English version

Мир радости

Вторая очередь Городской фермы на ВДНХ дополнила ландшафтно-архитектурный ансамбль сразу несколькими постройками, обыгрывающими характерный ассоциативный подход к созданию тематических павильонов.

mainImg
Архитектор:
Дмитрий Ликин
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь
Россия, Москва, ВДНХ

Авторский коллектив:
Руководители: Олег Шапиро, Дмитрий Ликин
Ведущие архитекторы: Алена Зайцева, Анастасия Измакова
Архитекторы: Маргарита Леонова, Марина Ярмаркина, Денис Маншилин, Глеб Галкин, Стас Дервоедов, Сауле Чевычалова, Ольга Павленко
Генплан: Нина Смирнова
ГИП: Дмитрий Белостоцкий;
 
Предпроектное исследование: КБ23. Константин Паливода, Максим Любавин
Консультант Екатерина Сыса
Дендролог: Любовь Мозгунова
Конструктор: Сергей Белугин
Фотографии: Митя Чебаненко


2015 — 2015 / 2016 — 12.2016
 
Экспериментальная площадка
Проект фермы, о первой очереди которой мы уже писали, возник из желания руководства ВДНХ возродить один из заброшенных уголков на северо-востоке территории выставки. В прошлом здесь были сосредоточены площадки для демонстрации достижений советского сельского хозяйства, Кроме павильонов с красноречивыми названиями «Свиноводство», «Овцеводство» и «Птицеводство», рядом с каскадом прудов существовала экспозиция, посвященная охоте и разведению пушных зверей. Здешний павильон «Охота и звероводство» не пережил переходного периода от ВДНХ к ВВЦ, и потом обратно к ВДНХ. Вся территория пришла в запустение.

Но сохранившаяся память места натолкнула архитекторов бюро Wowhaus на достаточно смелый эксперимент. Они решили создать образовательную площадку, на которой дети и их родители смогли бы познакомиться с животным и растительным миром, а также овладеть различными навыками, связанными с ведением натурального хозяйства. Это не копипаст с формата западных городских ферм, а оригинальная концепция, объединяющая семейный отдых на природе, мини-зоопарк, кружок юных натуралистов и ремесленные мастерские.

Под необычную идею руководство ВДНХ выделило участок площадью около 3 гектаров. Сильный перепад рельефа делил территорию на две неравные части: нижнюю, большую по площади, с прудом и верхнюю, вытянувшуюся вдоль склона. Первая с хлевом, птичником, плодовым садом, огородом и инклюзивной детской площадкой была закончена очень быстро и открылась в 2015 году, почти сразу став популярной. Строительство второй части, включавшее возведение нескольких павильонов, предназначенных для круглогодичных занятий различными ремеслами и видами сельскохозяйственной деятельности, было отложено на следующий 2016 год.
Вид на ферму с высоты птичьего полета. Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Генеральный план. Городская ферма на ВДНХ. Бюро Wowhaus

Верхний мир
Вторая очередь фермы, площадь которой почти в четыре раза меньше, расположилась на приподнятой части территории вдоль южной кромки пруда. Из-за особенностей рельефа строить там было можно в основном на узкой полосе ровной земли вдоль бровки склона и на широкой площадке, которая раньше была занята павильоном «Охотоводство», а для фермы должна была выполнять функцию входного парадного зала. Здесь гостей фермы встречает входная группа с билетными кассами и информационной стойкой, широким полукругом охватывающая площадь с цветниками и двумя уцелевшими от прежних времен статуями «Охотника» и «Лисятницы». Внутри территории, буквально в двух шагах от входа, чтобы предупредить возможные нарекания на слабо развитую сервисную инфраструктуру, расположено фермерское кафе, в котором будут проходить занятия детской кулинарной школы. Дальше пешеходный маршрут проложен параллельно склону холма. Вдоль дорожки расставлены один за другим два больших сложных по конфигурации павильона. Первый используется под различные мастерские: гончарные, столярные и прочие, а во втором разместились оранжереи. В дальнем конце второй очереди дорожка плавно изгибается и выводит посетителей через мостик над каналом на главную площадь первой очереди с хлевом и птичьим прудом.

