Алексей Комов: вера без иллюзий

Советник по архполитике Евпатории, многолетний увлечённый исследователь курортной архитектуры Крыма, а теперь ещё и настоящий курортный урбанист – о жизни, планах на «Зодчество», о съезде САР и его ценности.

Юлия Тарабарина

Беседовала:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 В 2016 году на пляжах и улицах Евпатории появились деревянные киоски, скамейки, спасательные вышки и довольно просторные тенты для загорающих. Алексей Комов говорит, что это только начало, город относится к дизайн-коду позитивно и инвесторы рады следовать ему, поскольку комфортная среда привлекает больше отдыхающих и, конечно, служит комфортному отдыху горожан. Вероятно, это только начало работы, но уже сейчас урбанистические вкрапления выглядят не хуже некоторых московских, а некоторых – получше. Хотя они вовсе не дорогие – денег мало, и вообще сложно – признаётся Алексей. Но курортная специфика учтена, по словам архитектора, новые объекты буквально растут из истории курортного города. Что можно признать, глядя на картинки. Алексей подробно рассказал нам о своей работе и взглядах на Крым и жизнь. И о своем проекте на фестивале Зодчество.
zooming
Новые киоски на набережной Горького в Евпатории. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016
Новые киоски на улицах Евпатории. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016
Новые киоски на улицах Евпатории. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016
«Кинопортал» на улицах Евпатории. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016

– Алексей, Вы с конца 2014 года были главным архитектором, а теперь, с сентября – советник по архитектурной политике Евпатории. Как ваш энтузиазм, не угас ли за прошедший период? Кроме того Вы как-то обмолвились: то, что удается сделать – вообще подвиг.

– Настоящая любовь это и есть подвиг, самопожертвование. Я фанатик, однолюб, как и два года назад перед первым участием Крыма на всероссийском фестивале Зодчество 2014 говорил в интервью Архи.ру и сейчас повторюсь: для меня «Крым мой».

Те, кто приходит в Крым сейчас и не чувствует его «нерв» – обречены на профанацию и бег по кругу до полного изнеможения, включая моральное, финансовое и репутационное. Крым это Солярис и по-Лему, и по-Тарковскому одновременно... Не ты занимаешься им, а он тобой.

Ноосфера глубиной в тысячелетия – у него всё и помногу раз уже было, он перемалывал всех и вся, оставаясь Крымом. Поэтому однобокий экстенсивный девелоперский подход к «Крымской территории» точно неэффективен, как он в итоге провалился и на материке. Работа с крымской идентичностью для меня лично, чего и всем коллегам желаю, требует филигранного подхода, надо вжиться «без обратного билета» в метафизику Соляриса, как бы Крым не пугал своей запредельной иррациональностью.

Тогда, ещё в 2012 году наш «Курортоград» был задуман как просветительский проект тремя соратниками: мной как архитектором, а также художником Андреем Ягубским и искусствоведом Николаем Васильевым. Мы старались показать на примере Евпатории уникальность наследия советской курортной среды Крыма, что было продемонстрировано нами в первом Крымском павильоне на Зодчестве 2014. В процессе масштабное исследование Евпатории переросло в движение и рабочую лабораторию по изучению «генома» развития древнего города с архитектурным ресурсом среды и территории глубиной в 2,5 тысячелетия. Культурный ландшафт Евпатории одновременно и физический – он абсолютно рукотворен на плоском степном побережье. Человеческое начало представляет собой гуманитарный смысл разгадки ребуса города, которому необходимо вспомнить себя: у него всё уже было в истории, и не раз. Чтобы получить полный диагноз и начать градолечение, необходимо было «прожить по обе стороны баррикад» городского устройства. Опыт и результаты появились под моим руководством: в 2015 я работал в статусе главного архитектора Евпатории, сейчас я советник по архитектурной политике.
Скамейка в Евпатории. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016
Навес-пергола и вышка спасателей на пляже в Евпатории. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016

