АРХИWOOD: первая пятилетка

Экспертный совет премии АРХИWOOD определил шорт-лист 2014 года. О том, какие тенденции он отражает, размышляет куратор премии Николай Малинин.

mainImg
В этом году премии исполняется 5 лет, но юбилей, как завещал один не закопанный политик, не праздник, а повод задуматься о недостатках.

Например, нас ругают за увеличение количества номинаций. А в этом году к пяти постоянным добавились еще четыре: «Интерьер», «Дерево в отделке», «Реставрация», «Предметный дизайн». Говорят, что мы теперь как «Зодчество»: всем сестрам по серьгам, никому не обидно. Да, тут есть риск размывания мэссиджа, но мы страшно мучились каждый год, понимая, как нечестно сводить в одной номинации большое и маленькое, дешевое и дорогое. Поэтому в этот раз постарались соорудить максимально полную и четкую структуру, хотя и тут не без издержек: например, в одной номинации сошлись спортивный дворец в Казани и скромный хостел в Никола-Ленивце...
Стул FULLMOON, ARCHPOLE. Фотография: Анна Сажино

Много нареканий вызвало и появление номинации «Предметный дизайн»: мол, у вас же архитектура, зачем эта дешевая попытка расширить аудиторию? Но ее возникновение продиктовано логикой развития премии: в лонг-листе часто появлялись прекрасные интерьерные объекты, которым приходилось соревноваться с городской мебелью. Но мы не просто добавили номинацию, но и пригласили ее куратором Юлию Пешкову, одного из ведущих экспертов в этой сфере. И с ходу собрали 62 дизайнерских объекта из дерева! Конечно, о степени заимствованности многих их идей споры на Экспертном совете разгорелись острые, тем не менее, приятно, что новые имена русского дизайна узнают теперь не только Милан и Кельн. Из тех, кто сделал ставку именно на дерево, наиболее активно  московское бюро «АРХПОЛЕ», и логично, что их стул FOOLMOON оказался в шорт-листе премии. Здесь же – сразу две работы молодого петербургского дизайнера Ярослава Мисонжникова.
Светильник «Угол», Ярослав Мисонжников. Фотография: Ксения Мальгина
Серия мебели «90 х 90», BIO-architects, Иван Овчинников

Экспертный совет не мог не оценить наиболее «архитектурные» из дизайнерских объектов, поэтому в финал прошла брутальная мебель Ивана Овчинникова, собранная без единого гвоздя. Но автор ее известен и как создатель фестиваля «Города» – три объекта с последнего феста, в 2013 году проходившего в Москве, украсили номинацию «Дизайн городской среды»: это «Микролофт», «Яйцо» и «Микростудия». Посоперничают с ними в этой номинации вологодская «Модульная ярмарка» Михаила Приемышева и ярославская «Библиотека на бульваре». Сложенная из европоддонов для свободного обмена книгами, она должны была стать хэдлайнером фестиваля «Социальная революция», но в ночь накануне открытия была наполовину сожжена злоумышленниками. Что, впрочем, не помешало ей стать еще более актуальным местом и центром фестивальных событий, а теперь и номинантом всероссийской премии.
Яйцо в кубе. Москва, парк «Музеон», фестиваль «Микродом». Алексей Мельников, Тимур Арсланов. Фотография: Иван Овчинников
Модульная ярмарка. Вологда. Михаил Приемышев. Фотография: Юлия Зинкевич
zooming
STACK IT (библиотека на бульваре). Ярославль, сквер на улице Чайковского, архитектурный фестиваль «Социальная революция». Бюро MORGENWIRDBESSER

Помимо Ярославля и Вологды (ставшей, кстати, в прошлом году абсолютным триумфатором премии), городские фестивали прошли в Казани, а в шорт-лист вышел «Куб-Ka′bah-Cube», располагавшийся непосредственно в казанском кремле и декларировавший европейские ценности современного искусства. Казань впервые прошла в шорт-лист, но зато сразу в трех номинациях! Это реставрация Троицкой церкви в Свияжске и Дворец водных видов спорта, построенный, впрочем, московскими звездами – Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым.
«Куб-Ka’bah-Cube». Казань, Кремль. Алексей Лазарев (архитектор), Анна Найшуль (сопутствующий дизайн), Гузель Файзрахманова (куратор)
Дворец водных видов спорта. SPEECH Чобан & Кузнецов. Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов; архитекторы: Н. Гордюшин, Т. Варюхина, Г. Глебов, А. Шубкин, Т. Логунова Республика Татарстан, Казань, Ново-Савиновский район, улица Чистопольская. Фотография: Алексей Народицкий

