Олег Шапиро: «Мы добиваемся не заказа, а дискуссии»

9 декабря в Москве на заседании совета по общественным пространствам архитектурное бюро Wowhaus среди прочих участников совета представило проекты реконструкции двух площадей — Триумфальной и Революции. О разработке этих концепций Архи.ру беседует с партнером бюро Wowhaus, членом попечительского совета Института «Стрелка» Олегом Шапиро.

mainImg
Архитектор:
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS
Олег Шапиро © Wowhaus
zooming
Концепция организации низких набережных © Wowhaus

Архи.ру: 
– Олег, как давно ваше бюро занимается разработкой проектов реконструкции этих двух площадей? Правда ли то, что это собственная инициатива Wowhaus, а не горзаказ?

Олег Шапиро:
– Общественные пространства и гармонизация городской среды всегда были и остаются важнейшей темой для нас, и мы везде, где только можно, стараемся заявить о том, что активизм должен быть неотъемлемой частью  профессиональной позиции любого архитектора. Архитектор – по определению общественно ответственное лицо. Что касается Wowhaus, то мы всегда стремились находить болевые точки города, пространства, изменение которых, на наш взгляд, станет импульсом для качественного преобразования среды, и разрабатывать стратегии таких изменений. 

Например, два года назад мы предложили тему низких набережных, которые позволили бы, не меняя сложившегося городского ландшафта, создать новые пространства и маршруты для прогулок. Реализовать этот проект при всей его очевидности и полезности, увы, очень сложно – прежде всего, по административно-организационным причинам, т.к. строительство над водой требует несметного числа согласований. 
zooming
Концепция организации низких набережных © Wowhaus
zooming
Концепция реорганизации Бульварного кольца © Wowhaus
Примерно тогда же мы выполнили и опубликовали концепцию комплексного развития Бульварного кольца, призванную превратить эту самую протяженную пешеходную зону в центре города в полноценное открытое публичное пространство. Проблема Бульварного кольца не в том, что на каких-то отдельных его участках отсутствует ремонт – там, слава богу, все аккуратно, но этого недостаточно. Мы предлагали условно разделить кольцо на несколько тематических участков, а сами бульвары при этом лучше соединить между – где-то с помощью моста, где-то с помощью обновленных подземных переходов. Но самая главная наша идея, которая даже не требует вложений, заключается в том, что Бульварное кольцо лишь тогда заживет полноценной жизнью, когда у него появится единая администрация. Сегодня это 12 управ, каждая из которых всячески пытается скинуть с себя ответственность за бульвары. Еще одна глобальная наша тема – т.н. «Зеленая петля», которая должна протянуться от Воробьевых гор до 3-го Голутвинского переулка и в перспективе, с помощью низких набережных, до Замоскворечья. Часть этого замысла – Крымскую набережную – уже удалось осуществить. 
Концепция реорганизации Триумфальной площади © Wowhaus
Все эти проекты действительно были нами разработаны на добровольной и безвозмездной основе – как возможные сценарии развития города, к некоторым из которых город потом прислушался. И таким же точно образом мы высказывались по поводу других пространств. В частности, по поводу Триумфальной площади – пространства символичного и очень важного для Москвы, которое сегодня абсолютно брошено, хоть и находится прямо под носом ГлавАПУ. 

– Поскольку проект был представлен на заседании Общественного совета по общественным пространствам, многие СМИ публикуют его как окончательный вариант реконструкции площади. 

– На самом деле пока это лишь концепция, а возможно, даже предконцепция. Стратегия преобразования площади, которая лично нам кажется разумной и которую мы хотим предложить городу. Пожалуй, самый принципиальный момент: мы не согласны с тем, что Триумфальная площадь требует благоустройства. На самом деле она нуждается в гораздо большем – для нее должно быть разработано сильное и яркое решение, которое вернет площади статус значимого пространства. 
Концепция реорганизации Триумфальной площади © Wowhaus
Понятно, что эта площадь – классическое пространство сталинского ампира. Но совсем не обязательно, чтобы сама поверхность площади была решена в этом же стиле. В конце концов, на дворе XXI век и город как живой организм довольно далеко ушел от эпохи 1950-х. Современная Триумфальная площадь  – это такой очень нервный городской центр, место пересечения множества потоков, ведь здесь, помимо метро, расположены сразу три театра и несколько важнейших министерств и ведомств. Летом здесь нужно прятаться от солнца, поэтому мы предлагаем посадить на площади деревья. Зимой – где-то встречаться и прятаться от холода, поэтому появилось кафе. А еще отсюда открывается очень хороший вид на Москву – и поэтому над Садовым кольцом мы предлагаем сделать видовую площадку. Но все это пока лишь наметки, главное, что мы хотели показать своим предложением, – Триумфальная площадь заслуживает современных и ярких решений. 
Концепция реорганизации Триумфальной площади © Wowhaus
Концепция реорганизации Площади Революции © Wowhaus
– А Площадь Революции? В какой момент вы начали заниматься ею, и чего, на ваш взгляд, не хватает этому пространству?

