Илья Мукосей: «На макроуровне мы формируем идентичность района»

Партнер студии ПланАР – о благоустройстве жилых дворов, приемах, элементах, нормативах и образцах.

Юлия Тарабарина

Беседовала:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 Студия ПланАР основана Наталией Воиновой в 2003 году, Илья Мукосей стал еe партнером в 2009. ПланАР много работает с благоустройством общественных пространств, начав в 2010 с проекта территории ЖК «Марфино», где архитекторы предложили обозначить дворы крупного панельного массива фигурами экзотических животных, связав с ними внутреннюю навигацию и самоидентификацию жителей. Проект был реализован, его часть – деревянные беседки на бульваре – отмечены премией АрхиWOOD, что, в свою очередь, принесло ПланАРу славу специалистов в области работы с ландшафтом жилых дворов и благоустройством городских пространств. Они одними из первых установили во дворах продвинутые импортные детские площадки и ввели моду на разноцветные яркие покрытия, которые теперь в Москве мы видим повсюду. У них даже анализ нормативных ограничений превращается в декоративное панно, эволюционируя затем в панно под ногами, видимое со спутника.
UP-квартал «Новое Тушино». (Московская область, городской округ Красногорск, деревня Путилково). Детская площадка. Фотография © ПланАР
UP-квартал «Западное Кунцево» (Московская область, Одинцовский район, с.Ромашково), концепция благоустройства, анализ нормативных ограничений, фрагмент © ПланАР

Среди проектов ПланАРа в области благоустройства около десяти разработаны для жилых комплексов девелоперской компании ФСК «Лидер» – об этой группе работ мы и говорим с Ильей Мукосеем.

Юлия Тарабарина, Архи.ру:
– Я слышала, что с частным заказчиком работать легче, чем с государственным. Почему?

Илья Мукосей, ПланАР: 
– По моему ощущению – частный, не связанный с государством девелопер, как правило, лучше знает, что ему нужно, знает свою целевую аудиторию. Он более персонифицирован – при необходимости можно встретиться с представителем компании, принимающим ответственные решения, и переубедить его, или лучше понять его позицию. Чиновник, представляющий государственного заказчика, имеет гораздо меньше полномочий. При работе с госзаказом часто случаются авралы, это работа в режиме постоянного стресса: существенные поправки в проекте могут потребоваться в последний момент, потому что тебе о чем-то забыли сказать или что-то неожиданно поменялось. Или наоборот – в самом начале внезапно требуют показать какому-нибудь начальнику рендеры, которых еще нет… К тому же работать приходится без аванса. Наоборот, вначале ты платишь государству, внося средства для обеспечения заявки на торгах, и тем самым доказывая, что ты надежный поставщик услуг. В лучшем случае все, что можно получить от такой работы – это слава, да и то если повезет.

– В благоустройстве жилых комплексов много технической работы. Что остается для творчества?

– В архитектуре в принципе много технической работы. Проектируя благоустройство, мы прежде всего на макроуровне придумываем прием, который помогает сформировать идентичность места. Мы часто работаем в окраинных районах, где дома строятся на месте промзон или пустырей. Там нужно создавать «дух места» с нуля. Если пустить процесс на самотек, то этот дух появится нескоро. Иногда мы предлагаем тему, иногда, напротив, следуем за предложением маркетологов и работаем вместе с ними – в этом случае мы признательны, что к нашим идеям прислушиваются.

Ну а на микроуровне наша работа – декораторство. Придумываем, как раскрасить фасады технических сооружений и детские площадки, как расставить на этих площадках элементы, какие посадить растения. Конечно, места для маневра не всегда много, не все и не везде можно разместить. На микроуровне нужно также ориентироваться и на архитектуру зданий, если, конечно, речь не идет о панельной застройке, но это – дело прошлое.

