Соучастие как инструмент городского развития

Рассказ архитектора «Проектной группы 8» Надежды Снигиревой о соучаствующем проектировании – теме секции международного форума «Социальные инновации. Лига молодых», который пройдет в Вологде 3-5 сентября 2015.

mainImg
Мастерская:
Проектная группа 8
Сформировавшиеся в последнее время городские территориальные сообщества запустили процессы переосмысления образа жизни в городе. В результате, повысились требования людей к качеству городской среды. Люди стали отстаивать свое право на хорошие парки и скверы, удобные улицы и дворы, качественное и доступное жилье. Понятия «комфортный город», «город для людей» стали трендами в разных регионах. Проектные бюро нового типа работают над проектами комфортного устойчивого развития городов и улучшением качества городской среды. Власти также отреагировали на изменения – проводится большое количество урбанистических форумов, реализуются архитектурные проекты с новыми подходами, открываются институты урбанистики.

На фоне всех этих событий методика проектирования городских территорий, которая не учитывает мнение конечного пользователя, его истинные проблемы и потребности, является нежизнеспособной. Она приводит к неэффективному использованию территорий и ресурсов, отсутствию спроса и пустующей недвижимости, росту негативных настроений населения.

Вологда стала примером построения новой модели проектирования и планирования городской среды, в основе которой лежит СОУЧАСТИЕ. Соучаствующее проектирование направлено на вовлечение жителей, представителей городских властей, бизнеса, локальных сообществ и активистов и других заинтересованных сторон в процесс принятия городских решений. Данный подход может применяться в разных сферах городского управления и планирования, но одной из самых очевидных и необходимых является сфера проектирования и развития городских территорий. Вологда – небольшой город, с населением чуть больше 300 тысяч человек, для которого характерны плотные социальные связи, а соответственно – большой потенциал в реализации данного подхода как части городской стратегии.

Но стратегия – это история долгая, в то время как большинство горожан хотят достичь позитивных изменений здесь и сейчас, а сделать масштабные изменения за один день очень сложно, поэтому сегодня мы обращаемся к простому принципу – «Думай глобально, действуй локально!». Иными словами, мы выбрали форму тактического урбанизма в качестве инструмента реализации большой идеи о социально-ориентированном городе. Важно отметить, что при соучаствующем проектировании городской среды мы выстраиваем коммуникации между жителями, представителями власти, бизнесом и местными сообществами на этапе зарождения идеи. Мы вместе со всеми заинтересованными сторонами программируем будущие изменения и учимся принимать решения, полезные и интересные для всех. При этом важно понимать, что «соучастие» – это не сбор пожеланий, а механизм принятия решений и принцип распределения ответственности и ресурсов в общих интересах.

Одним из первых заметных изменений городской среды в Вологде в режиме совместного планирования стал социально-средовой проект «Активация», в результате которого появились 5 новых общественных пространств. Проект был инициирован молодым архитектурным объединением «АВО!». В разработке и реализации проекта, помимо молодых архитекторов, участвовали студенты Вологодского государственного университета, местные бизнес-сообщества, а в некоторых объектах – горожане.

Задача проекта состояла в том, чтобы показать горожанам, какими могут быть современные пространства. Проект «Активация» стал заметным событием в масштабе страны. Два объекта «Активации» в 2013 году были удостоены всероссийской премии АРХИWOOD в номинации «Дизайн городской среды»
Объект проекта «Активация», удостоенный всероссийской премии АРХИWOOD в номинации «Дизайн городской среды» в 2013 году. Фото предоставлено организаторами форума «Социальные инновации. Лига молодых»
zooming
Объект проекта «Активация», удостоенный всероссийской премии АРХИWOOD в номинации «Дизайн городской среды» в 2013 году. Фото предоставлено организаторами форума «Социальные инновации. Лига молодых»

Данный опыт позволил сделать выводы о том, какие механизмы должны использоваться при формировании общественных пространств. «Активация» показала, что, кроме архитектурного проектирования и физического создания объекта, необходимо с самого начала заниматься социальным проектированием, вовлекая все заинтересованные стороны, чтобы новые объекты интегрировались в существующую городскую жизнь.

