English version

Ажурный опыт

Проект ЖК на улице Михайлова умело использует достоинства окружения к пользе будущих обитателей, развивая многие актуальные тренды: деталировка фасадов тщательна, общественные пространства продуманы как с точки зрения горожанина, так и для жильцов дома.

mainImg
Архитектор:
Катерина Грень
Владимир Ковалёв
Мастерская:
Архитектурное Бюро GREN. http://gren.art/
Проект:
ЖК на ул. Михайлова
Россия, Москва, ул. Михайлова, вл.31

2016 — 2016

Заказчик: INGRAD 
Жилой комплекс строится на юго-востоке Москвы, на участке 2,4 га – в 700 метрах от границы лесопарка усадьбы Кусково. Впрочем, дворец-музей и его Большой пруд находятся в противоположной части парка, так что дом не нарушит историческую панораму. Ближайшее окружение ЖК – утопающие в зелени пятиэтажки, в том числе кирпичные сталинские, с вкраплениями микрорайонной застройки более высокой этажности. До метро «Рязанский проспект» – 20 минут пешком, до ж/д платформы «Плющево» – 10. В ближайшем будущем в 15 минутах ходьбы планируется открыть новую станцию метро – «Окскую улицу».
ЖК на улице Михайлова
© GREN.
ЖК на улице Михайлова. Схема ситуационного плана
© GREN.

Задача спроектировать крупный жилой комплекс на относительно небольшом участке с инсоляционными ограничениями была непростой, – рассказывает главный архитектор ГК «Олимпроект» Екатерина Грень. Заказчик хотел видеть яркую архитектурную концепцию, не конфликтующую с окружением, учитывающую современные тенденции жилого строительства. По словам Екатерины Грень, архитекторам в процессе сложной работы удалось найти решение, которое смогло удовлетворить и заказчика, и будущих жильцов, и жителей соседних домов.

Комплекс состоит из восьми жилых секций высотой от 12 до 19 этажей. Они формируют полузамкнутый двор, раскрытый к северо-востоку в сторону парка. Фронт улицы Михайлова образуют три 12-этажных секции – здесь вдоль всего фасада на первом этаже планируется общественное пространство с кафе, магазинами и открытым променадом вдоль улицы перед ними. Типология городских магазинов в целом знакома ближайшей округе: они имеются на первых этажах сталинских пятиэтажек и стилобатах более поздних 9-этажных домов, однако новый ЖК должен привить в районе более новый, современный тип насыщенного общественного пространства первых этажей.
ЖК на ул. Михайлова
© GREN.

В глубину участка вытянулись два 19-этажных корпуса. Восточный корпус соединен с корпусом вдоль улицы Михайлова широким перешейком-гипостелем. Его озелененная кровля станет небольшим дополнительным сквером, а опоры будут облицованы черным полированным гранитом. Напротив, в западном корпусе, есть другой вход во двор: компактный узкий проход, функционально дублирующий восточные «пропилеи» – это важно, поскольку, как сейчас принято, все входы в жилые секции расположены во дворе, так что вход во двор – это и вход в дом.
ЖК на улице Михайлова. Входная группа и въезд в подземный паркинг
© GREN.

Станция метро «Рязанский проспект», также как и «Окская улица», расположена к востоку от дома на улице Михайлова – так что восточный фасад запланирован в некотором роде «парадным», и поскольку именно с этой стороны будет двигаться основной поток людей из метро, здесь расположился главный вход во двор. По той же причине внешний фронт восточного корпуса так же, как и первые этажи по улице Михайлова, отдан кафе и магазинам. Это – «городской фасад», обращенный в сторону оживленного Рязанского проспекта.

Впрочем, другое достоинство участка – при неплохой транспортной доступности он не зажат между трассами улиц. Ближайший сосед с «парадной» восточной стороны – заросшее кустарниками типовое здание поликлиники; до узкой и тихой 1-й Институтской улицы – 65 м. С противоположной, восточной стороны до Луховицкой улицы еще дальше – 180 м; здесь ближайший сосед дома – трехэтажное здание бывшей медсанчасти. С этой стороны вся территория до улицы входит в сферу влияния ЖК и здесь задумана переходная зона – своего рода тихий двор, через который можно будет дойти, не переходя никаких трасс, до футбольного поля, детской площадки и библиотеки. Здесь же расположится гостевая наземная парковка ЖК с травянисто-решетчатым покрытием. С этой стороны в двух первых этажах северо-восточного корпуса разместится встроенный детский сад на 124 места площадью более 2000 м2.
ЖК на улице Михайлова. Схема планировочной организации земельного участка, совмещенная со схемой транспортной организации территории
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова. Схема плана 1 и 2 этажа ДОУ
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова. Схема разреза 1-1
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова. Схема разреза 2-2
© GREN.

Приватный двор, закрытый для частных машин, расположен на кровле подземной парковки и благоустроен. Продуманное зонирование позволило совместить игровые площадки с развитым ландшафтом, обилием зелени, достаточным количеством скамеек и даже с сиреневым садом, который весной способен сделать любую часть города волшебной. Неглубокая полоска воды – миниатюрная искусственная речка – формирует в основной части двора подобие короткого бульвара, помогает нетривиально разделить между собой зоны и насыщает пространство эмоциями. В углу, там где встречаются южный и западный корпус, «речка» заканчивается – здесь образуется небольшая площадь – уже без зелени, но со скульптурой. Въезды в подземный паркинг расположены не внутри двора, а снаружи и на достаточном расстоянии от окон, так что выхлопы не будут отравлять двор.
ЖК на улице Михайлова
© GREN.
ЖК на улице Михайлова
© GREN.
ЖК на улице Михайлова. Двор
© GREN.

