Музей блокады

В Петербурге открылась выставка конкурсных проектов для нового музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда».

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
0 В январе 2019 года Петербург будет праздновать 75-летие со дня снятия блокады. К этой дате город планирует построить новый музей блокады и обороны: он должен стать не только продолжением нынешнего музея в Соляном переулке, но и принципиально новым для Петербурга институтом: интерактивной площадкой с акцентом на сохранении памяти. Комплекс должен включать музейную и мемориальную зоны, фондохранилище, исследовательский Центр памяти с архивом и библиотекой. Ограничение по высоте – 25 м.

Музей расположится на «стрелке» Смольной набережной в излучине Большой Невы – рядом со Смольным собором, Таврическим дворцом и музеем «Вселенная воды». Здесь также планируется построить развязку Орловского тоннеля – он должен соединить берега Невы. Пока что предназначенный для музея участок площадью 1,73 га принадлежат ГУП «Водоканал».
Открытие выставки конкурсных проектов для нового музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © фотография Алены Кузнецовой
Открытие выставки конкурсных проектов для нового музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © фотография Алены Кузнецовой

Закрытый международный конкурс объявили в мае и проводили в один этап. Участники работали над объемно-планировочным решением здания музея и прилегающего парка, концепцией музейного пространства и транспортной инфраструктурой. Среди членов жюри: директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, писатель Даниил Гранин, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и многие другие. В шорт-лист вошли девять архитектурных бюро. Победителя выберут 8 сентября с учетом мнения горожан (проголосовать можно на выставке и здесь).

Предлагаем познакомиться с проектами.
 
Мастерская Мамошина
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская Мамошина. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

Архитекторы представили музей в виде форта, насытив здание символикой «скрижалей блокады»: 872 оконных кессона по числу дней, 124 «замковых камня» по числу недель, 29 колонн по числу месяцев, более миллиона имен погибших в специальных ячейках. В центре композиции – зал памяти со световым фонарем в виде десятиконечной звезды. Здание будет облицовано камнем с мест боев – Карельского перешейка, берегов Ладожского озера. Вход в музей олицетворяет разрыв кольца блокады.
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская Мамошина. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская Мамошина. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская Мамошина. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
Бюро Романова
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро Романова. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

Здесь кольцо образуют глухие кубические блоки, «вплавленные» друг в друга. За ними прячется камерное пространство, напоминающее городской двор-колодец – памятный зал под открытым небом с «вечным огнем» из 900 свечей-гильз в окружении «теней погибших» – стилизованных ниш в стенах. Экспозиция музея хронологическая и строится вокруг спирали, которая, по словам авторов, «ведет к победе и миру».
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро Романова. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро Романова. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
Земцов, Кондиайн и партнеры
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

В основе образа вновь кольцо – насыпь, из которой «прорываются» наружу массивные блоки здания, похожие на сомкнутые ряды солдат. В этих корпусах расположатся выставочные пространства. Экспозиция строится по хронологическому и тематическому принципу. Посетитель двигается по едва ощутимому уклону, под давяще-тяжелыми плитами перекрытий. Подземные этажи отведены фондохранилищу и паркингу. Основной объем здания соединен со «стрелкой», которую отдадут Институту памяти и библиотеке.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
А. Лен
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «А. Лен». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

Этот проект, пожалуй, самый жизнерадостный: светлая отделка, спокойные линии и открытость. Большой прямоугольный объем раскрывается на Неву общественным, открытым для горожан амфитеатром, который перерастает в площадь перед зданием. Кровля основного блока – эксплуатируемая. Сергей Орешкин сделал акцент на возможности создания музейного кластера: парк с экспозицией оборонной техники соединяется аллеями с музеем «Вселенная воды», Смольным собором и Таврическим дворцом.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «А. Лен». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «А. Лен». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «А. Лен». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
Студия 44
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская «Студия 44». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

План музея напоминает супрематическую композицию. В сердце – «обороняющийся город», семь тематических башен: скорбь, огонь, быт, наука и культура, голод, холод и производство. Они стоят на вершине, окольцованные лестницей-амфитеатром, из которой прорываются наружу объемы входных групп. На прилегающей территории Никита Явейн предлагает создать мемориальный огород, рощу, городской пляж, гостиницу, школу искусств и другие музейные павильоны.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская «Студия 44». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская «Студия 44». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская «Студия 44». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская «Студия 44». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
Проектный институт «Арена»
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Проектный институт «Арена». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