Следующим нашим объектом, спроектированным в режиме соучастия стала остановка «Драмтеатр». Идея проекта состояла в том, чтобы создать пилотный проект остановки вместе с пользователями общественного транспорта и прийти к общему пониманию того, какими должны быть современные вологодские остановки. Объединение молодых архитекторов «Проектная группа 8» представила эту идею в начале 2014 года на Молодежном форуме «Твой Город». Его проводит молодежный центр «ГорCOM35», открытый в Вологде по решению главы города Евгения Шулепова. В финале форума лучшие проекты получают поддержку администрации Вологды. Проект вошел в число победителей, и мы получили возможность воплотить его в жизнь на принципах городского партнерства, вовлекая в работу жителей, бизнес-сообщество и власти.

Проект павильона остановки общественного транспорта в Вологде – социальный проект и городская инициатива, результат исследовательской работы с использованием методик соучаствующего (партисипаторного) проектирования, в ходе которой были проанализированы вологодские остановки общественного транспорта, создана социально-функциональная схема нового остановочного павильона, учитывающая пожелания пользователей общественного транспорта, городских властей, перевозчиков, руководства близлежащих учреждений, городских активистов. Был разработан пилотный проект и построен один павильон.
Городские власти выделили под наш проект остановку у Драматического театра. Это самый центр города, одно из многолюдных мест, на пересечении двух загруженных улиц, рядом с университетом. Мы начали с опросов, интервьюирования и проведения проектных семинаров с участием всех заинтересованных сторон. Основные пожелания горожан состояли в следующем: большой непрозрачный навес, множество сидений разной высоты, антивандальное исполнение, минимизация прозрачных и хрупких поверхностей, защита от дождя, ветра и солнца, безопасность, использование дерева как основного материала для того, чтобы подчеркнуть местные традиции.

Строительство остановки велось под контролем общественности, люди живо интересовались каждым этапом возведения объекта, поскольку принимали непосредственное участие в его проектировании. Важно отметить, что после сдачи объекта прошел почти год, за это время не было никаких проявлений вандализма на этом остановочном комплексе, поскольку люди воспринимают его как свою собственную работу. На остановке, спроектированной и построенной общими усилиями, никому не хочется что-то портить, что удивительно в сравнении с другими городскими остановками, которые часто подвергаются вандализму.
В 2015 году проект остановки был удостоен всероссийской премии АРХИWOOD в номинации «Дизайн городской среды».
Остановка, удостоенная всероссийской премии АРХИWOOD в номинации «Дизайн городской среды» в 2015 году. Фото предоставлено организаторами форума «Социальные инновации. Лига молодых»
Остановка, удостоенная всероссийской премии АРХИWOOD в номинации «Дизайн городской среды» в 2015 году. Фото предоставлено организаторами форума «Социальные инновации. Лига молодых»

Как уже было отмечено выше, соучаствующее планирование может масштабироваться на разные уровни городского проектирования, и следующим важным и непростым шагом стала работа с дворами. Более 6 лет в Вологде реализуется городской проект «Цветущий город». Задача проекта – максимально вовлечь жителей в процесс благоустройства собственных дворов и городских территорий в летний период. Проект проводится на конкурсной основе по нескольким номинациям. Для того, чтобы повысить качество самобытного благоустройства в рамках городского проекта появилась регулярная образовательная программа «Школа ландшафтного дизайна», в рамках которой ландшафтные архитекторы и другие специалисты в сфере городского благоустройства проводят лекции, воркшопы и семинары, обучая жителей основам городского ландшафтного дизайна, и мы также приняли участие в этом проекте. Одной из основных задач «Школы ландшафтного дизайна» стало создание эффективной пошаговой инструкции по преобразованию дворовых территорий с участием жителей. Примером такого подхода стал двор по улице Северная в Вологде, с которым тоже работала «Проектная группа 8».
Образовательная программа «Школа ландшафтного дизайна». Фото предоставлено организаторами форума «Социальные инновации. Лига молодых»