В первоначальном решении был предусмотрен еще один кроткий проход от кафе вниз к прудам, но его решили в итоге не делать – из-за крутого рельефа и сложностей для маленьких и пожилых посетителей.
Вид на ферму с высоты птичьего полета. Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Традиционный подход
Генеральный план фермы учитывал результаты социо-экономического исследования, проведенного КБ23 – возможный функционал будущей фермы и перечень построек, необходимых для их реализации, определили совместно. Часть функций была рассчитана на привлечение разовых гостей из числа обычных посетителей ВДНХ, а часть – на постоянную публику – жителей соседних микрорайонов с детьми. В работе над проектом участвовали девять архитекторов, каждому из которых достались один или несколько объектов, относящихся к разным очередям строительства. Для того, чтобы создать единый ансамбль, все они работали в рамках общего дизайн-кода, включавшего использование простых, но выразительных форм, натуральных материалов и конструкций, в первую очередь дерева.

Ведущий архитектор второй очереди Фермы Анастасия Измакова так комментирует главную задачу, поставленную перед проектной командой руководителями бюро: «Мы должны были сделать павильоны в духе всего ВДНХ. С литературными ассоциациями и даже символизмом. Так, чтобы вместе они создавали гармоничный ансамбль, но каждый из них был уникален и вдохновлен собственной функцией». Нужно было найти современный парафраз приема, использованного видными советскими зодчими на протяжении XX века. Они стремились предельно наглядно и патетично визуализировать темы выставочных павильонов. Мотивы народного зодчества, использование объектов и субъектов хозяйствования в качестве декоративных элементов, монументальное искусство и стилизации всех мастей – создавали тот удивительный аттракцион благополучия и процветания, в который так любили погружаться москвичи и гости столицы, спасаясь от депрессивной реальности. Повторить буквально этот прием в XXI веке вряд ли возможно, не только из-за эстетических и этических причин, но и из-за экономических резонов, но осмыслить и творчески переработать – можно.
Входной павильон. Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Колоннада, амбар, ангар и ананас 
Скульптура «Охотник» возле входного павильона на Городскую ферму на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Встречающая теперь гостей фермы входная группа, как и вход первой очереди, отличается структурностью, но достаточно точно повторяет формы распространенной еще в классической усадебной традиции полукруглой колоннады. Только вместо «честных» колонн с капителями и антаблементом, здесь использованы деревянные фермы. Упорядоченная система из стоек, раскосов и балок образует ажурный полукруг, украшенный декоративными вертикальными экранами, с решеткой, образующей орнамент, напоминающий то ли колосья, то ли пальмовые листья. Сложно сделать более ясно читаемую отсылку к духу прежнего ВДНХ.
Кафе. Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Следующий по ходу движения объект – просторное кафе, не вызывает ассоциаций ни с ампиром прошлого века, ни с брутальным модернизмом космической эры. Это стильная и лаконичная постройка, скорее вдохновленная северной, скандинавской архитектурой – наподобие большого амбара, при строительстве которого думали больше о вместительности и функциональности, чем о дизайне, а в результате получилось гармоничное здание. И если говорить о традициях, то только о традициях бюро Wowhaus. Кафе отличает характерная элегантность в работе с деревом и в его комбинации со стеклом.
Фрагмент здания кафе. Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Как бы ни хотелось задержаться в уютном кафе, двигаться вперед зовет открывающийся вид на комплекс мастерских – одно из самых ярких и эффектных сооружений в ансамбле Городской фермы, не зайти в которое невозможно. И в первую очередь – из-за необычной параболической формы крыш трех больших отсеков, которые отходят от основного распределительного блока с обслуживающими помещениями.
Павильон «Мастерская». Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

