English version

Два дома: возвращение

Оставаясь в рамках выполнения заказа, но тщательно работая с деталями, Алексею Гинзбургу удалось вернуть прежний облик усадьбе Долгоруковых-Бобринских на Малой Дмитровке и дому Сытина на Тверской. Рассказываем, что и как сделано.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

20 Ноября 2017
mainImg
Проект:
Реставрация дома Сытина
Россия, Москва, ул. Тверская, дом 18б

Авторский коллектив:
А.В. Гинзбург, Н.Б. Шилова, М.Б. Гурьевич, Л.В. Лазарева, З.М. Зевина, Е.А. Приступа, С.Л. Островская, А.В. Николаев, Ф.И. Федоровский, А.А. Хлуденева 

2017 / 2018
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка
Россия, Москва, ул. Малая Дмитровка

Авторский коллектив:
А.В. Гинзбург, Н.Б. Шилова, Е.А. Щеголева (Давыдова), С.Г. Коротаева, Б.В. Андреев, Е.А. Криворог

2013 / 2016
0 Квартал «Известий» рядом с Пушкинской площадью – типично московский, можно даже сказать гипертрофированно московский, в том смысле, что в нем представлены все основные тенденции архитектуры города начиная с середины XIX века. Это характерный пример разномастности и разновременности, но в целом довольно качественный, совершенно без трущоб.

Алексей Гинзбург занимается этой частью города уже лет семь, стремясь сохранить все слои городской застройки, а там, где это возможно, восстанавливая историческую справедливость – в частности, он раскрывает и консервирует кирпичные поверхности брандмауэров как для доходных домов, так и для «Известий» Бархина – потому, что так было. Получается цветно и свежо, по-московски почти как у Лентулова: этакое образцово-показательное восстановление фрагмента московской застройки; сейчас завершены 4 здания 1 очереди. Об «Известиях» Бархина и о доходном доме Тюляевой на Дмитровке мы рассказывали, сейчас речь о двух других домах: усадьбе Долгоруковых-Бобринских 1850-х и здании редакции газеты «Русское слово» Ивана Сытина, построенной архитектором Адольфом Эрихсоном в 1904. Они расположены на двух противоположных углах квартала: восточном и западном, один открывает собой Малую Дмитровку, другой смотрит на Тверскую.
 
Усадьба Долгоруковых-Бобринских
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка © Гинзбург Архитектс, фотография Алексея Князева
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка © Гинзбург Архитектс, фотография Алексея Князева

С 2007 – выявленный памятник культурного наследия, у нее масса краеведческих коннотаций, включая посещение Пушкиным в 1832 году (подробнее в посте Архнадзора 2013 года; тогда работы только планировались). Она включает стены усадеб второй половины XVIII – начала XIX века, что вообще свойственно домам московского центра; соседний по Дмитровке дом Тюляевой тоже содержит фрагменты амирной усадьбы. Между тем двухэтажное здание, которое мы видим, принадлежит в основном 1853–1856 годам. У дома еще довольно много краеведческих «закладок», здесь заседало Московское археологические общество графа Александра Уварова, а с 1947 по 1964 работала редакция «Нового мира» под руководством вначале Симонова, затем Твардовского. Затем в углу между флигелем и домом поселилась пивная, ее в 1990-е сменило казино. В это время дом заселило множество арендаторов: офисов, магазинов, ночных клубов. Впрочем, теперь после реставрации дом также планируют сдавать в аренду, скорее всего, под офисы.
Усадьба Долгоруковых-Бобринских. Архивные материалы / предоставлено А. Гинзбургом
Пушкинская площадь, усадьба Долгоруковых-Бобринских. Архивные материалы / предоставлено А. Гинзбургом
Пушкинская площадь. Архивные материалы / предоставлено А. Гинзбургом
Усадьба Долгоруковых-Бобринских, вид сверху. Архивные материалы / предоставлено А. Гинзбургом

