параметры и параметры для зданий по высотности и основным членениям объемов, требования к материалам. В каждой очереди был дан набор из нескольких высот, чтобы силуэт вдоль улиц был неоднородным: не череда пластин, а ритм. Например, для второй очереди в нашем проекте в рамках дизайн-кода было задано, что одни дома представляют собой точечные башни, а другие – пластины по периметру. Все вместе они образовывают квартал, довольно проницаемый. Проницаемые разновысотные кварталы – так можно описать один из принципов дизайн-кода ЗИЛАРТа. Что касается ярусности, то все было демократично: автор сам выбирал, членить фасад на ярусы или нет. В материалах распределение было такое: 70% кирпича и 30% другого материала. По цвету дома предполагались краснокирпичные, темные и белые. Как раз в 14 квартале, в котором мы приняли участие вместе с Ильей Уткиным, у нас была белая башня «Чайка», а у Ильи – краснокирпичный дом.
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag

Для благоустройства всей территории и дворов в дизайн-коде тоже были разработаны правила. Под каждым кварталом находится гараж, а на его эксплуатируемой кровле расположен двор. Подземную часть и благоустройство дворов в наших 14 и 26 кварталах мы также сделали сами силами бюро».

Материалы
«Из-за прямоугольной сетки генплана и кирпичных фасадов у ЗИЛАРТа отчасти образ Нью-Йорка, что необычно для Москвы. К достоинствам ЗИЛАРТа относятся очень хорошие пропорции улиц, соотношение ширины улиц к высоте домов. Уже сейчас видно, что структура, созданная «Меганомом», успешна. Здесь есть свой «Центральный парк» – «Тюфелева роща», свой Бродвей – бульвар с высотными зданиями, который пока не построен. Скорее всего, по пропорциям улиц и домов там тоже все угадано хорошо.

Что касается материалов, то были планы по выпуску авторского кирпича. Компания ЛСР имеет свое производство, и она добилась определенных успехов в выпуске кирпича, но экономика сейчас не благоприятствует индивидуальным авторским разработкам. Для самых красивых кирпичей, по мнению архитекторов, нужны самые дорогие глины, а их в России нет. Впрочем, с применением определенных технологий удается получить и белый кирпич, и черный, и глянцевый. Для всех проектов обязательно делается образец фрагмента фасада в натуральную величину. У ЛСР есть понимание, что материал облицовки должен быть долговечен и удобен в эксплуатации. Это не тот девелопер, который действует по принципу «построить и уйти».

Кроме материала как такового, в проекте очень важны и пластика фасадов, и учет светотени на поверхности, так как почти все здания воспринимаются в ракурсе улиц. Наш кирпичный дом в третьей очереди в чем-то продолжает тему с многослойным фасадом на «Рассвете». Для детского сада придумана ребристая поверхность. На «Чайке» кроме складчатости общей геометрии фасада поверхность имеет рельефную поверхность.
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag

Квартирография ЗИЛАРТа
«Во второй очереди довольно крупные квартиры (трехкомнатные – 100-120 м², двухкомнатные – от 63 м², однокомнатные – 46 м²). В «Чайке» на типовом этаже однокомнатные и двухкомнатные квартиры. В угловых квартирах кухни-гостиные ориентированы на хорошие виды. Последний этаж отдан наиболее просторным трехкомнатным квартирам с более высокими потолками 3,60 м, выходящим на две стороны. Остальные потолки 3,10 м.

В третьей очереди трехкомнатные квартиры начинаются от 80 м², двухкомнатные по 54 м², а однокомнатные от 34 до 40 м². У нас много европланировок, когда кухня объединена с гостиной, хотя есть и традиционные планировки с маленькой кухней. В однокомнатных квартирах кухня-гостиная составляет 16-17 м², спальня минимального размера 12-13 м². В трехкомнатных квартирах размером 80 м² у нас кухня-гостиная 26 м². Это хороший размер. Люди вполне готовы к кухням-гостиным».