Сердце композиции – мемориал: небольшой куб, спрятанный за стеной «города» – основного музейного здания. Оно вписано в кольцо из массивных белых пластин, похожих на мегалиты. Между пластинами оставлены просветы, а внутри у них есть сквозные проходы, по которым можно обойти все здание. Музей окружает просторная лаконичная площадь с островками зелени.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Проектный институт «Арена». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Проектный институт «Арена». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Проектный институт «Арена». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
Snøhetta / Норвегия
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Snøhetta. Фотография © Алена Кузнецова

Норвежское бюро предлагает разбить комплекс на несколько элементов: главное здание, похожие по стилистике павильоны и ландшафтный парк с экспозицией под открытым небом. Основной объем – лаконичный куб с просветами окон и террасами, откуда открываются панорамные виды, что словно бы включает город в экспозицию музея. В формировании внутреннего пространства большую роль играет естественный свет – он ведет посетителей по пандусам все выше, к большой террасе на крыше.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Snøhetta. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Snøhetta. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Snøhetta. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Snøhetta. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***

Thomas Herzog Architekten / Германия
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Thomas Herzog Architekten. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

Значительную часть музея архитекторы прячут под землю. Основная экспозиция расположится на -1 этаже. Наземный объем представляет собой усеченную перевернутую пирамиду, поставленную на стеклянный прямоугольный этаж. «Стены» пирамиды – из кортеновой стали. Надземное пространство просторное и светлое, вокруг здания планируется разбить ландшафтный парк.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Thomas Herzog Architekten. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Thomas Herzog Architekten. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Thomas Herzog Architekten. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
Lahdelma & Mahlamäki / Финляндия
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Lahdelma & Mahlamäki. Фотография Алены Кузнецовой

Финские архитекторы положили в основу композиции идею спирали, которая символизирует «историческую преемственность, стойкость человеческого духа и одновременно хрупкость человеческой жизни». Основной объем здания – цилиндр с прямоугольным блоком внутри – скрыт под искусственной насыпью; ее авторы предлагают засадить луговыми травами. В центре расположится винтовая лестница, которая свяжет основную экспозицию на нижнем этаже с другими пространствами. Над землей спираль делает последний виток и создает выразительную горизонталь, деликатную по отношению к историческому окружению. В отделке использованы перфорированный металл, эмаль, позолота и белый фарфор.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Lahdelma & Mahlamäki. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Lahdelma & Mahlamäki. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Lahdelma & Mahlamäki. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Lahdelma & Mahlamäki. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***

28 Августа 2017

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Похожие статьи
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Легкая преграда
В концепции нового терминала аэропорта Оренбурга бюро Kosmos обыгрывает любимые темы инфраструктурной и временной архитектуры, а также обращается к идентичности через наследие Владимира Шухова и образ пухового платка. Получилось поэтично, смело и свежо.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Пресса: Помнить все. Каким может быть Музей блокады
Конкурс на новое здание Музея блокады – первая за долгое время попытка создать в Петербурге большой исторический музей. В связи с этим архитектурный критик Мария Элькина попробовала разобраться, как нужно и не нужно увековечивать прошлое в городском пространстве, и объяснить, почему старые стены лучше новых.
Пресса: Скоро рассвет, выхода нет
Масштабный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» должен появиться в центре города в 2019 году, к 75-летию снятия блокады. Смольный объявил конкурс на проект и получил 39 предложений, из которых жюри выбрало девять, предоставив горожанам выбрать, какой проект симпатичнее. Максимально открытое и демократичное голосование (на выставке проектов и в сети) вызвало неожиданный интерес. Наконец их интересует наше мнение! В девятку лидеров вошли норвежские, финские, немецкие архитекторы, что польстило подчеркнуто европеизированным петербуржцам, спровоцировало добрососедскую симпатию к финнам и антипатию к московскому проекту «Арены» (а он и правда походит на «Олимпийский»). Тысячи человек нашли время сходить в манеж Конюшенного ведомства, еще больше проголосовало на сайте Комитета по градостроительству и архитектуре.
Пресса: Архитектура памяти
Каким должен быть новый Музей обороны и блокады Ленинграда — мемориальным монументом или местом для размышления? Рассказывать об ужасах блокадного опыта или стойкости и мужестве ленинградцев? Можно ли совместить в одной концепции оборону, то есть военный музей, и блокаду — музей гражданский?
Технологии и материалы
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?