Пивную и казино в углу возрождать не стали, а восстановили палисадник и забор, существовавшие еще в период работы редакции «Нового мира». Также вернули на место утраченный чугунный балкон со стороны площади. Восстановили оконные рамы: внешняя холодная рама повторяет рисунок исторических окон, известных по фотографиям и сохранившимся фрагментам, а установленные с внутренней стороны для тепла стеклопакеты с улицы практически не видны. Ограждение с меандром по краю сменили простые стальные перила.
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка. Гинзбург Архитектс. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка. Гинзбург Архитектс. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка. Гинзбург Архитектс. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка. Гинзбург Архитектс. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В 1930-е правую часть дома была надстроена третьим этажом; в целом весь дом, крайне многослойный, Алексей Гинзбург называет пазлом: в нем очень много наслоений и ни одного одинакового помещения. Стены «расползались», и в целом дом «напоминал скорее декорации к фильму Кинз-дза, чем центр Москвы», – рассказывает архитектор; деревянные перекрытия деформировались и были открыты на улицу. Пришлось заменить полы и перекрытия, на железобетонные.
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка © Гинзбург Архитектс, фотография Алексея Князева
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка. Гинзбург Архитектс. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка. Гинзбург Архитектс. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка. Гинзбург Архитектс. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка © Гинзбург Архитектс, фотография Алексея Князева
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка. Гинзбург Архитектс. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка. Гинзбург Архитектс. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Из исторических интерьеров архитекторы восстановили только те, которые были в предмете охраны: главную лестницу и часть второго этажа; каменные ступени, каменные вставки на пилястрах, лепнину – реставрировали, деревянную кровлю над лестницей сохранить было невозможно, но ее заменили на деревянную же.

Одной из самых ощутимых проблем оказались соли, пропитавшие и пористый белокаменный цоколь, и кирпич. Стены очищали от солей долго, эти работы продолжались еще летом; после завершения процедуры очищения кирпичные стены во дворе – как мы помним, следуя исторической правде, Алексей Гинзбург оставляет их кирпичными – покрыли гидрофобным составом.

После восстановления дом приобрел вместо розового желтый цвет, вероятно потому, что стилистику его фасадов иногда определяют как поздний классицизм. Он составляет яркую пару с домом Тюляевой по Малой Дмитровке: желтый и салатовый перемежаются яркой терракотой кирпича. Другой «сосед» усадьбы Долгоруковых-Бобринских – церковь Рождества в Путинках на другой стороне улицы, один из самых «узорочных» и известных храмов XVII века. Хотя между ними разница – 200 лет, вместе они напоминают о низкорослой Москве, городе, который после строительного бума конца XIX – начала XX века, а затем в период сталинского строительства преобразился почти целиком.
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка. Гинзбург Архитектс. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка © Гинзбург Архитектс, фотография Алексея Князева

С другой стороны усадьба контрастирует со зданием «Известий» – как старая Москва и новая. 
***

Здание редакции газеты «Русское слово»
Реставрация дома Сытина © Гинзбург Архитектс, фотография Алексея Князева

Если усадьба на углу Малой Дмитровки – представитель «старомосковской» части квартала, невысокой, многослойной, уютной, то здание редакции, в котором жил и сам Иван Сытин, в свое время было символом новизны: от размаха издательского бизнеса – к 1917 году Сытин скупил почти весь квартал, кроме дома Тюляевой, рассказывает Алексей Гинзбург, – до архитектуры стиля модерн с маскаронами и выложенным плиткой фасадом. Здание стало началом новой, типографской специализации этой части города. После октябрьской революции «Русское слово» быстро закрыли, хотя оно еще почти год, до июля 1918, сопротивлялось советской власти под разными названиями. C 1921 года в доме Сытина поселилась редакция газеты «Труд».

В 1979 дом Сытина перемещали на 400 катках, но не для расширения улицы, а для увеличения площади перед новым зданием «Известий», построенным незадолго до этого. То есть сдвигали не от Тверской в глубину квартала, а к северо-западу: два трехэтажных доходных дома, между которыми в 1904 построили редакцию «Русского слова», к этому времени снесли – в 1960-е годы. Сытинский дом передвинули на 33 метра, на угол Настасьинского переулка; причем в 1979 эта процедура заняла не 2-3 месяца, как в 1930-е, а трое суток – гидравлические домкраты стали мощнее (см. «Техника молодежи» №8 1979).
zooming
Перемещение Дома Сытина, фотография из журнала «Техника молодежи» №8, 1979, с 4 обложки журнала (художник В.Иванов)