 
14 квартал и Башня «Чайка»
«Чайка» – доминанта внутри квартала, мы придали ей более активную поверхность, чем у соседних зданий. Стилизованная галочка – угол излома фасада – означает чайку из-за сходства с силуэтом расправленных крыльев. Этот мотив проявляется и в складчатом фасаде, и в более мелком диагональном рисунке на нем.
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag

То есть у фасада есть крупный рисунок и мелкий: пластика существует на разных уровнях. Складчатость и разная освещенность граней создает эффектное скользящее восприятие в ракурсе. Окна разные, они тем больше, чем выше расположены. Есть несколько модулей: от пола до потолка и поменьше. Стеклянные углы башни – это и художественный акцент и функциональный, потому что из них открывается вид на реку.
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag

В квартале есть один главный вход во двор с рецепцией и консьержем, и дальше, через двор, уже можно попасть в подъезды. Двор приватный, для жителей и их гостей. По периметру квартала идут общественные помещения. На ЗИЛАРТе специальные консультанты занимались стрит-ритейлом, заполнением первых этажей, и они для каждого квартала указали, где должны быть фитнесс-залы, кафе, офис и пекарни. Так что это не безликие помещения, а запрограммированная инфраструктура с учетом пешеходных и автомобильных потоков.

Проектируя башню «Чайка», мы с автором соседнего дома Ильей Уткиным работали независимо, но при этом неожиданно угадали движения друг друга. У нас складчатая структура фасада собирается из фибробетонных плит, каждая из которых имеет диагональный рельеф. На фасаде уткинского дома сделан шевронный рисунок. И хотя у нас с Уткиным отсылка к разным первоосновам, образовался объединяющий мотив. И голубь Александра Бродского на его кирпичном доме, по-соседству с нашим, тоже оказался в чем-то созвучен, но уже по теме «птиц», хотя заранее это не планировалось».
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1. Разрез © DNK ag

26 квартал и «Мастер-ключ»
«Как уже говорилось ранее, после успешной работы на второй очереди на третью нас уже выбрали кураторами. Мы курировали 26-ой квартал, примыкающий к школьной площади. Для работы над фасадами одного из домов квартала мы, в свою очередь, пригласили бюро Бориса Бернаскони. Квартал состоит из трех жилых корпусов и детского сада, объединенных общей подземной частью.

Мы решили продолжить тему сотрудничества разных авторов, одну из самых ярких особенностей ЗИЛАРТа, но в микромасштабе, внутри нашей мастерской. Для фасада угловой башни каждый сотрудник разработал свой этаж, потом мы смешали в случайном порядке эти этажи, выбирая высоту по жеребьевке, собрали их в макете, а дальше доработали и гармонизировали фасады.
ЗИЛАРТ. 3-я очередь, «Мастер-Ключ». Квартал 26
© DNK ag
ЗИЛАРТ. 3-я очередь, «Мастер-Ключ». Квартал 26
© DNK ag
ЗИЛАРТ. 3-я очередь, «Мастер-Ключ». Квартал 26
© DNK ag

Получился дом-манифест или, как мы его назвали, «Мастер-ключ», в котором много разных рук, и голов, и глаз, и подходов, – живой фасад с разными окнами и богатой поверхностью, у которой есть и узор, и рельеф, и фактура, и текстура. Разработали варианты паттерна из «пикселей»: светлый выступающий «камень» с темными кирпичами, темный «камень» – со светлыми. Тем более у нас есть аналогичный опыт «Рассвета». Даже если рельеф сделать не удастся по экономическим соображениям, наш кирпичный узор сохранит характер благодаря цвету и «пиксельной» структуре.

За белый дом в 26 квартале отвечал Борис Бернаскони. Он сделал выступающие окна-эркеры. Если у нас на фасаде мелкие пиксели, то у него пикселем стало окно. При этом у него еще и активный фон – черно-белый узор «березка». В обоих случаях есть пересечение с нашей поверхностью, просто у нас регулярный орнамент, а у него – хаотический. Фасад он предпочел спроектировать без ярусов, монолитный.

Градостроительная роль у домов в квартале разная: дом Бернаскони и наш краснокирпичный находятся внутри застройки, поэтому они более спокойные. Наша пестрая башня «Мастер-ключ», наоборот, акцентирует угол, выходит на улицу, заканчивает застройку перед паузой школьного парка. По улице идет ряд домов-пластин, построенных на той или иной сетке, а нам хотелось сделать вещь-событие в другой логике».
ЗИЛАРТ. 3-я очередь, «Мастер-Ключ». Квартал 26
© DNK ag