– А как насчет отклика на уже сложившуюся идентичность места? Об этом написано в credo вашего бюро…

– Пожалуй, самый характерный пример такой работы – нереализованная концепция, которую мы делали по заказу Мосгорпарка для Парка Победы. Парк чрезмерно ориентирован на монозадачу – пропаганду патриотизма. Нашей целью было функциональное перепрограммирование территории, поэтому мы делали детальное исследование: фотофиксацию ежедневной жизни парка, опросы людей, которые живут рядом с ним давно и хорошо знают местные условия. Другой пример – концепция благоустройства территории вокруг кинотеатра «Родина», выполненная по заказу ADG Group. Здесь пришлось изучить историю развития района, порыться в старых чертежах и фотографиях. Но такой насыщенный бэкграунд в нашей практике встречается не слишком часто.

– Ваш проект благоустройства обнинского UP-квартала «Олимп» продолжает его архитектуру. Как часто удается применить такой подход?

– На наш взгляд, у этого жилого комплекса очень симпатичные фасады. Кроме того, в его названии не было сильной маркетинговой составляющей: просто рядом расположен бассейн «Олимп», в котором тренируется российская сборная по плаванию. Поэтому можно было отталкиваться от архитектуры, не особенно думая о названии.
UP-квартал «Олимп» (Калужская область, Обнинск, просп. Ленина), концепция. Раскладка плитки у подъездов двора и сопоставление с фасадом © ПланАР

В некоторых других проектах, когда фасады зданий относительно нейтральны, нужна яркая тема для того, чтобы их «оживить». Третий вариант – если перед нами стоит определенная маркетинговая задача, необходимость развить заданный сюжет. К примеру название ЖК «Поколение» на Сигнальном проезде задавало ностальгическую тему, которая была нами проявлена в архитектуре беседок, графике бульваров, а также в изображениях спутников и ракет на детских площадках.
ЖК «Поколение» (Москва, Сигнальный проезд, 5). Концепция благоустройства © ПланАР
ЖК «Поколение». (Москва, Сигнальный проезд, 5). Концепция благоустройства. Беседка © ПланАР

В UP-квартале «Сколковский» в Одинцово, названном так из-за близости к одноименному иннограду, в основу проектной графики мы положили образ штрих-кода, который стал сквозной темой для всей территории, и микросхем, линии которых обозначают «игровые маршруты», соединяющие элементы детских площадок, рассчитанные на определенный возраст.
UP-квартал «Сколковский» (Московская область, Одинцово, ул.Чистяковой), концепция благоустройства. Базовая схема © ПланАР
UP-квартал «Сколковский», концепция благоустройства, фрагмент с «игровыми маршрутами» © ПланАР
UP-квартал «Сколковский» © ПланАР

– Фирменный прием ПланАРа – крупные цветные животные, символы дворов и подъездов, основа навигации. В вашем первом проекте «Марфино» они были скульптурами, потом стали цветными рисунками на земле… Они определяют ваш почерк? 

– На самом деле добровольно к этой теме мы обращались лишь дважды. После «Марфино» мы понимали, что буквально повторять историю с фигурами животных нельзя. Следующим проектом был ЖК «Головино», территорию которого мы трактовали как дерево с ветвями-дорожками и листьями-площадками. Целиком это можно воспринять с верхних этажей, но прием читается и с земли, благодаря извилистости «ветвей» и относительно небольшому размеру «листьев». Прогуливающийся взрослый или играющий ребенок может представить себя муравьем или гусеницей на гигантском дереве. Уже в процессе реализации мы отчетливо увидели свое дерево на спутниковой съемке, и это нас очень впечатлило.
ЖК «Головино», спутниковая съемка / изображение © CNES / Airbus 2017. Картографические данные © Google 2017