Под дом подвели монолитную плиту – ее удалось обнаружить в процессе работ, – внутри укрепили стальными балками, снаружи окружили весь первый этаж металлическим бандажом и катили на 400 катках. Тыльная стена дома осталась на своем месте и ее потом разобрали. Затем дом Сытина отреставрировали, но недорого и небрежно: подлинную «столярку» оконных переплетов заменили на новую и непохожую. «Зато в предмет охраны как кабинет Сытина попало помещение с советскими стенами и потолком, – рассказывает Алексей Гинзбург, – скорее всего оно относится к 1950-м годам, но уж к Сытину точно не имеет никакого отношения». Во время реставрации 1980-х на обоих брандмауэрах дома, до этого совершенно нейтральных, появились декоративные арки с маскаронами – скорее всего между 1982 и 1985.
Дом Сытина после постройки. Архивные материалы / предоставлено А. Гинзбургом
Дом Сытина, 1930-е гг. Архивные материалы / предоставлено А. Гинзбургом
zooming
Дом Сытина после перемещения начала 1980-х. Виден руст на фасадах первого этажа Архивные материалы / предоставлено А. Гинзбургом

«Нам было интересно восстановить то, что было утрачено по время переноса здания и до этого», – продолжает архитектор. В частности, восстановили декоративные стенки с овальными отверстиями, маскирующие кровлю на торцах дома. Отреставрировали мозаичный фриз с цветами на золотом фоне. Заново облицевали бежевой плиткой первый этаж – сложно сказать когда, но к 1960-м ее уже заменили штукатурным рустом; отмыли плитку верхних этажей, после чего выяснилось, что во время советской реставрации ее вычинили плиткой другого цвета – фасад оказался пятнистым; поздние советские элементы покрыли лаком, который обеспечил единство тона. Всю старую плитку законсервировали. Оконные рамы сделали заново по старым фотографиям. Окна первого этажа были уменьшены; Алексей Гинзбург вернул им первоначальные очертания витрин со стеклом до мостовой, причем не обошлось без прений: во время согласования подозревали, что архитектор не возрождает старые витрины 1904 года, а стремится установить новые. Но обошлось.
Реставрация дома Сытина
Фотография © Алексей Князев / Гинзбург Архитектс

Металлическая арматура глубоко вынесенного карниза и балконов целиком сгнила; но архитекторы решили не воссоздавать их заново, а укрепить анкерами и «шпильками», опасаясь, что точно реконструировать пластику модерна в наше время не удастся – так что карнизы и балконы остались подлинными. С другой стороны, декоративные арки начала 1980-х на брандмауэрах сохранили.

Первоначальную лестницу сытинского «Русского слова» тоже разобрали в 1980-е – когда пристраивали к передвинутому зданию со стороны Настасьинского переулка концертный зал «Известий», позднее превращенный в кинотеатр «Кодак киномир» (его закрыли в 2012). В период 1980-х – 2000-х парадным входом в сытинский дом была лестница из «Киномира». Сейчас архитекторы бюро Алексея Гинзбурга выстроили внутри новую лестницу и новое коммуникационное ядро взамен утраченного в 1980-е.
Реставрация дома Сытина © Гинзбург Архитектс, фотография Алексея Князева
Реставрация дома Сытина. Фрагмент фасада © Гинзбург Архитектс, фотография Алексея Князева
Реставрация дома Сытина. Фрагмент фасада © Гинзбург Архитектс, фотография Алексея Князева
Реставрация дома Сытина. Фрагмент фасада © Гинзбург Архитектс, фотография Алексея Князева
Реставрация дома Сытина. Фрагмент фасада © Гинзбург Архитектс, фотография Алексея Князева

Технический этаж спрятали в холодном чердаке под вальмовой кровлей, снабдив ее щелями-«жабрами» для проветривания, что позволило сохранить традиционный силуэт здания, не нарушив его торчащими «грибками» вентшахт, – резюмирует Алексей Гинзбург.
Реставрация дома Сытина. Фрагмент фасада © Гинзбург Архитектс, фотография Алексея Князева

Перекрытия внутри были спроектированы Владимиром Шуховым, – рассказывает архитектор, – и состояли из двутавра с шагом 1,2 м и металлической мембраны толщиной около 10 см, армированной кирпичной крошкой. Не желая нагружать старые перекрытия и испытывать его таким образом на прочность, выше сделали новые монолитные плиты, сохранив и шуховские конструкции, и сохранившуюся на них снизу лепнину. Лепнину архитекторы не докомпоновывали – так как помещения планируется сдавать в аренду без отделки, то ее сохранность и показ остаются на совести арендаторов. Два нижних этажа дома сейчас планируется отдать магазинам, 2,5 верхних – ресторанам.
***