В проекте мы изучили различные вологодские дворовые территории и выделили три основных состояния городских дворов – «стагнация», «адаптация» и «развитие». В случае «стагнации» жители пассивны и не соотносят себя с двором, а элементы благоустройства без должного ухода постепенно разрушаются. Процесс «адаптации» – это всем знакомый «лебидизм», когда жители двора искренне хотят преобразовать свою территорию, но по понятным причинам не могут сделать это профессионально. Так в городских дворах появляются «лебеди из шин» и прочие самодельные объекты. Этап «развитие» подразумевает идеальную картину, когда вместо резины и шин во дворах появляются действительно качественные объекты, выполненные с вовлечением жителей.

В поисках ответа на вопрос – как перейти к «развитию» вместе с горожанами – мы пришли к выводу, что для этого нужны гайдлайны – инструкции по благоустройству, позволяющие поэтапно развивать двор. В интернете можно найти множество сайтов с пошаговой инструкцией для того, как сделать лебедя из шин, но вот найти пошаговую инструкцию о том, как сделать по-настоящему хорошую скамейку – очень трудно. Поэтому сегодня главная задача проекта – дать людям эффективный и понятный инструмент для перемен, которым они смогут самостоятельно пользоваться.

Инструкции по благоустройству дворов для жителей разрабатываются параллельно с другим стратегическим проектом Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды по разработке новых стандартов комплексного благоустройства жилых территорий, которые должны обеспечить юридическую и правовую основу для повышения качества жилой среды, обозначив необходимые параметры и критерии комплексного благоустройства. Особенность новых стандартов в том, что документ разрабатывается с вовлечением профессионального сообщества – экспертов из Вологды, Москвы и Санкт-Петербурга, застройщиков, местных производителей и заинтересованных горожан.

Еще одним примером того, как в Вологде реализуется стратегии соучаствующего планирования, является программа «Новая школа», которая была разработана осенью 2014 года по инициативе городских властей и содержит в себе два основных направления – строительство новых школ и преобразование существующих. В рамках программы было проведено исследование нескольких городских школ, в котором приняли участие порядка 400 человек, среди которых были учителя, ученики, их родители и представители местных сообществ. Методы, которые были использованы в работе, включали в себя анализ действующей нормативной базы, анализ лучшего мирового и российского теоретического и практического опыта, партисипаторные исследования и соучаствующее проектирование: дизайн-игры и проектные семинары с детьми, учителями и родителями, глубинные интервью с вовлечением учителей и местного сообщества. В процессе исследования мы собрали более 500 оригинальных пожеланий о том, какой должна быть новая школа.
Исследовательская программа «Новая школа». Фото предоставлено организаторами форума «Социальные инновации. Лига молодых»

Результатом исследования стали 10 принципов «Новой школы» и техническое задание на проектирование и строительство нового культурно-образовательного комплекса по улице Северная в Вологде. Современная школа – это культурный, социальный и образовательный центр микрорайона. Он представляет собой гибкое и легко адаптируемое под нужды образовательного процесса пространство. Это доступная и безопасная среда для реализации инклюзивного образования через архитектурно-пространственные решения. Новая школа – пример объединения интерьерного и экстерьерного пространства, качественные проектные решения, пространственное разнообразие, выражающееся как в размере и оборудовании учебных аудиторий, так и в применяемых цветах, фактурах и материалах. В такой школе создается дружелюбная среда для всех участников образовательного процесса, которая мотивирует и стимулирует к обучению. Благодаря доступности современных технических ресурсов обеспечивается экономическая эффективность проектных решений и эксплуатации.

