Кофемания

В нашей подборке – пять кофеен, в которые захочется возвращаться: плитка из старого немецкого дома и вид на Кафедральный собор, скульптуры в окнах и своды XVIII века, японский минимализм в Кенигсберге, концепция города-сада в сталинке и портал из Петербурга в Амстердам.

mainImg
Чашка кофе – символ жизни в большом городе. Если сам напиток стимулирует умственную деятельность, то кофейня – это место для социализации. Здесь назначают деловые, личные и учебные встречи, спасаются от одиночества, заводят small talk и новые знакомства, замедляются и напитываются впечатлениями. Предлагаем рассмотреть пять кофеен, которые архитекторы постарались превратить в магнит – нельзя просто так взять и пройти мимо.   

Кофейня Tamago Kissaten

Кофейня Tamago Kissaten
Фотография © Сергей Мельников / предоставлена DA bureau
где:Россия, Калининград. ул. Сергеева 2B
даты / — 2022
функция:Торгово-коммерческий / кафе
мастерская:
DA bureau
http://da-bureau.com
авторский коллектив:
Анна Львовская, Борис Львовский, Федор Горегляд, Мария Романова, Юлия Кубитская, Елизавета Румянцева 
Микрокофейня прячется на первом этаже административного здания, расположенного на тихой улочке недалеко от Нижнего пруда, но едва ли она останется незамеченной: розоватый градиент и футуристичные трубки за панорамным окном вызывают любопытство, обилие света – желание зайти. Внутри есть чему удивляться: концепция вдохновлена эстетикой Японии, отсюда минимализм и нетипичное для кофейни меню. В интерьере архитекторы DA bureau работали с привычными ассоциациями, но далеко ушли от стереотипности: солнце символизирует литой круглый стол, к контуру японских гор отсылают изогнутые светильники, о лучах на восходе напоминают тронутые краской стены, о крышах традиционных домов – колотая черепица. Укромное пространство между зданием и улицей стало основным залом кофейни – здесь умещается несколько столиков, манящих достать фотоаппарат. 
  • zooming
    1 / 7
    Кофейня Tamago Kissaten
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлена DA bureau
  • zooming
    2 / 7
    Кофейня Tamago Kissaten
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлена DA bureau
  • zooming
    3 / 7
    Кофейня Tamago Kissaten
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлена DA bureau
  • zooming
    4 / 7
    Кофейня Tamago Kissaten
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлена DA bureau
  • zooming
    5 / 7
    Кофейня Tamago Kissaten
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлена DA bureau
  • zooming
    6 / 7
    Кофейня Tamago Kissaten
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлена DA bureau
  • zooming
    7 / 7
    Кофейня Tamago Kissaten
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлена DA bureau

MMOMA Coffee Books

MMOMA Coffee Books
Фотография © Полина Полудкина / предоставлена Мастерская Б
где:Россия, Москва. Петровка ул., 25
даты — 2018 / — 2019
функция:Торгово-коммерческий / кафе
мастерская:
Мастерская Б
https://masterskaya.be
авторский коллектив:
​ Архитекторы: Александра Гинева, Иван Кибирев, Александр Добровский
 
Кофейня при Московском музее современного искусства располагается в особняке, построенном в 1793 году по проекту Матвея Казакова. Ее главным украшением стали скульптуры во дворе, взятые в «рамы» окон. Также «Мастерская Б» подчеркнула оригинальную геометрию потолков и сводов, оттенив их лаконичными настенными панелями, сдержанной мебелью и прозрачными светильниками. Рабочее место бариста как центральное место «заземлено» стойкой из серого камня. На площади около 30 м2 удалось разместить 16 посадочных мест. 
  • zooming
    1 / 7
    MMOMA Coffee Books
    Фотография © Полина Полудкина / предоставлена Мастерская Б
  • zooming
    2 / 7
    MMOMA Coffee Books
    Фотография © Полина Полудкина / предоставлена Мастерская Б
  • zooming
    3 / 7
    MMOMA Coffee Books
    Фотография © Полина Полудкина / предоставлена Мастерская Б
  • zooming
    4 / 7
    MMOMA Coffee Books
    Фотография © Полина Полудкина / предоставлена Мастерская Б
  • zooming
    5 / 7
    MMOMA Coffee Books
    Фотография © Полина Полудкина / предоставлена Мастерская Б
  • zooming
    6 / 7
    MMOMA Coffee Books
    Фотография © Полина Полудкина / предоставлена Мастерская Б
  • zooming
    7 / 7
    MMOMA Coffee Books
    Фотография © Полина Полудкина / предоставлена Мастерская Б

