Михаил Блинкин: «Зачем проживающим здесь ездить туда?»

Разговор о том, как следует развивать Имеретинскую низменность после изменения нормативов.

mainImg
Имеретинка-2. Схема границ проектирования. Предоставлено оператором конкурса «Новая Земля»
Сейчас конкурсная территория представляет собой бетонные поля с видом на олимпийские постройки. Фотография: Мария Трошина
Незастроенные территории – пустыри постепенно осваиваются. Этим летом был запущен открытый бассейн в центре курорта, примыкающий к пустырю

В июле в Сочи были названы финалисты первого этапа международного закрытого конкурса на разработку концепции постолимпийского развития Имеретинской низменности города Сочи «Имеретинка 2.0». Мы поговорили с членом жюри конкурса директором Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаилом Блинкиным о его видении территории и о возможных перспективах ее развития.
zooming
Архи.ру:
Когда разрабатывался мастер-план территории для Олимпиады, озвучивалось, что в него заложены потенции для развития территории в пост-олимпийский период. Хотелось бы понять, что изменилось с тех пор, и чем вызвана необходимость конкурса сегодня?

Михаил Блинкин: 
– Необходимость вызвана тем, что в 2015 году изменились ПЗЗ (правила землепользования и застройки) на территории муниципального образования город-курорт Сочи, которые ввели новую территориальную зону «Особо ценные территории» и установили значение КИТ (коэффициент использования территории) для каждой территориальной зоны. Прежние параметры, которые были ранее, до 2015 года, всех устраивали. Изменения в правилах ужесточили регламент, поэтому сейчас важно определить долгосрочную перспективу и посчитать, насколько серьезно эти ограничения влияют на экономику проекта и продажи.

В принципе, проведение данного конкурса является показателем реализации тех потенций, что были заложены на стадии формирования мастер-плана. Заявленный на международном уровне проект говорит о том, что предшествующий период был довольно успешным, и существует благоприятная перспектива развития территории: все, что построено на сегодняшний день, хорошо продается.

Первое, на что обращаешь здесь внимание яхтенный порт, похожий, как отметил член жюри Питер Бишоп, больше на крепость, чем на гавань…

Да, марина могла бы быть суперполезным коммерческим проектом для этой территории, но она имеет статус морского порта со всеми вытекающими последствиями. Ведь морской порт – стратегический объект с определенными правилами, здесь действуют собственные законы, и нынешняя ситуация, когда он огражден забором и вокруг него нет зелени, вызвана этими ограничениями.
Имеретинка-2. Схема границ проектирования. Предоставлено оператором конкурса «Новая Земля»
В 2014 году часть порта «Имеретинский» переоборудована в яхтенную марину, вошедшую в состав близлежащего курортного района «Имеретинский». В акватории порта установили три понтона, которые позволили марине принимать дополнительно 50 яхт. Фотография: Мария Трошина
Вид на марину из отеля «Имеретинский». Марина – яхтенный порт «Имеретинский», рассчитанный на 250 яхт, была переоборудована из части грузового порта, построенного к Олимпиаде в районе устья реки Мзымта с целью обеспечения строительства Олимпийских объектов в Имеретинской низменности необходимыми материалами. Фотография: Мария Трошина
Деятельность портов регламентируется целым рядом документов. Прибрежная часть порта – охранная зона, и она огорожена забором. Фотография: Мария Трошина
Панорама курорта из окна отеля «Имеретинский». Территория между двумя отелями занята парковкой. Фотография: Мария Трошина
До строительства порта ширина пляжей в Имеретинке была около 50 метров. Сейчас отдыхающие загорают на оградительном сооружении откосного типа, усиленном каменно-набросной бермой. Фотография: Мария Трошина
Самое большое дерево на курорте – искусственная пальма с передающими антеннами. Фотография: Мария Трошина
Защитная стена высотой в 1,20 м отделяет пешеходов от моря. Была установлена после шторма, затопившего набережную. Фотография: Мария Трошина

Так называемая «шпора» – монументальная стена, защищающая суда во время стоянки, была возведена для грузового порта и для этих целей ее было достаточно, но для полноценной марины нужна гавань длинней и более эстетичная. Хотя зона порта и входит в конкурсное задание, здесь недостаточно архитектурного решения проблемы, она более широкая и затрагивает другие компетенции.

У вас была возможность познакомиться с конкурсной территорией в ее нынешнем состоянии – чего, по вашему мнению, здесь не хватает?

– Опасения, что после Олимпиады здесь будет мертвая зона, к счастью, не оправдались. То, что здесь уже существует, если мы говорим о жилом секторе, грамотно спланировано, толково построено и востребовано. Здесь все живет. И Олимпийские объекты также востребованы – здесь проводятся соревнования. Есть трасса Формулы-1.

