English version

Подмосковный манеж

Команда бюро «Народный архитектор» подготовила проект реставрации манежа в Звенигороде. Зданию вернут исторические формы, здесь расположится звенигородский историко-архитектурный музей, обогащенный функциями культурного центра и общественного пространства.

mainImg
Проект:
Проект реставрации Звенигородского манежа
Россия, Звенигород, ул. Некрасова, 2

Авторский коллектив:
Дмитрий Селивохин, Алексей Курков, Антон Ладыгин

2018 / 11.2022
Если взять за скобки знаменитые памятники средневековой архитектуры – собор на Городке и Саввин монастырь, то здание, о котором пойдет речь – самое старое в современном Звенигороде, в той его части, которую мы сейчас воспринимаем как собственно «город», с бульваром и некоторым количеством кафе и магазинов. Здание, сейчас известное как Манеж, построили в 1830-е годы как винный склад. Тогда это была самая окраина, дальше – только кладбище. Некоторое время в XIX веке склады пустовали, затем в начале XX века их приспособили под манеж, заменив полукруглые ампирные окна большими прямоугольными. Позднее здесь ненадолго разместился театр, а в 1920-е начали показывать кино. Спустя полвека решили добавить второй зал, заодно пристроили большое фойе в западной части, отчего прямоугольный план превратился в Т-образный; заложили лишние окна, приподняли крышу, покрасили в лососёвый цвет и пустили по периметру белый поясок.
Проект реставрации Звенигородского манежа. Вид с ул. Московская (проектное положение) 2018 г.
© Архитектурное бюро «Народный архитектор»

С тех пор здание выглядит как типичный провинциальный дом культуры, коим оно и было в последние дни своей активной жизни в 1990-е годы. За патиной местечкового сталинского ампира сложно разглядеть памятник архитектуры XIX века, к тому же редкой для Подмосковья типологии – не доходный дом, не храм, а утилитарную постройку.
Проект реставрации Звенигородского манежа. Вид с ул. Московская (существующее положение) 2018 г.
Предоставлено Архитектурным бюро «Народный архитектор»

Сегодня манеж оказался в самом центре города. Московская улица, на которой он стоит – пусть и подпорчена советскими вставками и имитационными новоделами девяностых, но удобна для пешеходов, с магазинами и кофейнями, так или иначе здесь по-прежнему ощущается масштаб маленького города. Даже ЖК Центральный поблизости построили не выше пяти этажей. Манеж, однако, в течение последних пятнадцати лет был заброшен и пустовал, рядом возникали полулегальные парковки и свалки мусора. В 2016 году здание наконец получило охранный статус и перешло к Звенигородскому историко-архитектурному музею, который и заказал проект реставрации. Сейчас музей делит выставочное пространство с Саввино-Сторожевским монастырем, проводя временные выставки в царицыных палатах; после реставрации и приспособления Манежа он получит полноценное экспозиционное пространство в городе.

Команду бюро «Народный архитектор» привлекли две задачи: раскрыть лаконичную красоту памятника и помочь ему зажить новой жизнью. Необходимость умерить творческие порывы и четко следовать первоисточнику тоже оказалась серьезным вызовом. «Нашей задачей было переступить через себя и не проявлять архитектурных амбиций, минимальными движениями подчеркнуть старое», – говорит главный архитектор проекта Алексей Курков. От первоначальной идеи радикально переделать советскую часть – фойе, превратив ее в контрастно-современный объем, – отказались, и не только потому, что с получением охранного статуса проект полностью перешел в раздел реставрации. Архитекторы решили, что сохранить подлинную «хронологию» жизни здания – решение более правильное.
Проект реставрации Звенигородского манежа. 1830-е. Графическая реконструкция 2018 г.
© Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Собственно памятник – простой прямоугольный объем, лишенный всякого декора, кроме кирпичного карнизного пояска. Даже ампирные окна, по словам архитекторов, вполне «практичны», то есть конструктивно самодостаточны, так как их арки «сами себя держат». Лаконичный практицизм старых винных складов авторы сделали сутью проекта, словно бы отматывая «пленку» истории здания назад: предложили очистить кирпичную кладку от штукатурки, заложить поздние прямоугольные окна, раскрыть и восстановить заложенные – первоначальные – арочные. Архитекторы убирают аварийные выходы кинотеатра – небольшие тамбуры, сбивающие первоначальный масштаб. Фасады вновь становятся симметричными.
Проект реставрации Звенигородского манежа. 1830-е/2018. Графическая реконструкция
© Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Все, что остается от XX века, – фойе и пристройку с противоположной стороны, а также полутораметровый пояс под крышей, авторы предлагают покрыть светлой штукатуркой. Окна в фойе раскрывают до пола и добавляют новые – чтобы сделать эту часть стройнее, светлее и параднее. Здесь разместятся главная входная зона, санузлы и гардероб.
Проект реставрации Звенигородского манежа 2018 г.
© Архитектурное бюро «Народный архитектор»

В «дворовой» части здания сохраняют еще одну пристройку, поменьше. Она появилась одновременно с фойе в 1960-е годы. Это скорее вынужденная мера, на которую авторы пошли ради дополнительной площади: здесь расположатся сотрудники музея. С основным объемом пристройка соединяется воротами, через которые можно загружать и выгружать экспонаты. Ворота также служат эвакуационным выходом.
Проект реставрации Звенигородского манежа. Фасад по ул. Московская 2018 г.
© Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Планировка внутри исторического здания не меняется: малый и большой залы кинотеатра превращаются в выставочные залы, между ними – пространство для хранения экспонатов.

