English version

Анатолий Столярчук: «Для сегодняшних гипермаркетов архитектор не нужен»

Гипермаркеты – один из наиболее востребованных видов современных сооружений. Есть ли в нём место для архитектуры, или всё исчерпывается требованиям технологий и экономичности? Об этом мы беседуем с Анатолием Столярчуком, автором серии «Лент» в Петербурге.

mainImg
Archi.ru:
– Анатолий Аркадьевич, «Ленты» занимают в вашей творческой биографии большое место. Когда Вы начали работать с ними, о таких магазинах у нас почти никто не слышал. Между тем, жанр этот очень специфический: по сути гипермаркет – это машина, только не для жилья, а для торговли.
 

Анатолий Столярчук:
– Да, для нас это было внове. Кто-то видел гипермаркеты за границей, но для большинства наших сограждан понятие «продуктовый магазин» исчерпывалось гастрономом или булочной. В 2001 году, когда к нам обратился заказчик с предложением проектировать «Ленты», в Питере существовал лишь один торговый комплекс такого рода – на проспекте Энергетиков, в бывшем производственном корпусе, приспособленном для этой цели в конце 1990-х.

«Лента» – это магазин-склад, где логистика определяет всё, где все параметры просчитаны до сантиметра, где совместные усилия заказчика, маркетологов, психологов и дизайнеров направлены на то, чтобы покупатель утратил чувство реальности и оставил здесь все свои деньги.
Торговый комплекс «Лента» на Бухарестской улице. Постройка, 2003 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Торговый комплекс «Лента» на Бухарестской улице. Постройка, 2003 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Торговый комплекс «Лента» на Пулковском шоссе. Постройка, 2002 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

– В отличие от ГУМов, ЦУМов и других фешенебельных торговых центров, гипермаркеты стремятся к предельной утилитарности. В то же время, их облик должен быть броским, зазывающим, «ярмарочным». Есть ли в этих «ножницах» место для полноценной архитектуры? Как вы решали эти проблемы?

 Как я уже говорил, вся технологическая начинка гипермаркета просчитана до сантиметра. Это складирование товаров, их разгрузка, размещение на прилавках, приготовление собственных полуфабрикатов и т.д. Расстояния между стеллажами завязаны на габариты электропогрузчика, который ездит между ними в течение двадцати четырёх часов. Мы работали с петербургскими, московскими и немецкими технологами. Всему учились на ходу.

Эти технологии надо было одеть в какую-то строительную рубашку. При этом никто не собирался выбрасывать деньги на архитектуру. Но к счастью, то время было ещё не чуждо какой-то романтики. На этом ощущении нам удалось убедить заказчика в необходимости дополнительных трат. Мы попытались сыграть на выразительности входных групп, которые должны привлекать покупателей. Также мы старались сделать более интересными пути следования людей. Они тоже технологически просчитаны, но используя освещение, элементы отделки, рекламу, мы добивались каких-то дополнительных эффектов. Все наши «Ленты» имеют разные входные группы. Сегодня, думаю, такое уже невозможно.
Торговый комплекс «Лента» на Дальневосточном проспекте. Фасад. Постройка,2009 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

– Могут ли сооружения такого рода учитывать контекст?

– Гипермаркеты – это гигантские объёмы по 12 000 – 14 000 м2, которые требуют больших участков по 3 – 4 гектара земли. Здесь нужна парковка на 400 – 500 автомобилей и больше, место для подъезда грузового транспорта. В городе таких участков мало, проще их найти за городом. Поэтому о контексте речь, как правило, не идёт.

Первый адрес нашей «Ленты» – на улице Савушкина. Шестнадцать лет назад это была совершенно пустая территория. Далее было Пулковское шоссе, которое на тот момент окружало глинистое поле с квакающими с лягушками. Сейчас, как вы знаете, там нет живого места. На проспекте Кима на Васильевском острове это территория речного грузового порта. На Обводном канале – территория завода подъёмно-транспортного оборудования.
Торговый комплекс «Лента» на ул. Савушкина. Фасад. Постройка, 2001 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Торговый комплекс «Лента» на пр. Кима. Фасад. Постройка,2007 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Торговый комплекс «Лента» на пр. Кима. Фасад. Постройка,2007 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

– Однако на Обводном ваша «Лента» имеет портики.