«Первое, что я представила, когда начала обдумывать поставленную задачу спроектировать мастерские – типичный промышленный объект – огромный ангар из металлических профильных листов. – рассказывает автор проекта мастерских Анастасия Измакова. – И я попыталась найти конструкции, которые напоминали бы этот образ, но создавали бы совершенно другую атмосферу и настроение, более подходящее для места занятий разными ремеслами с детьми». Решение нашлось в виде гнутых деревянных арок, поверх которых укладывалась кровля из лиственничной дранки. Также – впервые в практике – архитекторы Wowhaus использовали технологию защиты древесины при помощи обжига. Это не только интересное декоративное решение, широко применяемое в традиционной архитектуре Японии, оно имеет ряд вполне практических преимуществ: защиту от грибков и плесени, низкую теплопроводность.
Фрагмент павильона «Мастерская». Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Интерьер одного из блоков для занятий ремеслами в павильоне «Мастерская». Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Максимальная высота параболы каждого ремесленного отсека больше 6 метров, так что в двух из них были сделаны антресоли, увеличившие полезную площадь. Один отсек остался без промежуточного этажа и находясь в нем можно оценить красоту и динамику ребер клееного дерева с их почти готической напряженностью и легкостью. Реализовать это решение было не просто: не каждый производитель был способен в оговоренные сроки изготовить деревянные конструкции с требуемым качеством и в необходимом количестве – но в итоге павильон стал одним из любимых объектов как самих авторов, так и гостей фермы.
Павильон «Мастерская». Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Готические аллюзии не исчерпываются брутально-пасторальными мастерскими. Следующий павильон – оранжерея, – может легко поспорить с ними по части динамики. Ломаная цепочка из нескольких блоков, каждый из которых предназначен для своего вида искусственной культивации растений: в одной установлены стеллажи для гидропонного выращивания овощей и зелени, в другой – растут цветы в грунте, а в третьей – экзотические растения в кадках; павильон перекрыт светопрозрачной двускатной кровлей из сотового поликарбоната. Подобная форма исторически используется при строительстве оранжерей: при королевских загородных дворцах или на подмосковных дачах.
Павильон «Оранжерея». Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Торцевые фасады блоков украшает сложный переплет витражей. Вертикальные и наклонные импосты образуют рисунок, напоминающий колос (белые переплеты) или даже ананас (белые переплеты, накладывающийся на черные стыки между стеклопакетами витража).
Интерьер павильона «Оранжерея». Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Витраж «Ананас» павильона «Оранжерея». Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Флора и фауна
Сложная, многочастная конфигурация мастерских и оранжереи объясняется не только их функцией, но и заботой о сохранении растущих на территории фермы деревьев. Блоки павильонов вписывались в пространство между стволами, а там, где опорные конструкции угрожали корневой системе деревьев, архитекторы применяли консольную конструкцию опирания настила. Это решение не мешает доступу воды к корням и сохраняет первоначальный ландшафт.

Уже на втором этапе строительства фермы в проект была добавлена пара небольших сооружений – вольер для альпак и домик для енотов. Мини-зоопарк на ферме пользовался такой популярностью, что дирекция фермы решила расширить диапазон представленных животных.
Схема. Городская ферма на ВДНХ. Бюро Wowhaus
Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко
 
Мир радости
Закончилась эпопея создания в Москве на ВДНХ городской фермы. Кому-то она могла показаться долгой – все-таки строительство нескольких павильонов и прудов растянулось на два года. Кому-то очень короткой, опять-таки из-за всего лишь двух лет строительства, потребовавшихся для кардинального изменения территории размером в 3 гектара. Но сколько бы времени ни прошло, ферма становится все более популярной и интересной для множества людей. Идея и ее воплощение настолько пронизаны любовью к природе, животным и людям, что удивительно, как она смогла реализоваться в наше прагматичное и ориентированное исключительно на прибыль время. Эксперимент дирекции ВДНХ и творческие поиски архитекторов Wowhaus увенчались безусловным успехом. Теперь у ранее никому не известных Каменских прудов появился и каждый день ждет посетителей «Мир радости». Причем, радости не только для детворы и взрослых, еще не избавившихся от детской непосредственности и любви к самым разным животным, даже тем, кто способен тебя дружески боднуть под коленку, ущипнуть за штанину или укусить за неловко подставленный вместе с морковкой палец, но и для любителей качественной современной архитектуры, для которых ансамбль городской фермы стал достойной выставкой архитектурных достижений. Кроме всего прочего, проект Городской Фермы на ВДНХ подтвердил статус бюро Wowhaus как первооткрывателя новых форматов рекреационных пространств. 
Архитектор:
Дмитрий Ликин
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь
Россия, Москва, ВДНХ