Думаю, из рассказа достаточно ясно, насколько Алексей Гинзбург увлечен темой реставрации с сохранением как исторического облика, так и подлинных элементов зданий. Это восстановление, с одной стороны, довольно тщательное и подробное, а с другой – вполне жизненное, рассчитанное не на музеефикацию, а на дальнейшее функционирование. Что влечет за собой ряд компромиссов: строгие ценители предложили бы, думаю, восстановить издательскую функцию Сытинского дома и полностью возродить все, что было внутри… Собственно одна из проблем нашего времени – борьба перфекционизма с прагматизмом и их неспособность договориться между собой. Одни, условно назовем их старые москвичи, требуют слишком многого, другие на этом основании игнорируют их требования, делая то, что считают нужным. Тяжкий труд Алексея Гинзбурга – обратный пример, пример разумного, но отнюдь не чрезмерного компромисса, очень полезный, полагаю, для города. 
Реставрация дома Сытина. Сечение по кровле © Гинзбург Архитектс
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка. План 1 этажа © Гинзбург Архитектс
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка. План 2 этажа © Гинзбург Архитектс
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка. План подвала © Гинзбург Архитектс
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка. Сечение Е-Е © Гинзбург Архитектс
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка. Узел примыкания перекрытия к лестнице © Гинзбург Архитектс
Реставрация дома Сытина. План 1 этажа на отм. 0.000 © Гинзбург Архитектс
Реставрация дома Сытина. План 2 этажа на отм. +5.107 © Гинзбург Архитектс
Реставрация дома Сытина. План 3 этажа на отм. +10.433 © Гинзбург Архитектс
Реставрация дома Сытина. План 5 этажа на отм. +20.542 © Гинзбург Архитектс
Реставрация дома Сытина. Разрез 1-1 © Гинзбург Архитектс
Проект:
Реставрация дома Сытина
Россия, Москва, ул. Тверская, дом 18б

Авторский коллектив:
А.В. Гинзбург, Н.Б. Шилова, М.Б. Гурьевич, Л.В. Лазарева, З.М. Зевина, Е.А. Приступа, С.Л. Островская, А.В. Николаев, Ф.И. Федоровский, А.А. Хлуденева 

2017 / 2018
Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка
Россия, Москва, ул. Малая Дмитровка

Авторский коллектив:
А.В. Гинзбург, Н.Б. Шилова, Е.А. Щеголева (Давыдова), С.Г. Коротаева, Б.В. Андреев, Е.А. Криворог