Поэтому в одном из следующих проектов мы решили специально сделать рисунок, который воспринимался бы со спутника. Ведь это неплохо и для рекламы: район, который можно безошибочно узнать даже из космоса. Для проекта UP-квартала «Новое Тушино» в подмосковном Путилкове мы взяли в качестве прообраза знаменитые рисунки в перуанской пустыне Наска. В результате их изучения появились плоские изображения на детских площадках – ящерица, черепаха, птица, лягушка, рыба. Идея понравилась заказчикам, так что потом в Петербурге, в UP-квартале «Светлановский» нас уже настойчиво просили нарисовать зверей. Сами мы первоначально этого не планировали.
UP-квартал «Новое Тушино», концепция благоустройства, раскладка плоскостных изображений во дворах © ПланАР
UP-квартал «Новое Тушино», концепция благоустройства, формообразование плоскостных изображений во дворах © ПланАР
UP-квартал «Новое Тушино». (Московская область, городской округ Красногорск, деревня Путилково). Детская площадка. Изображение © ФСК «Лидер»
UP-квартал «Новое Тушино». (Московская область, городской округ Красногорск, деревня Путилково). Детская площадка. Изображение © ФСК «Лидер»
UP-квартал «Новое Тушино». (Московская область, городской округ Красногорск, деревня Путилково). Детская площадка. Фотография © ПланАР
UP-квартал «Новое Тушино», концепция благоустройства, решения по навигации © ПланАР
UP-квартал «Новое Тушино», концепция благоустройства. Применение камуфляжа Dazzle для оформления инженерных сооружений и заборов © ПланАР
UP-квартал «Светлановский» (Ленинградская область, Всеволожский район, пос.Бугры), концепция, раскраска площадок © ПланАР

– В случае с домом «Дыхание» – согласовывали ли вы свои ландшафтные разработки с авторами интерьеров общественных зон – YOO inspired by Stark – или работали автономно?

– Все уличные решения полностью наши, YOO мы их не показывали. Но, поскольку мы занимались детализацией эскизов YOO для интерьеров и террас на эксплуатируемых кровлях – успели вжиться.

Если говорить о благоустройстве, в образном плане мы попытались сделать некоторые отсылки к Старку. Это относится, в первую очередь, к деревянной беседке с золотыми опорами. С эскизами YOO для эксплуатируемых кровель наше благоустройство сближено за счет большого количества дерева в отделке уличных объектов. Впрочем, из противопожарных соображений во многих случаях дерево пришлось заменить другими материалами. В частности, объем въезда в парковку, кровлю которого мы превратили в систему ярусов-террас, отделан панелями из стеклофибробетона, отлитыми в деревянной опалубке.
 
Дом премиум-класса «Дыхание» (Москва, Дмитровское ш.,13). Детская площадка и беседка. Фотография предоставлена ФСК «Лидер»
Дом премиум-класса «Дыхание». Детская площадка и беседка. Фотография предоставлена ФСК «Лидер»
Дом премиум-класса «Дыхание». Терраса на кровле въезда в подземную парковку. Архитекторы ПланАР, Изображение предоставлено ФСК «Лидер»
Дом премиум-класса «Дыхание». Патио на кровле въезда в подземную парковку. Архитекторы ПланАР, фотография © ПланАР

– Как часто эксплуатируемые кровли встречаются в проектах?

– На крышах домов – нечасто. В проектах элитного класса, как, к примеру, в «Дыхании», это иногда получается, а в эконом-классе, как правило, нет. Террасы на крышах высотных зданий сложно согласовать с МЧС, да и в принципе не всегда стоит собирать людей на крыше. В «Дыхании» этот прием сработал как дополнительная приманка для покупателей квартир, но в «экономе» он, судя по всему, себя не окупает.

С другой стороны, в новостройках, с которыми мы работаем, почти в каждом дворе зарыта подземная стоянка – технически это тоже эксплуатируемая кровля, так что их больше, чем кажется. Работа с дворами над парковкой во многом подобна работе с благоустройством крыш. В частности, мало где можно посадить деревья, ведь для этого требуется большой слой земли – метра полтора в среднем.

– Отсюда искусственные деревья в UP-квартале «Западное Кунцево»?

– Именно. Там главный бульвар расположен на кровле подземной парковки. Чтобы сформировать бульвар, нужны деревья, а полуметровый слой земли над парковкой позволял посадить только кустарники. Да и вообще на территории было мало места для посадки деревьев – из-за большого количества сетей. Чтобы смягчить эту проблему, мы предложили аллеи-берсо с волнистым силуэтом, напоминающие группы деревьев, а также расставили навигационные знаки-деревья.
Дом премиум-класса «Дыхание». Детская площадка. Архитекторы ПланАР, иллюстрация предоставлена ФСК «Лидер»
UP-квартал «Западное Кунцево», Одинцовский район. Концепция навигации © ПланАР

– Насколько сложно и дорого интегрировать в проекты крупные аттрактивные элементы: амфитеатры, двухъярусные беседки или более сложные вещи для активного отдыха, такие как роллердром и скалодром?