В крайне непростых, в общем-то уникальных условиях были разработаны и внедрены регламентные архетипы и выполнены объекты единого стиля благоустройства курортной зоны от набережных и пляжей до исторического центра, которые по всему городу обозначили в сознании горожан обновлённую традицию благоустройства, как инструмента#1 тактической урбанистики преобразования среды Курорта. Работа продолжается и сегодня, прямо сейчас. Оглядывая двухлетний путь, остро чувствуешь свой личный, тот самый крымский нерв: безусловная вера, без лишних иллюзий, мой «прагматичный романтизм».
Навес-пергола на пляже в Евпатории. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016
Работы студентов Евпаториума. Регина Зинатуллина, КГАСУ. Башня Курёхина. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016

– Очень красивые павильоны, такие воздушные... Пропитаны ощущением советского счастья, как и вся символика, и логотип ваш стилизован под, я бы сказала 1960-е. Это намеренное предпочтение актуальной псевдосоветской моды – все эти стилизованные автоматы газированной воды есть и в Москве. Народ любит вспоминать советское прошлое из кино. У Вас даже картинки стилизованы под цвет пленки «Кавказской пленницы». Это личное, или это общая тенденция, например, в Крыму?

– Я авангардный традиционалист. Это сборка дизайн-кода курортного. Здесь важно не просто уловить какой-то конкретный стиль или дух, а сделать гибкий инструментарий. И для Старого города, и для Курортной зоны, и для других мест. Это процесс осознания Евпаторийского стиля. То, что я исследователь позволяет мне говорить на языке курортного города, не заикаясь.

Кстати, удивительно, но Вы правы. Единообразно и одномоментно «крымский курортный стиль» был оформлен как раз в период оттепели. Тогда было придумано всё от первых изящных остановок и автовокзалов до шрифтов на лимонадах и городских знаках.

И «Пленница», надо сказать, снималась в Крыму, а не на Кавказе...

– А почему не придумать сейчас совершенно другой образ вместо ретро?

– Это не ретро, отнюдь; прямых аналогов нет. Это уважительное отношение к крымской архитектурной традиции. Крымская архитектурная парадигма в том, что архитектура здесь не главное, она должна быть на третьих ролях. Главное – «Природа», та самая ландшафтная идентичность. Я не занимаюсь в Евпатории «объектами», я занимаюсь средой. Кто-то видит ретро, кто-то авангард, кто-то не видит вообще, а наслаждается атмосферой города в целом и морем. И это прекрасно. Я растворён в традиции, она для меня авангард сегодня. В этом я солидарен со своим другом, коллегой и единомышленником Степаном Липгартом. Он бывал уже неоднократно у меня.

А новым образом мы с Александром Лекайе и Азатом Романовым занимаемся в рамках разработки проекта "Крымской Исторической Транспортной Системы".

– Говорят, Вас недавно приглашали в Севастополь, и как Вам?

– Да, было дело. Севастополь для архитектора-исследователя – это, в принципе, город-мечта, а если ещё точнее, реализованная послевоенная мечта архитекторов и градостроителей, феноменальный полис! По сути, столица Русской идентичности и Крымского стиля. Но парадоксально: у нас в Евпатории в городской среде сейчас гораздо больше «истинного Севастополя», чем в самом Севастополе, где среда катастрофически дезорганизована.

Оказывается, наблюдать сегодня за бурлениями в Севасе, это также «увлекательно», как следить за перипетиями каких-нибудь чемпионатов с турнирными раскладами и таблицами. Все и вся в обороне по отношению друг к другу, изнутри и вовне. Только сам Город сирота, как бы ни при чём, фоном, сам по себе, со своими камнями.

В Республике Крым поспокойнее, без чемпионата, без накала и экзальтации.
А для меня прежде всего важна команда, взаимодействие с архитектурным сообществом, пропаганда и развитие на деле уникального городского стиля и его среды, помимо, конечно, генплана и операционной рутины. Как эти условия можно соблюсти для «турнира без правил» – вопросы уже не ко мне.

– Как сейчас вообще с архитектурой и как живется архитекторам в Крыму?

– Говорю лично от себя: непросто. Крыму нужна поддержка российского архитектурного цеха как никогда, а не «бесконечные говорильни» в надежде урвать федеральный заказ. Надо более активно, без фиги в кармане, на деле включать в работу крымских специалистов, крайне востребована широкая аналитика под эгидой САР, а также ставка на крымскую молодежь, прошедших обучение или получившие реальный опыт на материке. Стадия игривого «похлопывания по плечу» давно прошла.

