«Городская терапия»

Так называлась дипломная тема студии Олега Шапиро и Дмитрия Ликина в МАРШ. Публикуем три лучших проекта.

mainImg
Для выпускных магистерских работ своей студии Олег Шапиро и Дмитрий Ликин, основатели бюро Wowhaus, совместно с Марией Качаловой и Надеждой Чадович выбрали тему «Городская терапия». Суть темы – преобразование и развитие городских территорий и объектов, утративших первоначальное назначение, но сохранивших общегородскую и культурную ценность. К таким территориям студенты отнесли московский Ипподром, Северный речной вокзал, Мосфильм и даже Кремль. И попытались предложить собственные – иногда бережные и деликатные, а иногда радикальные и смелые – сценарии их реабилитации. О том, что из этого вышло, мы попросили рассказать руководителей студии Олега Шапиро и Дмитрия Ликина.
Дипломный проект Олега Сазонова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016
Дипломный проект Олега Сазонова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Сущетсующее положение

Олег Шапиро, 
сооснователь бюро Wowhaus,
руководитель магистерской студии МАРШ:
«Для меня существует три основные темы, возникшие в процессе работы над дипломами. Первая – это, собственно, предмет диплома. Вторая – наше общение с дипломниками и их общение с нами, видимое противостояние. И третье, наконец, поскольку магистратура – вещь не такая долгая в русской действительности, нужно понять ее концепцию и цели. Например, в МАРХИ в этом году еще выпускались последние студенты с дипломом специалиста. А МАРШ выпускает магистров с английскими дипломами. Но русский ВУЗ сам по себе чрезвычайно инфантилен. И в этом смысле, мне кажется, нам удалось изменить подход, мы сознательно отошли традиционно русского патерналистского преподавания.

Сами магистранты – архитекторы, по сути дела, уже готовые к работе после бакалавриата. Это люди, которые вполне могут действовать дальше, заниматься архитектурой. Если эти люди захотели получить высшую архитектурную проектную квалификацию, они идут в магистратуру, которая делится на две части – диплом и диссертация. Вот к этой диссертации я отношусь серьезно. Это не пояснительная записка к дипломному проекту, это все-таки история с элементами исследования, по возможности, серьезного.

В связи с этим мы и придумали тему диплома. Задачи, которые мы ставим перед собой и перед дипломантами, такие: проведение некоторого глубокого исследования; выбор на основе этого исследования объекта проектирования; в свою очередь, исследование его контекста, его внутренней структуры, его ресурсов развития внутри и градостроительного потенциала. Понятно, что в качестве дипломного проекта весь объект сделать невозможно. Поэтому мы выбираем кусок и в рамках общего развития этой территории исполняем эту часть. Поскольку мы говорим о деградации территорий и их восстановлении, мы назвали свою тему «Городской терапией». То есть мы считаем, что эта деградация излечиваема. Более того, мы понимаем, что как только такой огромный объект начинает деградировать, он «заражает» окружающую среду, которая, если не приходит в упадок, то ограничена в активности. Дополняя старую функцию иными, находя их, восполняя недостающими аспектами современной жизни, мы возвращаем объекту статус актуального центра городской жизни. Тем легче это сделать, что у каждого из этих объектов есть свое определенное символическое значение. Они все, грубо говоря, бренды. Они не уничтожимы в сознании, все от них ждут того, что мы помогаем воплотить. Дальше пошли исследования. Первые – градостроительные, их целый набор. Таким образом, мы понимаем, что в данном месте возможно, в том числе по транспортной доступности, насколько активная функция реальна, какого рода, чего в этом районе не достает и какими функциями можно восполнить утраченную активность. Далее шло изучение внутренней истории. Мы должны были понять ресурсы использования и что возмещаемая функция должна быть неотторжима, срастись в базовой функцией.

Мы предполагаем, что довольно взрослые люди (у нас были те, кому около 40, кому и за 40) по своему решению и за свои средства пришли получать высшую степень архитектурного образования. Значит, им это надо. Они умеют исследовать, проектировать, делать работу самостоятельно и готовы идти в нормальную жизнь. Мы предполагаем, что кроме мотивации у магистрантов достаточно, например, образования, опыта и энергии для этой во многом самостоятельной работы. В этом смысле в нашей группе патерналистская и опекающая роль была сведена к минимуму».
Дипломный проект Олега Распопова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Интерьер детского центра
Дипломный проект Андриса Шнепс-Шнеппе на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Игротерапия
***

Дмитрий Ликин,
сооснователь бюро Wowhaus,
руководитель магистерской студии МАРШ:
«Для нашей студии мы предложили тему «Городская терапия», подразумевающую внимание к ценным, но физически истощенным объектам. В городах огромное количество значимых территорий, которые когда-то служили центрами притяжения и оживляли все кварталы вокруг. Сегодня многие из них постепенно умирают. Задача, которую мы поставили перед студентами – во-первых, найти такие здания и территории с важной функцией, которая со временем потеряла свою актуальность, но не может быть утрачена окончательно. Во-вторых, попробовать найденные объекты перезапустить, перепрограммировать, выявить их ценность, понять роль для города и горожан, пересмотреть функцию, наделить новыми смыслами, сохранив уникальность.