– Не сказал бы, что это зависит от класса недвижимости, к тому же вложения требуются не слишком большие, в сравнении с положительным эффектом для территории, который, в свою очередь, приводит к повышению продаж.

Большинство «аттракционов» возникают как отклик на естественный или искусственный рельеф, или на различные вспомогательные сооружения, особенно на парковки. К примеру, после амфитеатров в «Западном Кунцеве», созданных над въездами в паркинг, нас попросили поработать с аналогичными сооружениями в «Новом Тушине» – так появились солярии. А скалодром в ЖК «М-House» возник там, где парковка выступила из земли.
 
UP-квартал«Западное Кунцево», Одинцовский район. Концепция благоустройства © ПланАР
UP-квартал «Западное Кунцево», вид с амфитеатра. Благоустройство: архитекторы ПланАР, фотография предоставлена ФСК «Лидер»
UP-квартал «Западное Кунцево», Одинцовский район. Концепция благоустройства. Амфитеатр на кровле подземной парковки © ПланАР
UP-квартал «Западное Кунцево», Одинцовский район. Концепция благоустройства. Роллердром © ПланАР
UP-квартал «Олимп», Обнинск. Концепция благоустройства. Беседка и амфитеатр © ПланАР

«M-House» – любопытный проект: дом расположен прямо у метро, в его первом этаже с внешней стороны – магазины, доступ к которым должен быть свободным. В этой зоне, со стороны Варшавского шоссе, мы разместили «спортивное ядро» с единой оградой, внутри которой – роллердром, тренажеры, волейбольная и баскетбольная площадки. Беговая дорожка опоясывает «ядро» по кругу. В течение дня спортивная зона открыта для всех желающих, а в 22:00 служба эксплуатации запирает её до утра, так что шум от мячей и колес не мешает жильцам спать. При этом доступ к магазинам и пешеходный транзит через территорию остаются открытыми. Все это, в известной степени, помогает примирить окрестных жителей с появлением нового дома.
UP-квартал «Западное Кунцево», Одинцовский район. Концепция благоустройства. Беседки © ПланАР

Наличие в проектах необычных элементов, – того, чего нет у других – один из основных способов увеличить привлекательность жилья. В ФСК «Лидер» это хорошо понимают.

– Каких производителей оборудования для детских площадок вы предпочитаете?

– В Москве представлено несколько крупных международных производителей. Их предложения очень разнообразны, а цены – приблизительно на одном уровне. Когда-то, в Марфино, мы оказались первыми, кто установил датские площадки Kompan на общедоступной территории. Теперь они часто встречаются в Москве, и некоторым застройщикам уже кажутся «обычными», так что они просят нас поставить что-то другое, хотя и у Kompan регулярно появляются новые продукты в каталоге. Мы стараемся использовать изделия разных фирм примерно поровну, и приглашать, в рамках одного большого комплекса, таких производителей как Lappset, Hags, Proludic, Eibe, упомянутый выше Kompan и так далее. Но, как правило, на одной площадке стоят элементы только одной марки – так удобнее с точки зрения доставки и монтажа. В «Дыхании» ситуация нетипичная, там на площадке ужились Eibe, Hags и Proludic.
ЖК «M-House». Концепция благоустройства © ПланАР
Дом премиум-класса «Дыхание». Детская площадка. Архитекторы ПланАР, фотография предоставлена ФСК «Лидер»
Дом премиум-класса «Дыхание». Детская площадка. Архитекторы ПланАР, фотография предоставлена ФСК «Лидер»

В последнее время наконец-то стали появляться интересные по дизайну и достойные по качеству разработки российских производителей. Мы начинаем работать и с ними тоже. В частности, мне очень понравилась деревянная детская площадка от бюро «Чехарда» в экопарке Ясно-Поле. Надеюсь, что удастся с ними посотрудничать в ближайшее время.

– Вижу, что в проектах для UP-квартала «Скандинавский» и дома «Дыхание» как будто бы стало больше дерева и меньше цвета, скамейки с гнутыми спинками вместо геометризованных, эффектных, но не слишком, на мой взгляд, удобных. Это особенности конкретных проектов, или так развивается стилистика бюро?