Большой зал площадью 350 квадратных метров – универсальный, с плоским полом. Здесь может разместиться любая выставка, из мобильных экспозиционных щитов легко построить и лабиринт, и еще один зал – в зависимости от требований экспозиции.

У малого зала сценарий несколько сложнее. По словам Алексея Куркова, «музей в центре небольшого города – это больше, чем только выставки, здесь могут проходить конференции, микроконцерты, выступления». Для этих целей в центре появляется небольшой амфитеатр, который к тому же напоминает о том, что когда-то здесь показывали кино. Понижение пола создает второй уровень зала и не разрушает общее впечатление от пространства, как сделала бы закрытая комната. Такое решение добавляет плоскостей для развески работ, а вокруг «ямы» отлично размещаются невысокие витрины, в которых можно выставлять мелкие предметы и книги.
Проект реставрации Звенигородского манежа. Фасад по ул. Некрасова 2018 г.
© Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Проект реставрации Звенигородского манежа. Планировка 2018 г.
© Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Самая яркая деталь интерьера – открытые фермы, которые объединяют все залы манежа. Они появились после реконструкции 1960-х годов, когда всю кровлю XIX века снесли, а здание надстроили. Существующая стропильная система полувековой давности сейчас в аварийном состоянии, ее полностью заменят на новую, сохранив рисунок, но выровняв шаг, чтобы фермы соотносились с раскрываемыми окнами.
Проект реставрации Звенигородского манежа. Аксонометрия 2018 г.
© Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Проект реставрации Звенигородского манежа. Интерьер малого выставочного зала 2018 г.
© Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Проект реставрации Звенигородского манежа. Интерьер выставочных залов 2018 г.
© Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Экспозиционные щиты архитекторы предлагают крепить к надстроенной части, не тревожа лишний раз историческую кладку. В полутораметровом поясе также скрыты провода, коммуникации и пожарная система.

«Проект восстановления и преобразования в музей манежа имеет ключевое значение для Звенигорода, – говорит соруководитель бюро «Народный архитектор» Дмитрий Селивохин. – По своей сути это один из символов города, который в силу различных обстоятельств оказался на грани уничтожения. Однозначно, восстановление подобных объектов очень важный и позитивный сигнал как для локальной городской среды, так и для страны. Манеж с неизбежностью станет катализатором развития множества социо-культурных проектов в Звенигороде, мы в полной мере понимаем огромную ответственность этого проекта. Уже в современной истории здание манежа несколько раз находилось под угрозой необратимых изменений, и для нас большая радость, что именно нам посчастливилось вернуть этот памятник культуры в городской ансамбль, тем более с такой чудесной функцией, как музей».

Так что здание складов-манежа, а теперь музея, вернув себе черты архитектуры тридцатых годов XIX века, но не утратив и части поздних наслоений, имеет все шансы превратиться в артистичный акцент на Московской улице – главной оси современного звенигородского центра. Сталинское фойе придает ему дворцовые черты, а кирпичная кладка с термальными окнами – почти венецианское брутальное обаяние. И хотя мы знаем, что российский николаевский ампир редко оставлял кладку открытой, в данном случае допущение кажется разумным: красота подлинного кирпича и небанальных, хотя и характерных для эпохи пропорций имеет шансы выделить здание в контексте окружающей, несколько суетной мещанской застройки, – почти как подмосковную маленькую Пунту Догана. В конце концов, правила венецианской хартии в проекте соблюдены: новое отделено от старого и новые конструкции на старые не опираются, коммуникации скрыты и не мешают восприятию, первоначальные элементы сохраняют и восстанавливают. Результат должен быть любопытным и украсить центр города, усилив его туристическую, культурную и атмосферную ценность.

Сейчас сотрудники музея начинают прорабатывать концепцию будущей экспозиции, бюро «Народный архитектор» планирует впоследствии присоединиться и к этой работе. Открытие музея намечено на 2020 год.
Проект реставрации Звенигородского манежа. Генеральный план 2018 г.
© Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Проект:
Проект реставрации Звенигородского манежа
Россия, Звенигород, ул. Некрасова, 2

Авторский коллектив:
Дмитрий Селивохин, Алексей Курков, Антон Ладыгин

2018 / 11.2022

19 Марта 2018

Примирение
Реставрация Соляного склада для Звенигородского музея-заповедника, с одной стороны, достаточно точно реализована по проекту бюро «Народный архитектор» – а, с другой стороны, она не обошлась без дополнительных исследований и корректировок, которые в данном случае, скорее, во благо. Обнаружен исходный цвет покраски, детали фасадов, лучше изучена история перестроек. Итог – проявлен импозантный характер ампирного здания, самого старого в городе, проявлены отличия поздних пристроек. Но, главное, город получил новое культурное и общественное пространство, которые уже «работает» вовсю.
Грот многоликий
Небольшое, на первый взгляд невзрачное, полуразрушевшееся и даже не очень древнее здание – Грот в Саду имени Баумана – АБ «Народный архитектор» отреставрировало со всей тщательностью, применимой к памятнику наследия. Сохранили романтическую привлекательность руины, добавили медийное содержание, исследовали каскадный фонтан, который, как оказалось полностью сохранился. Это целая история, рассказываем.
Где лебеди живут
В парке Горького по проекту бюро «Народный архитектор» благоустроили Малый Голицынский пруд. Здесь появились набережные-палубы и локальная доминанта – плавучий павильон для лебедей.
Похожие статьи
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.