Кофейня Renoir

Кофейня «Renoir»
Фотография © Валерий Немиров / предоставлена «Завод11»
где:Россия, Барнаул. пр-т Ленина, дом 60
даты4.2020 — 6.2020 / 6.2020 — 10.2020
функция:Торгово-коммерческий / кафе
мастерская:
«Завод11»
https://www.zavod11.com/
автор:Ирина Потапова
авторский коллектив:
Ирина ​Потапова 
Кофейня Renoir, открывшаяся на первом этаже сталинского здания, рассказывает историю «города-сада»: градостроительного проекта Барнаула первой̆ половины XX века, который предполагал идеально круглую планировку с шестью радиусами-бульварами. К более глубокому периоду истории города отсылает арочное «окно» у зоны ожидания. Наслоение времен чувствуется в выборе отделочных материалов и мебели: старый кирпич сочетается с плиткой терраццо, белой штукатуркой и металлическими поверхностями, кресла 1950-х годов – с футуристичными столиками и кубами для сидения. Неоновый свет и плитка с геометричным узором в уборной предлагает еще одно перемещение в пространстве и времени. В хорошую погоду кофе можно пить в атмосферном дворике, разглядывая ироничные светящиеся надписи.
  • zooming
    1 / 7
    Кофейня «Renoir»
    Фотография © Валерий Немиров / предоставлена «Завод11»
  • zooming
    2 / 7
    Кофейня «Renoir»
    Фотография © Валерий Немиров / предоставлена «Завод11»
  • zooming
    3 / 7
    Кофейня «Renoir»
    Фотография © Валерий Немиров / предоставлена «Завод11»
  • zooming
    4 / 7
    Кофейня «Renoir»
    Фотография © Валерий Немиров / предоставлена «Завод11»
  • zooming
    5 / 7
    Кофейня «Renoir»
    Фотография © Валерий Немиров / предоставлена «Завод11»
  • zooming
    6 / 7
    Кофейня «Renoir»
    Фотография © Валерий Немиров / предоставлена «Завод11»
  • zooming
    7 / 7
    Кофейня «Renoir»
    Фотография © Валерий Немиров / предоставлена «Завод11»

Кофейня Am Saint

Кофейня Am Saint
Фотография © Антон Иванов / предоставлена Arta Nova design
где:Россия, Санкт-Петербург. ул. Чайковского 56
даты9.2020 — 10.2020 / 11.2020 — 2.2021
функция:Торгово-коммерческий / кафе
мастерская:
Arta Nova design
https://artanova.ru/
автор:Елена Арт
авторский коллектив:
Автор проекта: Елена Арт
Художники: Ася Горшунова, Анастасия Ямашева
Разработка эргономики барно-кофейной части: Рата Гилемханова 
Поскольку Am Saint расшифровывается как Amsterdam+Saint-Peterburg, в пространстве зашифрованы кросскультурные связи. Большая арка делит помещение на два пространства – светлый зал у входа и темный в глубине. Вереница ассоциаций привела Елену Арт к картине «Тайная Вечеря» Николая Ге из собрания Русского музея, которую дополнили детали из одноименной картины Леонардо да Винчи. Так появился большой стол из амбарной доски и триптих на стене за ним. Создать ощущение глубины пространства в “окнах” триптиха удалось художницам Асе Горшуновой (@artist.asyaa) и Анастасии Ямашевой (@yamasheva). Барную стойку архитектор придумала и сделала сама: идеей для фасада с перфорацией послужил крестик с логотипа кофейни. Такой же крестик можно увидеть на дне чашки для черного кофе и встретить на гербе Амстердама. 
  • zooming
    1 / 7
    Кофейня Am Saint
    Фотография © Антон Иванов / предоставлена Arta Nova design
  • zooming
    2 / 7
    Кофейня Am Saint
    Фотография © Антон Иванов / предоставлена Arta Nova design
  • zooming
    3 / 7
    Кофейня Am Saint
    Фотография © Антон Иванов / предоставлена Arta Nova design
  • zooming
    4 / 7
    Кофейня Am Saint
    Фотография © Антон Иванов / предоставлена Arta Nova design
  • zooming
    5 / 7
    Кофейня Am Saint
    Фотография © Антон Иванов / предоставлена Arta Nova design
  • zooming
    6 / 7
    Кофейня Am Saint
    Фотография © Антон Иванов / предоставлена Arta Nova design
  • zooming
    7 / 7
    Кофейня Am Saint
    Фотография © Антон Иванов / предоставлена Arta Nova design