2013 / 2016

20 Ноября 2017

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Гинзбург Архитектс: другие проекты
Белый тюльпан
В данный момент актуальны два проекта Большой соборной мечети в Казани, в феврале перенесенной на участок в Адмиралтейской слободе. Один, от АБ «ЦЛП», недавно был показан на Арх Москве, – а мы сейчас публикуем другой проект, предложенный в тот же период для того же участка. Его автор – Алексей Гинзбург, победитель конкурса 2022 года, но проект – совершенно другой. Теперь это скульптурной купол-цветок: белый тюльпан.
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Сбалансированное решение
Жилой комплекс Balance на Рязанском проспекте – один из масштабных, сравнительно экономных московских комплексов. Его первая очередь уже построена и благоустроена, работа с другими в процессе. Тем не менее он наделен целостной внутренней логикой, которая основана на равновесии функций, высотности, даже образного и объемно-пространственного построения. Предложенные решения узнаваемы и лаконичны, так что каждое из них авторы свели к графическому «логотипу». Чтобы увидеть все – надо долистать до конца.
Кристалл квартала
Типология и пластика крупных жилых комплексов не стоит на месте, и в створе общеизвестных решений можно найти свои нюансы. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, «набирая» гигантский квартал из тонких и высоких башен, выстроенных по периметру крупного двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных бульваров.
Белая роща
Проект «Гинзбург Архитектс» занял первое место в международном конкурсе на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии. Предложенная архитекторами концепция «белого сада» в современных формах интерпретирует правила и понятия ислама и апеллирует к историческим цифрам. Рассматриваем проект в деталях.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
«Архитектурная археология» Наркомфина: итог
Одно из важных событий 2020 года – завершение самой ожидаемой реставрации памятника советского авангарда – ансамбля Наркомфина, прародителя типологии социального жилья. Дом сохранил жилую функцию как основную, равно как и ряд свидетельств его прошлого и музеефицированных реставрационных расчисток.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Шарнир Наркомфина
В комплексе Наркомфина завершилась реставрация корпуса прачечной – важнейшего элемента в системе самого знаменитого памятника советского авангарда
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
Внедрение в контекст
Проектируя дом на Серпуховском валу, удивительно небольшого для современной Москвы масштаба, Алексей Гинзбург умело вписался в периметр Хавско-Шаболовского жилмассива, но подчеркнул отличие от советских построек волнообразным срезом кровли.
Частица городского калейдоскопа
Так можно определить здание отеля на Дубининской улице. Его архитектура совершенно не претенциозна и даже бравирует своей незаметностью, но при ближайшем рассмотрении обнаруживаются интересные детали.
Фракталы и кварталы
Два проекта курортных ансамблей в Геленджике Алексея Гинзбурга демонстрируют структуралистское чувство формы. А планировка апартаментов наследует жилым ячейкам Моисея Гинзбурга, автора дома Наркомфина.
15 фактов о доме Наркомфина
Реставрация дома Наркомфина идет полным ходом, в мае начались продажи квартир. А много ли известно о знаменитом памятнике архитектуры конструктивизма? Мы поговорили в Алексеем Гинзбургом, посчитали заблуждения и постарались их развеять, заодно вникнув в некоторые детали реставрации и исследования дома.
Архитектор строгих правил
В издательстве «Близнецы» вышла книга архитектора, театрального художника и издателя Татьяны Бархиной «Архитектор Григорий Бархин» к 140-летию мастера. Книга издана при поддержке «Гинзбург Архитектс». Публикуем рецензию и отрывок из воспоминаний Татьяны Бархиной.
Архитектурная терапия
Публикуем конкурсный проект реновации кварталов 32,33,34,35 на проспекте Вернадского консорциума ОАО «Моспроект» и ООО «Гинзбург Архитектс».
Вдоль пляжа
«Гинзбург Архитектс» спроектировали дом в Геленджике длиной почти 250 метров, сумев при этом сделать его визуально дискретным и обыграть несколько пространственных сюжетов курортного плана, связанных с созерцанием, загоранием и прогулками.
Похожие статьи
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.
Дом за колоннадой
Жилой дом Highnote по проекту бюро Studioninedots в Алмере включает полуобщественные пространства, которые должны оживить центр этого основанного в 1970-х нидерландского города.
Спасти книжный
Бюро Wutopia Lab спроектировало в Шанхае книжный магазин для тех, кто не читает. Чтобы заставить потенциальных посетителей вынырнуть из своих смартфонов, для них создали целый вертикальный город и наполнили его жизнью.
Образовательный маяк
Здание мореходного училища в порту Свеннборга, спроектированное C.F. Møller Architects совместно с EFFEKT, получило жесткую сетку открытых бетонных конструкций. Решение позволило добиться функциональной гибкости и проницаемости пространства.
Форма немыслимого
Павильон АТОМ на ВДНХ хочется сопоставить с известной максимой архитекторов и критиков: «придумал? теперь построй!». Редко можно встретить столь самоотверженное погружение в реализацию, причем сложные конструктивные и инженерные задачи, поставленные UNK перед самими собой, тут представляются неотъемлемой, важной частью архитектурной идеи. Challenge соответствует месту – все же «выставка достижений», а павильон посвящен атомной энергетике. Рассматриваем: снаружи, изнутри и с изнанки.
Павильон – солнечные часы
Представлен публике проект летнего павильона-2024 галереи «Серпентайн» в Лондоне. В этот раз авторами стали южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies.
Молочная тема
Концепция офиса компании, производящей сыр, предназначена для закрытой территории молокозавода, – это, хотя бы наполовину, промышленная архитектура. Возможно поэтому она очень проста, что кажется удачным. Здание оживляет буквально пара «штрихов»: разворот угла акцентирует вход, оттенок стекла откликается на тему «молочных рек».
Здание-черенок
В итальянском городке Рипа-Театина недалеко от адриатического побережья строится семейный центр по проекту LAP architettura.
Движение по кругу
Бюро Atelier Aconcept спроектировало детский сад и начальную школу в пригороде Парижа Л’Ай-ле-Роз. Комплекс должен стать «воротами» всей коммуны и драйвером развития нового, весьма перспективного жилого квартала.
Технологии и материалы
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Сейчас на главной
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.