Архитектура у нас везде, к сожалению, заложница сиюминутных выгод стройкомплекса, а здесь в Крыму тем более – в его герметичных условиях, но Архитектура в силах направлять и объединять города, способствуя социальным, духовным и психологическим нуждам. И в Крыму, как в увеличительном зеркале всё предельно выпукло и очевидно.

Застройка современных крымских поселений вне среды, вне приоритетов, вне законов делают города по сути ничьими: невозможно хранить, беречь, развивать – а возможно только продолжать паразитировать до полного физического и социального опустошения от сезона к сезону.

Две базовые ценности, которые категорически невозможно «ломать об колено», как это у нас зачастую принято, и через которые территория влияет на людей, которые сами в идеале её же продукты. Природный крымский приоритет номер один – «ландшафтная идентичность»! Второй – Культурный приоритет в пространственном развитии крымского города, это фактор Традиции, антропоморфный «дух места»: тысячелетнее наследие и преемственность, мозаика стилей, сложный архитектурный код...

Можно долго ходить по кругу, молиться и петь мантры на будущие генпланы и социально-экономические стратегии, но если не отдавать себе отчёт в корневых приоритетах территории, ни один крымский город никогда не станет «своим и бескорыстным». Тем более сейчас, когда опасный разрыв между рутинной городской операционкой крымских муниципалитетов и стратегическим горизонтом без заполнения наглядной тактикой «здесь и сейчас» опасно увеличивается.

Именно тактика связывает стратегический и оперативный уровни. Не от «жира», как на материке, а именно реальная тактическая урбанистика. Кстати, на прошлом Зодчестве 2015 я курировал экспозицию, которая так и называлась «Реалии тактической урбанистики Крыма».

В крымском курортном городе, как, например, в Евпатории, быстрые и качественные реализации на основе регламентов, правил благоустройства, вроде тенистых навесов и удобных скамеек могут значительно изменить психологическую атмосферу. Качественные, осязаемые во времени результаты благоустройства среды – для людей! – должны ставиться как насущная управленческая цель, где социальная задача – снизить уровень общественного дискомфорта. Тогда и городское сознание «даёт фору» на воплощение долгих и многодельных инфраструктурных проектов со средним и дальним стратегическим полётом.
 
– Что Вы покажете на Зодчестве 2016? Чем отличается Евпаториум от Территориума? Что покажет Союз Молодых Архитекторов Крыма?

– ЕВПАТОРИУМ это краеугольная часть экспозиции нашего курса урбанистических практик. Так, удалось объединить архитектурную молодёжь на платформе летней школы ТЕРРИТОРИУМА евпаторийской темой как суперидеей: придумать и разработать реальные продукты городской среды, разных масштабов и типологий, причём на основе технологии деревянного конструирования и домостроения, которые можно увидеть и пощупать.

Все проекты ЕВПАТОРИУМА реальные: от Литературного сквера до Восточного базара.
Одного решительного активизма, даже подкреплённого ресурсами, недостаточно, это повсеместная иллюзия – всегда нужны профессионалы, «комиссары развития от станка» с опытом, которые могут показать, объяснить, как устроено, как работает, что такое хорошо и что такое плохо.

Удивительное дело: все во все времена жалуются на молодёжь; «караул и ужас». Что дескать она не такая, что она сякая, и не та, что раньше. А вот я всегда уверен в ней, без скулежа и причитаний. Надо просто терпеливо уметь заряжать обоюдной верой в искусство архитектуры, в её невероятный драйв созидания.
Работы студентов Евпаториума, куратор Алексей Комов: Екатерина Латыева, Керчь, арх. факультет Суриковского института. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016
Работы студентов Евпаториума, куратор Алексей Комов: Дарья Попова, Евпатория. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016
Работы студентов Евпаториума. Арка Курёхина, которую планируется установить на «Зодчестве». Алексей Комов и Анастасия Серёгина, Москва. Предоставлено Алексеем Комовым, 2016

В наших группах была архитектурная молодёжь родом из Москвы и Крыма, Сибири и Алтая, Казани... Вот она Россия – её художественный и интеллектуальный задорный каркас. Без ложного пафоса, забалтывания и фальши – просто живой «архитектурный рок-н-ролл», настоящий авангард.