Пекарня «ВДНХ»

Пекарня «ВДНХ»
Фотография © Мельников Сергей / предоставлена LINE DESIGN
где:Россия, Калининград. ул. Октябрьская 2/3
даты6.2022 — 7.2022 / 8.2022 — 10.2022
функция:Торгово-коммерческий / магазин
мастерская:
LINE DESIGN
https://linedesignstudio.ru/
авторский коллектив:
Дизайнер и руководитель проекта: Михаил Ленько 
Дизайнер, исполнитель рабочих чертежей: Евгения Енина
 
Пекарня площадью всего 25 м2 открылась недалеко от Кафедрального собора. Изюминка места – похожая на красный кирпич напольная терракотовая плитка, которую заказчик нашел при разборке старого немецкого дома. Ее использовали, чтобы превратить в акцент витрину, напоминающую поставленные на пол штабеля кирпича. Кажется, что вместе с теплой рельефной штукатуркой, «вылепливающей стены», плетеными корзинами и деревянными предметами мебели, этот материал усиливает аромат и текстуру хлеба, сделанного руками. Из панорамного окна пекарни виден Кафедральный собор, а летом столики выносят на улицу, что вызывает труднопреодолимое желание задержаться.    
  • zooming
    1 / 7
    Пекарня «ВДНХ»
    Фотография © Мельников Сергей / предоставлена LINE DESIGN
  • zooming
    2 / 7
    Пекарня «ВДНХ»
    Фотография © Мельников Сергей / предоставлена LINE DESIGN
  • zooming
    3 / 7
    Пекарня «ВДНХ»
    Фотография © Мельников Сергей / предоставлена LINE DESIGN
  • zooming
    4 / 7
    Пекарня «ВДНХ»
    Фотография © Мельников Сергей / предоставлена LINE DESIGN
  • zooming
    5 / 7
    Пекарня «ВДНХ»
    Фотография © Мельников Сергей / предоставлена LINE DESIGN
  • zooming
    6 / 7
    Пекарня «ВДНХ»
    Фотография © Мельников Сергей / предоставлена LINE DESIGN
  • zooming
    7 / 7
    Пекарня «ВДНХ»
    Фотография © Мельников Сергей / предоставлена LINE DESIGN