Проект новой школы реализуется с вовлечением преподавателей, учеников, родителей, с учетом выработанных 10 принципов, которые направлены на эффективные и локальные преобразования школьного пространства и развитие школы как культурно-образовательного центра местного сообщества.
Исследовательская программа «Новая школа». Фото предоставлено организаторами форума «Социальные инновации. Лига молодых»

Соучаствующее проектирование является относительно новым и инновационным для России подходом, который постепенно получает свое распространение в первую очередь в малых городах, таких, как Вологда.

В мае 2015 года архитекторы вологодской «Проектной Группы 8» в качестве экспертов были приглашены в США на международную конференцию по социальному проектированию и средовым исследованиям EDRA (Environmental Design Research Association). Мы представили опыт России по соучаствующему проектированию на примере Вологды. Кроме того, нам удалось наладить международное сотрудничество по теме соучаствующего проектирования со специалистами из США, Сингапура, Китая, Японии, Кореи, Тайваня, Канады, Норвегии.

Стратегия вовлечения и новые механизмы принятия проектных решений с участием горожан, бизнес-сообщества, городских властей и других заинтересованных сторон подразумевают развитие инструментов социального проектирования и формирование активных городских сообществ, которые, в свою очередь, будут участвовать в жизни города, создавая устойчивую социальную среду, переходя от локальных задач к более масштабным и глобальным.
Увидеть своими глазами примеры соучастия и городского партнерства в Вологде можно будет на 2-м форуме лучших муниципальных практик «Социальные инновации. Лига молодых», который пройдет в Вологде с 3 по 5 сентября 2015 года.

Эксперты о Вологде:

Свят Мурунов, урбанист, продюсер, специалист по сетевым моделям города, директор института «Прикладная урбанистика»:
«Вологда – пример системного процесса изменения города через изменение социальных сценариев взаимодействия и переформатирование общественных пространств. И что не типично для наших городов: в Вологде налажен диалог с властью. Это не PR-процесс, это системная работа, это сила».

Никита Токарев, директор Московской архитектурной школы МАРШ, член правления Союза московских архитекторов: 
«Современный город в условиях рыночной экономики является местом взаимодействия различных сил с подчас противоположными интересами: жителей, бизнеса, власти, общественных организаций и движений. Доминирование только одной из этих сил приводит к деградации города, утраты им жизненной силы и привлекательности как для обитателей так и для приезжих. Если преобладает стремление на всем заработать, из каждого клочка земли выжать максимум, то город непригоден для жизни, теряет жителей, жизнь дорожает, разрушается историческая среда. Если есть переизбыток социальных программ (это, увы, не про нас), то оскудевает городской бюджет, растут налоги, уходит бизнес, а вместе с ним и рабочие места. Город удобный только для власти страдает от бюрократии, излишнего регулирования. Значит, только в партнерстве можно решать сложные проблемы, которые перед нами ставит сегодняшний день. А партнерству предстоит учиться, ни советский опыт, ни опыт 90-х нам не помогают в этом. Остается здравый смысл, добрая воля всех участников и опора на мировую практику. Поэтому вологодская инициатива представляется мне очень перспективной. Для меня, как для архитектора, ключевым понятием здесь является среда, именно в городском пространстве реализуются все наши усилия и воплощаются наши мечты о комфортном и полном жизни городе».


К участию в форуме «Социальные инновации. Лига молодых» (Вологда, 3-5 сентября 2015) приглашаются все заинтересованные лица. О своем участии в форуме можно сообщить его координаторам:
Панева Лариса Витальевна 8(8172) 56-30-59, e-mail: paneva.larisa@vologda-city.ru;
Смирнова Юлия Евгеньевна 8(8172) 72-96-70, e-mail: smirnova.yuliya@vologda-city.ru
Электронная почта форума: e-mail: innovatika35@yandex.ru
Мастерская:
Проектная группа 8

29 Июля 2015

Похожие статьи
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.