Но мне не хватает тени для комфортной пешеходной среды. Вспоминая наш собственный опыт – например, кварталы пятиэтажек в Кузьминках, понимаешь, что все идет своим чередом. Когда их построили, все вокруг домов было голым, а теперь, через 30 лет – это зеленые дворы, где очень приятно находиться. Со временем и здесь деревья вырастут.
Приморский бульвар оборудован велодорожкой. Отдыхающие используют и другие экологичные средства передвижения. Фотография: Мария Трошина
Квартал «Приморский», как и все кварталы курорта, отгорожен от бульвара. Камеры видеонаблюдения обеспечивают безопасность проживающих здесь. Фотография: Мария Трошина
Вдоль бульвара оборудована инфраструктура курорта – спортивные площадки, открытые бассейны, кафе. Фотография: Мария Трошина
Пляжный клуб «Имеретинский» – место отдыха с лежаками и бассейнами находится прямо через пешеходную дорогу от моря. Фотография: Мария Трошина
Квартал «Приморский». Внутренний двор. Фотография: Мария Трошина
Территория, прилегающая к Олимпийскому парку с северной стороны, частично отдана под орнитологический парк. Фотография: Мария Трошина

Какими вы видите перспективы развития территории с точки зрения дорожной инфраструктуры?

– Не надо себя обманывать – здесь никогда не будет автомобильного курорта, для этого недостаточно территории. В этом случае на помощь приходит простая арифметика: если брать автомобилизацию на московском уровне, где на 1000 человек приходится 400 автомобилей, то получается, что мне нужно столько же площадей для парковок, сколько и для жилья. Подземный паркинг здесь невозможен – не позволяют грунты, а если обустраивать плоскостные стоянки, то вместо зелени под окном будет автомобильное лежбище, что коммерчески невыгодно, так как не эстетично. Поэтому я считаю, что здесь оптимально планирование свободной от автомобилей территории, соответствующее общеевропейскому тренду. Необходимо создать комфортную пешеходную среду с зелеными бульварами, чтобы не топать по жаре. Здесь уже сейчас широко используются экологичные виды транспорта – сигвеи, самокаты, велосипеды, и надо продолжать развивать альтернативные способы передвижения.

Ваши иностранные коллеги Висенте Гуаярт и Питер Бишоп высказались о необходимости улучшения связи с соседними районами Сочи. Что вы думаете по этому поводу?

– Я думаю, что этот вопрос не актуален. Расширение дороги в направлении центральных районов – это колоссальные инвестиции, но возникает вопрос – зачем проживающим здесь ездить туда. Я уверен, что на этой территории со временем будет все необходимое для полноценной жизни – и развлечения, и культурные объекты, и инфраструктура. Гораздо важнее оборудовать удобный пешеходный подход к железнодорожной станции, которого на данный момент нет. Это как раз вопрос архитектуры и нормальная задача для архитектора, которая должна быть решена в рамках конкурса.
Орнитологический парк и квартал «Парковый». Фотография: Мария Трошина
Квартал «Парковый» примыкает к орнитологическому парку. Фотография: Мария Трошина
Вид на бывший медиа-центр, который сейчас занимают школа для одаренных детей «Сириус» и выставочный комплекс, от орнитологического парка. Пустующая территория входит в предмет конкурса. Фотография: Мария Трошина
памятный знак Олимпиады-2014 установлен на Приморском бульваре. Фотография: Мария Трошина
На горизонте Адлер-Арена. Фотография: Мария Трошина
Вид на Фишт и Ледовый дворец от комплекса «Парковый». Фотография: Мария Трошина

Сейчас мы с вами говорим в основном о летнем периоде, но в задачах конкурса речь идет о круглогодичном использовании территории. Есть ли здесь перспектива у постоянных резиденций?

– Что здесь делать постоянным жителям? Эта проблема повсеместная во многих приморских городах, в том числе и в Европе. Если не брать во внимание традиционную для курортов сезонную работу в гостиницах, ставка сегодня делается на удаленную работу, связанную с IT, медиа. У нас это направление не так развито, но возможно в этом и есть перспектива для этой территории в частности.

Как вы полагаете, сможет ли конкурс что-то изменить здесь? Какова ваша формула победы в конкурсе?

– Успешное градостроительное освоение этой территории и ее развитие зависит от многих факторов, и конкурс – лишь начало пути. Главное, что здесь должно случиться – грандиозное совпадение прекрасной архитектуры и не менее прекрасной бизнес-идеи.

11 Августа 2017

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.