04 Апреля 2023

Похожие статьи
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.
Медь и глянец
Универмаг Hi-light в торговом центре Екатеринбурга объединяет несколько универсальных корнеров для брендов-арендаторов, а посетителей привлекает глянцевыми материалами отделки и акцентными объектами.
Опал Анны Монс
Проект небольшого бизнес-центра рядом с Туполев плаза и улицей Радио прокламирует необходимость современной архитектуры в отдельно взятом месте Немецкой слободы и доказывает свой тезис проработанностью деталей, множеством отвергнутых вариантов формы и даже – описанием района. Можно согласиться и интересно, что получится.
Кофе со сливками
Бистро в центре Белграда с дубовыми панелями, бордовым мрамором, патио и лестницей-диваном. Интерьером занималось московское бюро Static Aesthetic.
Бетон и море
В Светлогорске в одном из помещений берегового лифта открылся гастрономический бар. Архитекторы line design studio сохранили брутальный характер места, добавив дихроичное стекло, металл и бетон, а главный акцент сделали на изменчивом пейзаже за окном.
Ширма для автомобиля
Микрорайон “New Питер” отличается от других новостроек Петербурга тем, что с ним работают разные архитекторы. Паркингами, например, занималось молодое бюро Bagratuni Brothers, которое предложило складчатые фасады из металлической сетки, превратившие утилитарную постройку в достойный красной линии объект.
Дом на взморье
Перевоплощение кафе «Причал» на берегу залива в Комарово в ресторан Meat Coin отразило смену тенденций в оформлении загородных домов: на месте темная облицовка фасадов, открытые деревянные конструкции и бетон в интерьере, натуральные материалы, а также фокус на природном окружении.
Шоколад в шоколаде
Интерьер петербургского ресторана Theobroma, где все блюда готовятся с применением какао-бобов, выдержан в стиле Людовика XIV. Мебель и посуду в духе рококо балансирует фактура потертого бетона на стенах и обилие естественного света.
Домики в саду
Детский сад, спроектированный бюро WALL для нового района Казани, отвечает нормативам, но далеко уходит от типовых вариантов. Архитекторы предложили замкнутую на себе структуру с зеленым двором в центре, деревянными домиками-ячейками и галереей вместо забора. Получилось по-взрослому и уютно.
Парголовский протестантизм
В Петербурге по проекту бюро SLOI architects строится протестантская церковь. Одна из главных особенностей здания – деревянная кровля с 25-метровыми пролетами, которая в числе прочего формирует интерьер молельного зала. Но есть и другие любопытные детали – рассказываем о них подробнее.
Стрит-арт на стройке
Магазин уличной одежды в петербургском пространстве Seno Валентина Дукмас оформила граффити, заборами из профлиста, строительными лесами и пластиковыми стульями. Контраст им составляют старинные деревянные балки и кирпичные стены.
На бокальчик
Для интерьера винного бара в Казани Карина Гимранова выбирает как прямые ассоциации вроде бочек, светильников-виноградин и хрусталя, так и более тонкие: оттенки закатного солнца, образ почвы, осколки амфор. Не последнюю роль в создании атмосферы сыграл светодизайн.
Платан и фонтан
Кафе-терраса в сочинском парке «Ривьера» стремится раствориться в окружающей его буйной растительности: деревья растут сквозь перекрытия, в конструктиве предусмотрены отсеки для высадки растений, а панорамные окна истончают границы пространств.
В гостях у Фрэнка
Интерьеры лобби башен комплекса «Павелецкая сити» посвящены легендам американского кинематографа. Чтобы воссоздать атмосферу голливудской роскоши, бюро Олега Клодта обратилось к приемам ар-деко, фактурным материалам и арт-объектам.
Лучи пустыни
В Дубае по проекту бюро IND architects планируют построить школу, рассчитанную на 1750 учеников. Архитекторы учли локальные особенности, предложили «лучевую» планировку и пространства, в которых детям будет комфортно находиться на протяжении всего дня.
Сад Памяти
Сад Памяти – ландшафтное продолжение экспозиции Музея Истории ГУЛАГа. В основе его планировки – идея пути к свету через трудности памяти и опыта. Пустовавший ранее технический двор стал оживленным пространством для культурной программы музея и знакомства с историческими фактами. Рассказ о проекте – от автора.
Смотровая вышка
Дом в Красной поляне, спроектированный екатеринбургским бюро Марии Демидовой, занимает очень узкий участок. Архитекторы вытянули объем вверх и добавили террасы, тем самым раскрыв виды на горы и освободив место для патио и бассейна.
Хибинская сокровищница
Модернистское здание библиотеки в Апатитах после реконструкции превратилось в серьезный культурный центр: внутри экспонируется современное искусство, проходят концерты и мастер-классы. Один из участников проекта – телеведущий и коллекционер Андрей Малахов. Интерьерную концепцию разработала студия «Точка дизайна».
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.