– Всего не хватает! Нет, серьезно, сегодня это одно из самых невнятных пространств в структуре городского центра, что особенно проявилось после того, как расположенная по соседству Никольская улица стала пешеходной. Гуляя по Красной площади или Никольской, пешеходы рано или поздно неизбежно попадают на Площадь Революции и оказываются в пространстве, которое вообще трудно назвать площадью – настолько нелогично и хаотично оно застроено. От существующих сегодня конструкций, которые мешают обзору исторических построек и Китайгородской стены, на наш взгляд, необходимо избавиться, равно как и от двух огромных «языков» асфальта, оставшихся от тех времени, когда на площади существовала транспортная развязка, а вместо парковки организовать зону отдыха. Разрабатывая этот проект, мы также хотели, в первую очередь, привлечь внимание к существующим проблемам площади, которые огромны. Просто озвучивать это недостаточно, тогда как опубликованный проект неизбежно влечет за собой дискуссию – вот этого мы и добиваемся. 
Концепция реорганизации Площади Революции © Wowhaus
Концепция реорганизации Площади Революции © Wowhaus
– В глазах критиков Wowhaus теперь выглядит монополистом, присвоившим себе право заниматься едва ли не всеми общественными пространствами московского центра. 

– Мы понимаем, что со стороны это действительно может восприниматься именно так. Думаю, подобный перекос возникает, в первую очередь, потому что общественными пространствами как проблемой в городе вообще стали заниматься не так давно, всего около трех-четырех лет назад. И мы действительно имеем к этому самое непосредственное отношение как одни из учредителей «Стрелки». Помню, когда «Стрелка» только начиналась и Колхас предложил тему общественных пространств, ему почти все в один голос ответили: «А о чем мы там, собственно, будем говорить?» Однако спустя всего несколько лет о них не говорит только ленивый – не это ли прогресс? Конечно, это не только наша заслуга, а общемировой тренд, который, к счастью, довольно быстро дошел до Москвы. 

И теперь, когда сама тема востребована, мы хотим пойти дальше. Уже год как в Москве работает Общественный совет по общественным пространствам, но, во-первых, о нем мало кто знает, а во-вторых, он мало что рассматривает. Одно вытекает из другого: зачастую этому органу просто нечего обсуждать, поскольку концепций развития общественных пространств в Москве разрабатывается мало. И понятно, что Wowhaus не может в одиночку восполнять этот пробел. Поэтому сейчас мы выступаем с инициативой создать при совете некую платформу, пространство двухсторонней коммуникации, где администрация города анонсировала бы все участки, судьбой которых намерена заниматься в ближайшие годы, а архитекторы, в свою очередь, могли бы предложить свои варианты развития этих мест. 
Концепция реорганизации Площади Революции © Wowhaus
Концепция реорганизации Площади Революции © Wowhaus
– Иными словами, некий банк идей, который сможет пополнить каждый?

– Понимаете, если это сможет делать каждый, это очень быстро превратится в собрание сумасшедших идей. Конечно, концепции должны проходить некий отбор на предмет профессиональности и, если угодно, социальной ответственности, это должны быть предложения, основанные на полноценной работе, а не просто на выкрике о том, что из центра, скажем, нужно убрать все машины. 

– И как может осуществляться подобный отбор? Конкурс портфолио?

– Это вполне себе вариант, но он влечет за собой создание дополнительных комиссий. Мне кажется более разумным разработать форму подачи концепции, которая бы предусматривала подтверждение наличия профессионального образования и опыта. Она и станет своеобразным фильтром, гарантирующим, что на Совет будут выноситься здравые и продуманные предложения. 

– Может быть, пространства, подобные Триумфальной площади, все же достойны полноценных архитектурных конкурсов, а не сбора концепций по принципу «с миру по нитке»?

– К сожалению, сегодня профессионально организованный конкурс – это очень дорогая и долгая история, возьмите хотя бы Зарядье. Не стоит забывать и о том, что в соответствии с существующим законодательством город, объявляя конкурс на тот или иной объект, фактически обходит закон. Поэтому прежде чем говорить о массовой организации конкурсов, в том числе и на городские общественные пространства, необходимо утвердить саму процедуру их проведения: прозрачную и открытую. А до тех пор, пока это не сделано, предвосхитить реализацию очередного проекта благоустройства, на наш взгляд, можно, лишь предлагая альтернативные сценарии развития общественных пространств. В этом мы и видим свою основную задачу, если угодно, миссию.  
Архитектор:
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS

10 Декабря 2013

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.