В рамках нашего учебного курса особое внимание мы постарались уделить именно поиску объектов, нуждающихся в реанимации. В этих целях совершались экскурсии, проводились исследования. Каждый выпускник самостоятельно определялся с выбором площадки. Кроме того, мы старались привлекать лекторов из самых разных областей, способных сформировать у учащихся наиболее полный и разносторонний взгляд на проблему. К примеру, был крайне полезен лекционный курс специалистов социологическо-исследовательской группы КБ23. Также понравилась студентам лекция Ильи Осколкова-Ценципера, который объяснил, как следует вести исследование в программировании городского объекта. Но главное – мы попытались приучить студентов к мысли, что архитектура – это результат некоего последовательного мыслительного упражнения.

Остроумная работа связана с перепрограммированием Троицка, ставшего частью Новой Москвы. Автор Ксения Зверева на примере стандартного спального района предложила новую функциональную программу для целого города».
 
***
Влезь на стену
Университетский кампус на территории Кремля
Олег Сазонов
Дипломный проект Олега Сазонова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016

Развернувшаяся в Москве работа по благоустройству общественных пространств сейчас никак не затрагивает территорию Кремля – самый значимый архитектурный памятник столицы остаётся фактически закрытым для горожан, о чём говорят-то уже давно, но не много делают. Автор поставил перед собой цель преодолеть эту историческую несправедливость хотя бы в проекте. И, сохранив все сегодняшние кремлевские функции, открыть великокняжескую крепость для свободного доступа горожан и туристов.
zooming
Дипломный проект Олега Сазонова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016
Дипломный проект Олега Сазонова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016

Олег Сазонов проследил, как менялись функции и насыщение Кремля со дня основания, и пришёл к выводу, что сегодня доминирующей стала административная функция, оставив далеко за бортом культурно-просветительские. Кремль исключён из социального контекста, а история вытеснена за кремлевские стены. Оживить и перепрограммировать пространство, не затрагивая существующие сценарии использования возможно за счёт привнесения новых активностей.
Дипломный проект Олега Сазонова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016
Дипломный проект Олега Сазонова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016
Дипломный проект Олега Сазонова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016

Так, внутри Кремля предлагается создать новый университетский центр, именно он должен стать генератором жизни. Кроме того, на территории формируется полноценное общественное пространство с площадями, амфитеатром, зонами отдыха, выставочными и музейными пространствами и галереями. Доступ же на эти обновлённые территории будет осуществляться посредством временных конструкций – лестниц и пандусов, напоминающих лёгкие строительные леса. Они приставляются прямо к кремлёвской стене со стороны Красной площади. За стеной организуется пологая площадь. А на стене – смотровая площадка. Также предусмотрена возможность прогулки по стенам Кремля.
Дипломный проект Олега Сазонова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016
Дипломный проект Олега Сазонова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016

Олег Шапиро, 
сооснователь бюро Wowhaus,
руководитель магистерской студии МАРШ:
«Мы бы сами не решились взять Кремль, который выбрал Олег Сазонов. Интересно, что в его исследовании Кремль окружен с огромной плотностью всяческой активностью. Единственное место, где активности нет – это сам Кремль, там пустота».
Дипломный проект Олега Сазонова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Анализ популярных мест Москвы
Дипломный проект Олега Сазонова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Анализ функциональной бедности

Дмитрий Ликин,
сооснователь бюро Wowhaus,
руководитель магистерской студии МАРШ:
«Среди наиболее удачных работ я бы отметил попытку Олега Сазонова перепрограммировать московский Кремль. Олег стал неофициальным лидером студии, потому что не побоялся, что называется, замахнуться на святое. Он довольно смело предположил, что Кремль – это обширный по своим размерам кабинет, который необходимо сделать доступным и открытым. Он придумал забавную систему «перезапуска» Кремля, предложил способы, позволяющие открыть его городу и миру. При этом он сохранил все существующие функции – управленческие, политические, просветительские и культурные, сделав всю территорию скорее живой, чем мертвой».