«Помимо градостроительных вопросов и поиска объемно-пространственного решения нам было необходимо стилистически вписать комплекс в существующее окружение, – говорит Екатерина Грень. – В результате возник строгий и респектабельный образ жилья, сдержанный в пластике объемов и изысканный в отделке фасадов».

Действительно, масштабной объемно-пластической игры жанр жилого комплекса не предполагает по определению, и архитекторы сосредоточились на фактуре, цвете и деталях, комбинируя два типа фасадной «материи»: белый стеклофибробетон и кремовый клинкер. Клинкер отведен для объемов меньшего роста, 12-этажных; по высоте они, таким образом, перекликаются с масштабом соседних панельных домов, а по материалу – с кирпичом сталинских пятиэтажек. Клинкером облицованы три секции по улице Михайлова и визуально продолжающие их пластины, «врезанные» в тело более высоких дворовых корпусов. «Белая» материя отдана более высоким объемам и подчинена горизонтали, ряды окон тяготеют к лентам; впрочем, это компенсируется латентной классикой укрупненных и лаконичных желобков-«каннелюр» в простенках.
ЖК на ул. Михайлова
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова
© GREN.

Важная для комплекса тема двух материй дополнена и объединена ажурными вкраплениями орнаментальных панелей, которые присутствуют в обоих цветах, образуя углубленный «внутренний» слой фасадов наравне со стеклом окон и вставками темного керамогранита. Тему подхватывают выступающие вперед кованые металлические балконы – решетки для кондиционеров, издали похожие на французские балконы. Они выступают глубже, чем то необходимо только для кондиционеров: фасады наделены вполне заметной глубиной поверхности, тщательно прорисованной и вылепленной. На балконах могут даже разместиться небольшие цветники, – считают авторы проекта.

Все квартиры имеют лоджии, а в 3-комнатных квартирах их по две. Всего здесь предусмотрено 685 квартир класса комфорт. Продавать их планируется «с перегородками под чистовую отделку», то есть без ремонта. Среди популярных новшеств – санузлы с окнами; в некоторых квартирах кухни объединены с гостиными; в подземной части предусмотрены кладовые для жильцов. Входы в секции расположены в «нулевом» уровне, так что не понадобились ни ступеньки, ни пандусы – они не загромождают двор и их не нужно «преодолевать» при входе.
ЖК на ул. Михайлова. Фрагмент фасада
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова
© GREN.

Таким образом в ЖК воплощены многие из актуальных «примет времени»: внимание к деталям и стремление осмыслить контекст; благоустроенный двор без машин; развитое общественное пространство в первых этажах, продуманные пешеходные маршруты, умелое использование достоинств окружения.

Можно отметить и некоторые вещи, которых здесь нет. Мода на яркие пиксельные фасады вспыхнула, и, к счастью, быстро прошла; с совершенно другой стороны, архитекторы нашли и способы борьбы с «градусниками» лоджий в комфорт-классе. Оказалось, достаточно углубить лоджии в пространство квартир, трактовав снаружи как окна – это позволяет свободнее работать с пластикой фасада. Образ же в данном случае балансирует на грани респектабельного ар-деко: отсюда металл, ажурные вставки, вертикальный модуль и каннелюры – и современной декорированной архитектуры. Возможно, мы сейчас присутствуем при рождении определенной ветви московского ар-деко XXI века: версии этого стиля в городе ищут уже лет 20, было множество неудачных попыток. Новая же версия достаточно современна, сдержанна и в то же время отвечает запросам рынка, желающего получить крупный, но «достойно выглядящий» дом. Надо признать, архитектура жилых городских домов похожим образом развивалась и в XIX веке: архитекторы в меру своих умений отвечали на запросы растущего рынка; тогда, к началу XX века, все приемы были отточены почти до идеала. Сейчас мы наблюдаем тот же процесс, но в ином масштабе, созвучном меркам быстрорастущего мегаполиса.

Ввести ЖК в эксплуатацию застройщик обещает во втором квартале 2019; на участке идет активное строительство.
ЖК на ул. Михайлова
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова. Схема плана типового этажа со 13 по 19, секции 3
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова. Схема плана типового этажа со 2 по 12, секции 3
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова. Схема разверток
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова. Схема фасада в осях 1-26
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова. Схема фасада в осях С1-А
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова. Схема фасада в осях А/2-Пб
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова. Схема фасада в осях 1-26
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова. Схема фасада в осях С1-А
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова. Схема фасада в осях 4-б-1
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова. Схема плана 1 этажа
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова. Схема плана типового этажа секции 1
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова. Схема плана типового этажа секции 2
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова. Схема плана типового этажа секции 4
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова. Схема плана типового этажа секции 5
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова. Схема плана типового этажа секции 6
© GREN.
ЖК на ул. Михайлова. Схема плана типового этажа секции 7,8
© GREN.
Архитектор:
Катерина Грень
Владимир Ковалёв
Мастерская:
Архитектурное Бюро GREN. http://gren.art/
Проект:
ЖК на ул. Михайлова
Россия, Москва, ул. Михайлова, вл.31

2016 — 2016

Заказчик: INGRAD 

12 Декабря 2017

Архитектурное Бюро GREN.: другие проекты
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Путь к разнообразию
Строгая иерархия в расположении жилых корпусов и изобилие деталей в отделке фасадов – главные черты проекта ЖК RiverSky на излучине Москвы-реки от архитектурного бюро GREN.
Быстрее, выше, сильнее
ЖК «Ты и я» развивает эстетику, характерную для предыдущих высотных комплексов архитектурного бюро GREN., делая упор на двух рекреационных сценариях: спортивном и природном.
Похожие статьи
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.