«Детский сад – домик со скатной крышей в 1-2 этажа замыкает периметр квартала. Он имеет меньший масштаб, потому что выходит на пешеходный бульвар и школу. На ЗИЛАРТе в основном большие дома, но мы вместе с куратором Юрием Григоряном считали, что должны быть и микрособытия. В данном случае это детсад. Часть его крыши предназначена для прогулок. Это площадка, разведенная по высоте с двором дома. Так мы решили не только функциональную проблему, но и тему кровли: люди будут видеть из окон продолжение двора».
ЗИЛАРТ. 3-я очередь, «Мастер-Ключ». Квартал 26
© DNK ag

 
Проект:
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь. Квартал 14.1 «Чайка»
Россия, Москва, ул. Автозаводская, 23 (14)

Авторский коллектив:
Д. Лоренц, Н. Сидорова, К. Ходнев, А. Картавая, И. Каширин 

2016 / 11.2023

Генпроектировщик: Sergey Skuratov Architects
Девелопер: «Группа ЛСР»
ЗИЛАРТ. 3-ая очередь. Квартал 26. «Мастер-ключ»
Россия, Москва, ул. Автозаводская, вл. 23 (26)

Авторский коллектив:
Д. Лоренц, Н. Сидорова, К. Ходнев, А.Картавая, И.Каширин, при участии М. Устюговой, Е. Филатовой, А. Таранухи, П. Швецова
26.3 (фасады) Бюро BERNASKONI

2017

Генпроектировщик: бюро «Меганом»
Девелопер: «Группа ЛСР»

04 Сентября 2018

Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Cité для Наро-Фоминска
Новый район на острове в центре Наро-Фоминска продолжает идеи развития территории шелкоткацкой фабрики, вокруг которой, собственно, и возник город. Авторы умело, мотивированно миксуют разные форматы среднеэтажной застройки и эффективно используют островное положение, предлагая множество форматов взаимодействия с водой, доступных для всех горожан. Неудивительно, что в области проект считают образцовым и достойным подражания. И еще это пример редкостной синергии между заказчиком и архитекторами.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
Мечта Азимова
Проект DNK ag победил в конкурсе на АГО Национального центра физики и математики в Сарове, проведенного корпорацией Росатом совместно с МГУ, РАН и Курчатовским институтом.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Знак бесконечности
Подробнее о проекте-победителе конкурса «Горизонт», посвященного кампусу на кровле самого заметного, выходящего на реку, корпуса завода Севкабель в Петербурге. Знаковая форма с множеством вариантов интерпретаций окружена развитым общественным пространством: что еще нужно современному человеку.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
От дома-коммуны к ко-ливингу
В комплексе апартаментов CO_LOFT, спроектированном бюро DNK ag, промышленное наследие 1930-х переосмысляется через идеи 1920-х, когда поиск новых форм жилья был одним из основополагающих направлений в архитектуре.
Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018
В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.
ДНК аг: «Для нас этот конкурс стал поводом предложить...
Архитекторы Даниил Лоренц, Наталья Сидорова и Константин Ходнев, чей проект стал одним из двадцати, вышедших в финал конкурса АИЖК на стандартизированное жилье, о смысле конкурса, идеале обитаемого пространства и условиях приближения к этому идеалу, в частности, микродевелопменте.
Культурный код
Собирая воедино мозаику из исторических и заново возведенных объектов комплекса Сытинской типографии, архитекторы из ДНК аг построили собственную лексическую парадигму, некий культурный код, основанный на тонкой игре ассоциаций и образов.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
DNK ag: «Параметров оценки очень много»
Разговор с Даниилом Лоренцем, Натальей Сидоровой и Константином Ходневым: о комплексности, уместности, поиске баланса и совместной работе, – продолжает цикл интервью проекта «Эталон качества».
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
В обход стереотипов
Архитекторы ДНК аг подошли к работе с застройкой комфорт-класса как к сверхзадаче. Им удалось разорвать шаблон «недорогое жилье равно типовое», оставаясь в рамках бюджета. Индивидуальный и профессиональный подход к массовому строительству позволил архитекторам создать комфортное, дружелюбное городское пространство.
Константин Ходнев: «Нам было важно сделать не просто...
В рамках воркшопа «Весенний МАРШ» в Казани, организованного МАРШ Лаб по инициативе правительства республики Татарстан, команда под руководством Константина Ходнева разработала концепцию преобразования села Верхний Услон в современную комфортабельную туристическую зону.
Похожие статьи
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.