Олег Сазонов, 
автор проекта: 
«В группу я попал практически случайно, хотел сначала в другую, но практически сразу понял, что нахожусь полностью на своем месте. Точка зрения наших преподавателей отличалась от стандартных мнений. Они предложили нам посмотреть на профессию извне – со стороны социологии, например. Наша тема студии вообще очень социальная, поэтому Дмитрий и Олег расширяли наше поле знаний, приглашая на занятия специалистов других профессий, которые помогали посмотреть на себя и свою работу со стороны. Я рад, что мы во многом работали самостоятельно, преподаватели неоднократно акцентировали на этом внимание. Приятно было услышать на консультации, что мы свободны и можем сами вести свой проект, не было никаких строгих правил. Нам давали не советы, а некие ссылки на объекты, выстраивали с нами диалог, помогали найти зацепки – из этого и состояла картина. Наше проектирование было очень последовательно, а каждый шаг необходимо было доказать. Если решение принималось, оно должно было быть обосновано от начала и до конца. В целом в нашей профессии нужно уметь доказывать то, что ты делаешь.

Я считаю, что мой диплом – результат правильно поставленной задачи, сформулированного задания. Я доволен тем, что получилось. Мне было интересно и поэтому все удалось».
Дипломный проект Олега Сазонова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Разрезы
zooming
Дипломный проект Олега Сазонова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Функциональный генезис
Дипломный проект Олега Сазонова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016
***
Не только скачки
Развитие территории центрального московского ипподрома
Андрис Шнепс-Шнеппе
Дипломный проект Андриса Шнепс-Шнеппе. ЦМИ – существующее положение. Студия «Городская терапия» Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016.

Главное здание ипподрома, построенное в середине 1950-х архитектором Иваном Жолтовским, и вся территория ипподрома сегодня крайне мало используются городом. Основная проблема гигантского комплекса, занимающего более 26 га, в его изолированности и нерациональности использования пространства.
Дипломный проект Андриса Шнепс-Шнеппе на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Генеральный план, функциональная схема

Автор проекта предложил оптимизировать использование территории конюшен, расширить функционал, насытить комплекс новыми активностями. В частности разбить большой парк, открытый для горожан. Зелёные лужайки предусмотрены даже внутри беговой дорожки, на которой проводятся скачки. Предложенный дипломником виадук позволил сформировать в проекте кратчайший пешеходный маршрут от главной общественной части ипподрома и здания трибун к парку.
Дипломный проект Андриса Шнепс-Шнеппе на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Функциональная схема

Помимо обновления конно-спортивного комплекса, который в проекте становится общедоступным, автор планирует создание внутри ипподрома нового реабилитационного центра для иппотерапии. Сегодня эта функция особенно слабо развита, несмотря на популярность такого метода лечения. Новый современный центр, согласно авторскому замыслу, помимо иппо-, игро- и музыкотерапии, будет включать разнообразные творческие мастерские, спортивные залы, инклюзивную школу и стационар. Для детей с ограниченными возможностями в проекте предложена система переходов и пандусов, различные сценарии маршрутов.

Олег Шапиро, 
сооснователь бюро Wowhaus,
руководитель магистерской студии МАРШ:
«Это больше 40 га территории, которые в общем непроницаемы, которые на сегодняшний день являются «гаражом для лошадей», как сказал наш дипломант (1 500 лошадей) в центре Москвы. И это редкое для центра крупного города неинтенсивное использование территории».
Дипломный проект Андриса Шнепс-Шнеппе на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Вид на реабилитационный центр из парка

Дмитрий Ликин,
сооснователь бюро Wowhaus,
руководитель магистерской студии МАРШ:
«Замечательная работа Андриса Шнепс-Шнеппе связана с преобразованием Ипподрома. Автор довольно быстро понял, что ипподром похож на бесконечный склад лошадей в центре города и функционирует не должным образом. К имеющейся узкой функции он добавил общегородские – рекреационные и общественные пространства, реабилитационный центр, спортивный комплекс».
Дипломный проект Андриса Шнепс-Шнеппе на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Сценарии пользования
Дипломный проект Андриса Шнепс-Шнеппе на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Крытый манеж
Дипломный проект Андриса Шнепс-Шнеппе на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Фасады
Дипломный проект Андриса Шнепс-Шнеппе на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Разрезы
***
 
Подземная Ленинка 
Преобразование российской государственной библиотеки
Олег Распопов 
Дипломный проект Олега Распопова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Городская «гостинная»

Сложный комплекс из шести корпусов, образующих систему дворов, колоннад и нечто вроде римского форума, был построен по проекту Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха в 1928–1941 гг. Сегодня, по наблюдениям автора проекта, функция библиотеки утратила своё первоначальное значение. Посетители хотя и остаются, но их становится всё меньше. Библиотеки по всей стране требуют модернизации, усовершенствования и насыщения новыми технологиями.
Дипломный проект Олега Распопова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Внутренний двор