– На Обводном решение портиков не связано со стремлением подражать историческому Петербургу. Зданию с такой функцией «украшательство» противопоказано. И это не наш стиль работы, даже в центре города.

Но мы смотрим на то, что делается в мире. В своё время на меня произвёл большое впечатление Майкл Грэйвз: мне понравились его известные постмодернистские работы, в которых он стремился соединить несоединимое. Я попытался тоже пойти этим путём.
Торговый комплекс «Лента» на набережной Обводного канала. Постройка, 2005 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Торговый комплекс «Лента» на набережной Обводного канала. Постройка, 2005 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Торговый комплекс «Лента» на набережной Обводного канала. Постройка, 2005 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Надо сказать, что это решение заказчику не понравилось, он посчитал его излишне тяжеловесным. Однако проект всё же был воплощён, и после открытия тот же заказчик звонил и благодарил меня, потому что видел, как эти портки активно работают и как прекрасно зазывают людей (он специально наблюдал с противоположной стороны Обводного канала). Для меня же самое главное было «сделать архитектуру». Мы навязываем свои идеи заказчику, и это нормально. Если нам это удаётся – тогда получается что-то стоящее.

– Гипермаркеты – с одной стороны удобно, но это оборачивается полной унификацией, в том числе и архитектуры. Почему нас так привлекают (особенно за границей) маленькие магазинчики, где можно поговорить с продавцом, посоветоваться, что-то попробовать, – одним словом, где присутствует человеческий фактор, уют и индивидуальность. Булочные, фруктовые и мясные лавки, гастрономы – сегодня им всё труднее выжить в конкурентной борьбе с гипермаркетами.
 
– Одно другого не исключает и не заменяет. Как вы знаете, «Лента» – это не просто продуктовый и промтоварный магазин: здесь есть и кафе, и аптека, и различные терминалы и так далее. Когда можно относительно недорого наполнить товарами полную корзину на колёсах, отвезти её к машине и там оставить – это удобно. Почему такого рода магазины и процветают. И даже такие объекты можно делать интересными. Всё зависит от желания и доброй воли. Однако этой доброй воли становится всё меньше.

Мы спроектировали одиннадцать «Лент», а кроме того две «Метрики» и две «Касторамы». В год сдавалось по две «Ленты»: от пустого участка до открытия магазина, и каждый раз у нас получался индивидуальный объект. Однако последний проект был предельно упрощён, а потом заказчики просто перестали нуждаться в наших услугах. Для сегодняшних гипермаркетов архитектор не нужен.
И это не от плохой жизни. В этом году «Лента» собирается открыть по стране сорок новых магазинов.

– Казалось бы, можно выделить деньги на архитектора?

– А зачем?
 
Торговый комплекс «Лента» на ул. Савушкина. Фасад. Постройка, 2001 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Торговый комплекс «Лента» на Пулковском шоссе. Постройка, 2002 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Торговый комплекс «Лента» на Дальневосточном проспекте. Фасад. Постройка, 2009 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Торговый комплекс «Лента» на Дальневосточном проспекте. Фасад. Постройка,2008 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Торговый комплекс «Лента» на Дальневосточном проспекте. Фасад. Постройка,2009 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Торговый комплекс «Лента» на Таллинском шоссе. Постройка, 2006 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Торговый комплекс «Лента» на Таллинском шоссе. Постройка, 2006 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Торговый комплекс «Лента» на Таллинском шоссе. Постройка, 2006 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Торговый комплекс «Лента» на Таллинском шоссе. Постройка, 2006 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Торговый комплекс «Лента» на Таллинском шоссе. Постройка, 2006 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Торговый комплекс «Лента» на Выборгском шоссе. Постройка, 2004 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Торговый комплекс «Лента» на Выборгском шоссе. Постройка, 2004 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Торговый комплекс «Лента» на Московском шоссе. Постройка, 2008 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Торговый комплекс «Лента» на Выборгском шоссе. План 1 этажа. Постройка, 2004 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Торговый комплекс «Лента» на Выборгском шоссе. План 2 этажа. Постройка, 2004 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming
Торговый комплекс «Лента» на Выборгском шоссе. Разрез. Постройка, 2004 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming
Торговый комплекс «Лента» на Выборгском шоссе. Фасад. Постройка, 2004 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming
Торговый комплекс «Лента» на Выборгском шоссе. Генеральный план. Постройка, 2004 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

16 Июня 2016

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.