Правда, снаружи этот суперсовременный объект трудно заподозрить в использовании супердревнего материала, но стоит оказаться внутри, чтобы восхититься тем, как конструкции из клееной древесины способны одухотворить пространство. Другой спортзал – от бюро «Атриум» – значительно меньше размерами, но зато его деревянная конструктивная основа ярче выявлена на фасадах. В этой же номинации («Общественное пространство») – многофункциональный павильон в Сочи, демонстрирующий, как дереву может идти умело сделанная раскраска; элегантное белоснежное кафе в горячо любимом Киеве и самый необычный во всем шорт-листе объект – шоу-рум компании «НЛК-Домостроение» на Art-Play. Его волнистые стены набраны из самого обычного бруса, что прекрасно демонстрирует неисчерпанные возможности такого, казалось бы, безнадежно привычного материала.
Павильон Microsoft в Олимпийском парке. Сочи, Олимпийский парк. Nowadays. Ната Татунашвили, Наталья Масталерж, Анна Ивянская. Фотография: Илья Иванов
Гастрокафе «Тарелка». Украина, Киев, улица Гришко, 9. SHAR PROJECT. Сандро Шеренц, Олег Иванов-Штофман. Фотография: SHAR PROJECT
«Дом на крыше» (офис и шоу-рум компании НЛК-Домостроение). Москва, улица Нижняя Сыромятническая, 10. Центр дизайна ARTPLAY. НЛК-Домостроение. Максим Низов, Мария Суркова, конструктор Алексей Князев. Фотография: Семен Гоглев

Красоту иного цвета, черного, утверждает стильная «Казарма» в Никола-Ленивце (Сергей Сыренов), там же – гостевые домики «Клевер», фишка которых в возможности разной их компоновки (бюро MEL). «Архферма», привычный конкурент «Архстояния», безвременно почила в бозе, что не помешало ее основателю Ивану Овчинникову создать бюро BIO-Architects и громко заявить о себе «Дубль-Домом». Это, пожалуй, наиболее актуальный в шорт-листе премии объект: серийный дом с заранее проведенными коммуникациями. Качественно изготовленный в заводских условиях, он перевозится на машине и за один день устанавливается на любом загородном участке, легко подключаясь к сетям.
Гостевые домики «Клевер». Калужская область, деревня Никола-Ленивец. Бюро МЕЛ Федор Дубинников, Павел Чаунин. Фотография: Иван Овчинников
ДубльДом. BIO-architects. Иван Овчинников. Фотография: Иван Овчинников

В номинации «Загородный дом» с ним будут конкурировать «Светлячок» Тотана Кузембаева, ироническая неоампирная усадьба Николая Белоусова и дом бюро Le Atelier, остроумно использующий все ресурсы крохотного участка и смутно напоминающий Алвара Аалто. Кстати, фирменные вазы Аалто будут в этом году вручаться победителям, символизируя связь природы, дерева, архитектуры и, конечно, финской традиции, за которую отвечает компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA) – неизменный генеральный партнер и организатор премии.
zooming
Охотничье имение. Архитектурная мастерская Белоусова Н.В. Николай Белоусов, Николай Соловьев. Рязанская область. Фотография: Алексей Народицкий

На редкость экстравагантно выглядит Deco Pattern House Петра Костелова. Двукратный лауреат АРХИWOOD снова экспериментирует с отделкой, превращая фасады простенького жилого параллелепипеда в сплошной узор, вызывающий в памяти резные наличники, но явно пропущенные через компьютер. Неожиданно прорвался в шорт-лист и представитель совсем уж «русского стиля» – баня Егора Соловьева. Вроде бы традиционные технологии, узлы и детали, но пропорциями и расположением окон она недвусмысленно проговаривается, что сделана все-таки в модернистский век.
Deco Pattern House. Тверская область, Конаковский район. Пётр Костёлов. Фотография: Зинон Разутдинов

Продолжает тему эстетский дом Федора Опарина под Питером (это уже номинация «Дерево в отделке»): привычный образ коттеджа ломают состаренная неструганая доска и сдвижные ставни. Куда более скромную роль играет дерево в эффектной беседке Тотана Кузембаева, но без него монументальность архитектуры была бы избыточна на небольшом дачном участке. В той же номинации – беседки для барбекю Максима Степаненко во Владимире: этот старый русский город впервые появляется на карте премии, да еще с такой «либескиндовщинкой».
Черный дом на горе. Ленинградская область, Верхняя Бронна. Федор А. Опарин. Фотография: Егор Рогалев
Фанерная квартира. Москва. Мастерская Алексея Розенберга. Алексей Розенберг. Фотография: Виктор Чернышев