Авторский коллектив:
Руководители: Олег Шапиро, Дмитрий Ликин
Ведущие архитекторы: Алена Зайцева, Анастасия Измакова
Архитекторы: Маргарита Леонова, Марина Ярмаркина, Денис Маншилин, Глеб Галкин, Стас Дервоедов, Сауле Чевычалова, Ольга Павленко
Генплан: Нина Смирнова
ГИП: Дмитрий Белостоцкий;
 
Предпроектное исследование: КБ23. Константин Паливода, Максим Любавин
Консультант Екатерина Сыса
Дендролог: Любовь Мозгунова
Конструктор: Сергей Белугин
Фотографии: Митя Чебаненко


2015 — 2015 / 2016 — 12.2016

18 Июля 2017

WOWHAUS: другие проекты
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Ледяной цветок
Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Сеанс городской терапии
Новый вход в парк Горького с Ленинского проспекта, спроектированный и построенный архитекторами Wowhaus, продолжает заложенные когда-то теми же авторами тенденции раскрытия парка городу, хотя он и не чужд тонкого переосмысления его традиций.
Civitas ludens*
Тула, город суровых оружейников, получил новую набережную – релакс-пространство постиндустриального типа. Оно живо реагирует на все вызовы контекста, осмысляя их легко и непринужденно, как игру, а не нравоучение. Центр города «заиграл» – красками, пространством, множеством поведенческих вариантов. Ну и для детей масса необычных развлечений.
Шитье по контексту
Монорельс – транспортное или зрелищное сооружение? Обслуживание убыточно, для города он чемодан без ручки. Интерны Wowhaus поработали над проектом превращения монорельса в Моносад – гигантский (5 км) убранистический аттракцион, подхватывающий местные и городские сюжеты как функционально, так и образно.
10 аэропортов
В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.
Красный парк
Бюро Wowhaus превратило парк в центре Москвы в замечательное пространство для отдыха и занятий спортом, где каждый найдет место для себя, следуя за ориентирами красного цвета.
На семи холмах
Семь инсталляций для фестиваля фейерверков в Москве, многоэтажный плот в Выксе – эти и другие проекты реализовала команда интернов четвертой интернатуры Wowhaus.
Рекультивация городского центра
Проект благоустройства набережной в центре Тулы включает очистку реки, создание музейного квартала, развитие пешеходных и визуальных связей, равно как и постиндустриальной экономики туристического центра. Он возвращает старому городу структуру столетней давности, переосмысленную с учетом принципов современной урбанистики.
ДК поколения Y
Архитекторы Wowhaus завершили строительство Инновационно-культурного центра в Калуге. Несмотря на то, что программа в процессе проектирования менялась со скоростью устаревания инноваций, архитекторам удалось справиться с ситуацией, превратив здание в плотный «узел» разнообразных культурных и спортивных пространств с гибким функционалом.
Уникальное общее
Представляем видеозапись круглого стола, проведенного Archi.ru на АРХ МОСКВА NEXT! В разговоре о новых форматах общественных пространств и методиках их создания приняли участие представители ведущих архитектурных бюро Москвы.
Пути аскезы
Малая сцена «Электротеатра Станиславский» развивает идеи, заложенные в архитектуре главного здания, в свете подчеркнуто-брутального лаконизма, а может быть даже «аскезы». В ее театральном понимании, конечно.
Политех паркового периода
Множество мостов, амфитеатр и перекладка секретных сетей: о том, как архитекторы Wowhaus переработали концепцию благоустройства территории Политехнического музея, предложенную в 2011 Дзьюнья Исигами.
Музейная экспансия
Публикуем статью историка архитектуры Марины Хрусталевой о стратегиях развития московских и петербуржских музеев, опубликованную в тематическом номере журнала «Проект Россия» – «Культура» (№ 80, июнь 2016).
Подсчёт по осени
Прошедшей осенью и в конце лета 2016 издано шесть монографий известных архитектурных мастерских: ADM, UNK project, Wowhaus, Арт-Бля, бюро Евгения Герасимова, Цимайло & Ляшенко. Рассказываем обо всех.
Похожие статьи
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.