– Относительно стиля – не сказал бы, чтобы мы как-то последовательно его развивали в этом направлении. Мы стремимся не повторяться, и пробуем разное.

Большую роль играет экономика. Как правило, при строительстве недорогого жилья на «городскую мебель» отводят довольно скромный бюджет – поэтому нам часто приходится ограничиваться выразительными, но простыми приемами.

«Дыхание» – дом премиум-класса, что по определению задает несколько иную планку для многих параметров, включая благоустройство. Для «Скандинавского» мы поначалу предложили достаточно лаконичные объекты, но заказчик сам настоял на более «органическом» решении: плавных линиях, скруглениях, большем использовании дерева. Проект еще не реализован, и мы надеемся, что удастся сохранить эту тенденцию.
Дом премиум-класса «Дыхание». Детская площадка. Архитекторы ПланАР, фотография предоставлена ФСК «Лидер»

Постепенно мы поняли, что изготавливать нестандартную городскую мебель на месте силами строителей неправильно, намного продуктивнее, спроектировав элементы, заказать их фабричное производство – это дает существенную позитивную разницу в качестве. Кроме того, сейчас на рынке появилась неплохая готовая городская мебель. Так, в «Дыхании» использована продукция компании «Аданат» которой мы вполне довольны. Недавно мы предложили «Аданату» для серийного производства одну из наших разработок, скамейку PlanarWave, она теперь продается на их сайте.
UP-квартал «Скандинавский» (Московская область, городской округ Мытищи, дер.Бородино), концепция благоустройства. Двор «Финляндия» © ПланАР

– Есть другие примеры серийного производства?

– К примеру, для «Дыхания» мы разработали двойные полусферы ограничителей парковки под названием «INFINITY 1028», и разместили заказ у одного из производителей фибробетона. В плане они напоминают восьмерку или знак бесконечности, и тоже являются своеобразным приветом Старку. Кстати, по цене они оказались не дороже обычных.
UP-квартал «Сколковский», концепция, лавки PlanAR Wave
Дом премиум-класса «Дыхание». Двор, на переднем плане – ограничители парковки, фотография предоставлена ФСК «Лидер»

– Все ваши проекты начинаются с анализа нормативных отступов: получаются этакие круги вокруг домов, шахт и прочего. Хорошо видно, что места для маневра остается немного. А еще ведь надо развести детей по трем возрастам…

– Сейчас преобладает тенденция всех перемешивать, и детей, и взрослых, создавать возможности для общения. Поэтому детские и спортивные площадки у нас не разделены, они плавно перетекают друг в друга, что особенно удобно родителям с детьми разного возраста. Сложнее с зонами так называемого «тихого отдыха для взрослых», которые предусмотрены в нормативах – не слишком понятно, что это такое… Мы обычно ставим там столы для пинг-понга, большие шахматы, или смешиваем эти зоны с чем-то еще.

– А как же стол для домино и соседского, скажем так, общения, как в «Покровских воротах»?

– Стол, вокруг которого можно сидеть – почти табу. Там, где он стоит, наверняка будет шум по ночам. Современные жилые комплексы для этого слишком компактны, поэтому я считаю, что столам место скорее в парке. Хотя и не во всех районах можно найти парк или сквер, где посиделки до утра, даже и с песнями, никого не побеспокоят.

Этот вопрос, кстати говоря, связан с переходом от микрорайонной застройки к кварталам европейского масштаба. Они меньше, и невозможно разместить внутри них все то, что положено по микрорайонным нормам. Поэтому на некоторое количество кварталов нужно выделять одну незастроенную площадку, занимая ее сквером, спортом, или даже парковкой. Для группы кварталов микрорайонные нормы могут быть по-прежнему выполнимы. В Европе это видишь повсеместно: дворы компактные, и детские площадки, в основном, расположены в общественных скверах и на площадях.

– Вы теперь опытные мастера благоустройства. Какова сейчас ситуация с нормативами и стандартами в этой области?

– Помимо всем известного СП по планировке и застройке, где приводятся, помимо прочего, базовые требования к благоустройству, в некоторых регионах, например, в Москве, существуют специальные, более подробные нормативы по благоустройству. В Подмосковье, где такого норматива нет, есть закон «О благоустройстве», а также местные нормы в некоторых муниципальных образованиях, например, в Ленинском районе.