Для того, чтобы привлечь больше читателей и посетителей, автор предложил создать в библиотеке многофункциональное выставочное и мультимедийное пространство. Все здания библиотеки сохраняются. Надстраивается только Ивановский зал, который находится вне зоны действия строгого регламента. Сохраняя исторический облик всех корпусов, автор объединяет множественные пространственные ресурсы библиотеки одним коммуникационным ядром. Большинство связей и маршрутов организованы в подземном этаже, который освобождается и наполняется новым функциями. Что становится возможным благодаря укреплению фундаментов и установке современной системы вентиляции и кондиционирования.
Дипломный проект Олега Распопова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Ограничения
Дипломный проект Олега Распопова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Новая пространственно-функциональная программа
Дипломный проект Олега Распопова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Генеральный план

Один из входов в подземное пространство библиотеки автор устраивает со стороны Моховой улицы через метро. Ещё один вход, главный – с Воздвиженки. Помимо коммуникационного ядра под площадью размещается и детский центр. На уровне земли в проекте появляется система связанных друг с другом внутренних площадей и дворов, место для которых освобождается после предполагаемого сноса технических построек. Также предусмотрен городской форум со смотровой площадкой, откуда открывается вид на Кремль.

Олег Шапиро, 
сооснователь бюро Wowhaus,
руководитель магистерской студии МАРШ:
«Есть такие объекты, которые могут деградировать довольно долго, но не исчезать, их нельзя отменить. Например, наше бюро сидит на заводе «Манометр». Завод закрыли, все функции вывели или уничтожили за ненадобностью и здесь теперь офисы ARTPLAY. Но в части таких объектов функции уничтожить невозмоно. Например, мы говорим о Библиотеке им. Ленина. Это национальная библиотека, стандартный статусный объект для любой страны. Функции национальной библиотеки – хранение определенного массива издаваемой деятельности, проведение исследований, предоставление услуг. До недавнего времени Библиотека им. Ленина была непубличная. И она была полна. Понятно, что с наступлением всяческих других информационных технологий, часть ее функций отмирает, и мы видим, что посещение библиотеки падает. Она уже стала публичной, а посещения все равно падает. Понятно, что это не бесконечная история, но ее содержательная сторона деградирует».
Дипломный проект Олега Распопова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Входная группа
Дипломный проект Олега Распопова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Возможности пространства

Дмитрий Ликин,
сооснователь бюро Wowhaus,
руководитель магистерской студии МАРШ:
«Нам всем очень понравился проект преобразования библиотеки имени Ленина – деликатный и вдумчивый. Автор Олег Распопов решил освоить подземное пространство библиотеки, сохранив её саму для города, сделав ее более доступной и привлекательной».
Дипломный проект Олега Распопова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Этапы «терапии»
Дипломный проект Олега Распопова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Срезы на разных уровнях
Дипломный проект Олега Распопова на тему «Городская терапия». Студия Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. МАРШ, 2016. Существующее положение
 
***
 
Мария Качалова, 
ведущий архитектор бюро Wowhaus,
ассистент руководителя магистерской студии МАРШ:
«Я считаю, что у нас получился прекрасный результат, хотя, конечно, все мы перфекционисты. Результат – своеобразная проверка нас, можем ли мы отбросить свой личный вкус и оценить работу глазами студента, как он увидел, как он услышал информацию, как он пропустил через себя все и выдал итог именно так. И, может быть, мне не очень нравятся такие практические решения или материалы и формы, но это работа студента и я не могу навязывать ему свой вкус. Я должна отстраниться и, скорее, понять, смог ли он ответить на вопросы задания. И те, кто дошел до финала, я считаю, на вопросы ответили. С точки зрения ребят, я понимаю, что им было тяжело слушать разные мнения педагогов. С Надей Чадович мы были созвучны, потому что мы сами не так давно закончили институт. Мы с ней говорили часто об одном и стремились помочь студентам с точки зрения оптимизации процесса. А кроме этого были мнения Олега Аркадьевича и Димы. И то, что им удалось так или иначе синтезировать все мнения в своих проектах, большой опыт для них – как маневрировать между несколькими мнениями и не потерять свое собственное.

Мне понравилось, что ребята самостоятельно определили свои объекты метко и быстро. Сложилась очень разная типологическая картина – спортивные, культурные объекты и т.д. Олег Аркадьевич и Дима, наверное, пока решат отдохнуть от преподавания, а я бы еще поработала, потому что это очень заряжает и организует». 
***

21 Июля 2016

Похожие статьи
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.