На живом примере работы в Евпатории удалось «зажечь» ребят и главное – показать им в развитии реальную работу с территорией, и – как в крайне непростой ситуации делать средовые работающие продукты. Ребята возвращаются в свои вузы, в свой образовательный процесс, заражённые животворными бациллами «архитектуры прямого действия».

Один из объектов мы планируем построить с помощью НЛК-Домостроение во дворе пятого корпуса Трёхгорки на время фестиваля. Внутри павильона покажем интересные евпаторийские проекты дипломников из московских МАРХИ и Строгановки, и казанского КГАСУ, а после фестиваля конструкция отправится в Крым на постоянную дислокацию.

– НЛК-Домостроение вам во всем помогает или только делать выставку на Зодчестве? Насколько обширен диапазон этого сотрудничества? 

– НЛК-Д помогает второй год в подготовке конструкций для экспозиций на Зодчестве. Также в ряде крымских проектов мы пользовались их мощнейшими инженерными ресурсами. Это большое интеллектуальное сотрудничество, где отдельно надо упомянуть Константина Блинова и Семёна Гоглева. Они помогают многим, от конструктивных расчётов до поставки сырья. В Крыму плохо с качественно подготовленным деревом.

– «Арка Курёхина» строится на Трёгорке, а потом куда? 

– После выставки арка будет разобрана и перевезена в парк Ленина в Евпаторию.

– Расскажите про Территориум, что это такое? 

– Сам ТЕРРИТОРИУМ родился у меня в голове сразу после прошлогоднего Зодчества из ретроспективы «Курортограда». С соратниками Никитой Асадовым, товарищем и архитектурным подвижником, вклад которого в русское архитектурное движение ещё будет оценен по достоинству, а также Константином Блиновым, инженерным просветителем, представителем НЛК-Домостроение ТЕРРИТОРИУМ был домыслен и запущен в Казани в ноябре прошлого года. В 2016 был Питер, Алтай после подключения АрхКоворкинга и в лице неутомимого Павла Сонина.

Изначально идея ТЕРРИТОРИУМА была проста: это ни в коем случае не «авторская фирма», а объединение объединений с функцией тактического десанта. Выставка, лекции от «комиссаров развития от станка», архитекторов с реальным пассионарным полевым опытом, которым они делятся в процессе семинаров и воркшопов. Претворение идеи братьев Асадовых вживую – «От события к пространству». Необходимо идти в регионы, притягивая талантливую молодёжь не в центр, а развивая интеллектуальный каркас страны на основе идентичностей разных территориальных архитектурных школ и даже стилей. В этом патриотизм настоящий, а не махание флагами и биение в бубны. Ощущение страны, причастность и преемственность, а иначе зачем всё?

Наш Курортоград когда-то осенью 2014 провел самый первый в Крыму воркшоп, в Евпатории, а сейчас это реальный инструментарий объединения самих молодых крымских архитекторов, что можно будет воочию увидеть в экспозиции Союза Молодых Архитекторов Крыма, чему я очень рад. Выставку также курирую я вместе с симферопольским архитектором Кириллом Бабеевым. Мне важно участвовать и в архшколе ЭВОЛЮЦИЯ с Петром Виноградовым, которая также будет мощно представлена, замыкая наши общие активные полюса.

Понимаете, есть небольшое, но важное количество людей, притягивающих вокруг себя молодёжь, которые создают пассионарный водоворот, реализуют вживую нужные для территорий и людей проекты. Но все разобщены по большому счёту, каждый на своей кочке кулик, придавленный психологией выживания мелкого лавочника, при этом каждый ещё и опасается «развивателей-неархитекторов», которые запросто загребают жар тренированными ручонками.

Признаюсь честно, глобальное объединение неизбежно, если вспомнить как и из чего возник в далеком 1932-м Союз Архитекторов. Мобилизационная модель объединения «новых тридцатых» это данность, но вот как и кем она будет реализована – это вопрос для грядущего съезда. Но Союз Архитекторов нельзя угробить, тогда моментально крышка всем, причём окончательно.

Но я не одинокий прагматичный романтик, в этом надежда и моя вера без иллюзий, и любовь как подвиг, безусловно.

Фотографии: Алексей Комов, Александр Семенченко, Виктория Серебрянская
 

12 Октября 2016

Юлия Тарабарина

Беседовала:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.