В номинации «Арт-объект» зажигает команда «Бубля» (иркутский фестиваль «Бухарт» снова в шорт-листе премии!), трогает Кирилл Баир («Медведя Жерара» собирали из брусочков сочинские дети), тревожит многозначительностью Алла Урбан («Разговор со спиралью»). Меняет привычный регистр разговора об уходящем наследии выставка в нижегородском Центре современного искусства. Тающая на глазах деревянная застройка города представлена волшебными фотографиями Владислава Ефимова и обломками подлинных зданий. Куратор Алиса Савицкая аранжировала выставку комнатными цветами, тонко намекая на сугубо домашнюю прелесть этой архитектуры.
«выСОТЫ». Иркутск, Байкал. Команда «БуБля»
Инсталляция «Живой уголок». Нижний Новгород, Кремль, Арсенал. Приволжский филиал ГЦСИ Владислав Ефимов (художник), Алиса Савицкая (куратор). Фотография: Владислав Ефимов

Это проект логично предваряет еще одну новую номинацию премии – «Реставрация». Вообще-то в шорт-листе премии объекты реставрации два раза уже присутствовали: церковь в Цыпино и церковь из деревни Бородава (обе – работы лучшего отечественного реставратора Александра Попова). Но они так и оставались номинантами, поскольку конкурировать им было попросту не с кем. Но тяжелое состояние отрасли заставило Оргкомитет взяться за дело с утроенной энергией и собрать-таки в лонг-листе премии шесть номинантов. Правда, не все они помечены 2013 годом, но ради такой темы решено было сделать исключение и представить мини-ретроспективу реставрационных успехов за последние пять лет.

Правда, назвать их «успехами» сложно. Привлеченные Оргкомитетом эксперты (Александр Попов, Игорь Шургин, Андрей Бодэ, Ольга Севан, Андрей Баталов, Антон Мальцев, Александр Бокарёв и др.) в своих оценках этих работ разошлись решительно. Особенно остро это проявилось в оценке реставрации Никольской церкви в Ворзогорах. Сделанная без проекта и без аутентичного инструмента, не самыми умелыми руками – это, конечно, компрометация профессиональной составляющей самого слова «реставрация». Но, с другой стороны, если бы не было общественного движения «Общее дело», которое шестой год ремонтирует и консервирует северные храмы усилиями добровольцев, то и храмов бы этих, скорее всего, уже не было.

Впрочем, не менее яростные споры вызвали подходы и методы, имевшие место на других объектах, что говорит о трагическом отсутствии какого бы то ни было профессионального согласия, но в то же время – и об острой   необходимости этого разговора. Чему премия, надеемся, может поспособствовать. Опираясь на оценки специалистов, Экспертный совет рискнул все же представить в шорт-листе три объекта: Георгиевскую церковь, перевезенную в Коломенское с Северной Двины, кижскую часовню из деревни Кавгора и Троицкую церковь в Свияжске.
zooming
Реставрация Георгиевской церкви. Архангельская область, Верхнетоемский район, село Семеновское; с 2010 года – в Музее-заповеднике «Коломенское» (Москва). ПРК «Карэнси». А.В. Никитин (главный архитектор проекта), П.Н. Омельницкий (главный инженер проекта), Т.В. Барсова, А.В. Маркелов, И.Н. Шургин (историко-архивные изыскания), О.А. Герасимова, В.Ю. Попов, О.И. Никитина, Т.В. Кошкина, И.Н. Белоусова, М.А. Романова

И совершенно другую сторону деревянной архитектуры – солнечную, современную, уверенную в себе – можно будет увидеть на третьем этаже ЦДХ, где пройдет выставка партнера проекта АРХИWOOD – австрийского архитектурного сообщества SEEWOOD. Главным ее героем станет современная деревянная архитектура Штирии. В этом австрийском регионе из дерева строят не только частные дома, но и самые разные общественные сооружения: школы, детские сады, офисы и даже тюрьмы. Сопроводит экспозицию дискуссия с австрийскими мастерами, запланированная на 23 мая.

Место же проведения выставки номинантов премии остается неизменным: павильон «Периптер» у входа в ЦДХ. Каталог премии будет издан также постоянным партнером проекта – издательством TATLIN. В профессиональное жюри премии в этом году вошли архитекторы Александр Скокан и Карл-Хайнц Бойгер (Австрия), победители премии разных лет Григорий Дайнов и Степан Липгарт, дизайнер Стас Жицкий, глава ТДВ-Треста Василий Носов и критик Юлия Тарабарина. «Народное голосование» пройдет с 12 по 22 мая на сайте премии www.arhiwood.com. Торжественная церемония награждения состоится 23 мая в конференц-зале ЦДХ.

 

28 Апреля 2014

Похожие статьи
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.