В существующих нормах, на мой взгляд, не так уж много неувязок, излишне строгих или невыполнимых требований, но несколько серьезных проблем есть. Одна из самых насущных – СанПин «Санитарно-защитные зоны», который устанавливает расстояния от парковок до окон жилых и общественных зданий, детских площадок и так далее. При проектировании мы учитываем эти, довольно большие, расстояния, но на практике норма практически всегда нарушается: в отсутствие парковок у входа в дом, люди оставляют машины на не предназначенных для этого пожарных проездах. Ситуация получается не вполне управляемая, эту невыполнимую норму надо радикально пересматривать в сторону меньшей строгости. Во-первых, качество автомобилей сейчас сильно выросло, и выхлопы уже далеко не такие ядовитые, как были тогда, когда писался СанПин. Во-вторых, государство всячески стимулирует покупку автомобилей: на это работают выгодные автокредиты, программы утилизации и поддержки отечественного автопрома. Если при этом парковаться во дворах мешает СанПин, а на улицах парковка платная, да и не везде разрешена, налицо серьезное противоречие. Нужна более последовательная политика. И потом, существует такой принцип: если закон невыполним, его нужно изменить хотя бы для того, чтобы не дискредитировать законодательство в целом.

Еще одна серьезная проблема поджидает проектировщиков на городских улицах. Дело в том, что ни в нормативной, ни в законодательной базе не предусмотрено проектирование и реализация благоустройства в отрыве от капитального строительства. Нет четко прописанных процедур на этот случай. Впрочем, в Москве, например, уже есть практический опыт такой работы, сложившийся за время реализации программы «Моя улица». Он далеко не идеален, и не слишком удобен для изучения: информацию можно добыть по крупицам из многочисленных объявлений о государственных торгах на разработку и реализацию проектов благоустройства, которые публикуются на интернет-портале госзакупок. Нужно много терпения, чтобы ее собрать, но этот опыт стоит изучать и обсуждать, чтобы тема развивалась. Я сам занимался такими поисками в ходе исследований, которые проводились по заказу КБ «Стрелка» при разработке «Стандарта благоустройства улиц», но результаты этих исследований, к сожалению, пока не опубликованы.

Кое-какие новые нормативы все же появляются. Многие из них носят не обязательный, а рекомендательный характер, но как методические материалы они могут быть весьма полезны. В этом ряду необходимо упомянуть «Стандарт благоустройства вылетных магистралей», разработанный ГлавАПУ по заказу Москомархитектуры, альбом типовых дорожных конструкций для Москвы, выпущенный Мосинжпроектом, а также опубликованную часть уже упомянутого мной «Стандарта благоустройства улиц» от «Стрелки». В этом документе впервые предложены классификация городских улиц в зависимости от их положения в городе, мощности транспортных и пешеходных потоков, и других подобных факторов, а также порядок определения границ благоустройства, согласно которому в эти границы следует включать всё, что просматривается с улицы, независимо от того, кому принадлежат и как используются эти территории.

Важным источником информации я считаю также рабочие чертежи благоустройства, которые публикуются на портале госзакупок при проведении торгов на реализацию проектов благоустройства. Там сохраняется, в том числе, и информация о проектах, с момента реализации которых уже прошло довольно много времени, таких, например, как Триумфальная площадь, улицы Мясницкая или Малая Дмитровка. О правильности принятых проектных решений теперь уже можно судить практически, гуляя по этим улицам и площадям. Поскольку проекты их благоустройства в свое время проходили госэкспертизу, разработанные для них узлы и детали вполне можно считать готовыми методическими материалами для повторного применения. Эта, скажем так, прецедентная методическая база сейчас активно пополняется, что хорошо. Но, возможно, масштабы входящих в неё проектов могли бы быть и поскромнее.
 
UP-квартал «Скандинавский». Анализ нормативных расстояний от зданий и сооружений до детских и спортивных площадок © ПланАР

23 Октября 2017

Юлия Тарабарина

Беседовала:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Технологии и материалы
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Сейчас на главной
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.