Слабые токи: итоги «Золотого сечения»

Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.

mainImg
Фестиваль «Золотое сечение» проходил в Доме архитектора в течение недели с 15 по 22 апреля; все это время на верхнем этаже ЦДА была открыта выставка смотра-конкурса. Все представленные на смотр 121 проект (47  постройки и 74 проекта плюс 2 планшета в разделе Технологии, плюс 20 печатных трудов) можно также найти в сети на сайте «Золотого сечения». Победителей награждали в выставочном зале, в несколько спринтерском режиме, дабы не дать заскучать; выдали 46 дипломов, из них 17 – золотых и серебряных; итого наградили чуть больше трети от общего числа участников. В жюри смотра вошли лауреаты прошлых лет: Тотан Кузембаев, Станислав Кулиш, Владимир Кузьмин, Петр Виноградов, Евгений Полянцев и Олег Байдин.

Две главные награды – собственно «золотые знаки» – поделили между собой Москва и Московская область, с постройкой и проектом соответственно. 

 

Гран-при / постройка

Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице
Мастерская Николая Лызлова
Н. Лызлов, А. Янкова, Ю. Головина, А. Шомова, Д. Антонов
Верхняя Красносельская улица, вл. 16, стр. 1-5 / 2018 г. / заказчик: Русагротранс

Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру

Офисный комплекс сдан в ноябре 2018 года. Он решен в духе любимого Николаем Лызловым направления – средового минимализма, в чем перекликается с другой работой автора – домом в Милютинском переулке (завершен в 2002 году и состоит почти целиком из брандмауэров). В данном случае высотность определили ограничения охранной зоны богадельни имени Геера (1892–1899 гг., автор Л.Н. Кекушев), а на решение строить новые корпуса из полнотелого традиционного кирпича повлиял тот факт, что в комплекс включено реконструированное здание конца XIX века.
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру

Историческая постройка расположена на красной линии, а два протяженных новых корпуса выстроены вдоль краев участка, они обрамляют внутренний двор, на по сторонам появилось две небольшие улочки. В глубине двора их соединяет навесной переход. Вход со стороны улицы решен контрастно – призматический павильон со спайдерным остеклением прикрывает лестницу, ведущую вниз (почему-то мне она напоминает переходы Странников на планете Надежда из повести Стругацких «Жук в муравейнике», прим. авт.): так авторы обыгрывают существенный перепад рельефа от красной линии улицы в глубину квартала. 
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру

Новые корпуса сочетают минимализм формы и ретроспективизм технологии: кирпичные стены с хорошо артикулированными швами, деревянные карнизы с простыми модульонами (последние перекликаются со ступенчатыми консолями в карнизе исторического здания примерно как элемент декора флигеля с украшениями главной усадьбы). Одно из новых зданий вплотную примыкает к историческому, к тому же все объемы покрашены в цвет слоновой кости, что обеспечивает целостность восприятия и на первый взгляд может даже создать иллюзию единовременности построек.
Справа историческое здание, слева современное (2018). Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру

Словом, комплекс, помимо того, что сопряжен с реконструкцией и ограничен охранной зоной, очень невелик и очень прост – подчеркнуто невелик и прост. На фоне множества масштабных и ощутимо более дорогих московских строек присуждение ему главной профессиональной награды со стороны жюри выглядит если не фрондой, то поиском так называемых «слабых токов» – объектов, противоположных мейнстриму.

Проект, получивший гран-при, не таков. 

 

Гран-при / проект

Театрально-концертный комплекс «Вселенная Чайковского» в г. Клин Московской области
Четвертое измерение

В.Н. Медведев, А.А. Кузьмина, О.В. Мединский, М.Н. Канунников, П.В. Корочкова, М.Ф. Чельцова-Бебутова, М.С. Лытова, Ю.П Волчок
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Вручая награду, президент двух союзов архитекторов Николай Шумаков сообщил, что решение жюри относительно нее было единогласным, поскольку «работа удивительно сильная и на голову выделялась» среди других. Соруководитель авторского коллектива, главный архитектор Московской области Александра Кузьмина озвучила надежду, что проект удастся реализовать и он не останется на бумаге. 
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Проект «Вселенная Чайковского», о котором мы подробно рассказывали год назад, – один из самых масштабных в Подмосковье. Театрально-концертный комплекс на 11 гектарах рядом с домом-музеем Чайковского в Клину объединяет несколько концертных залов, академическое училище при Консерватории, реконструкцию существующего музейного корпуса и переход к нему под трассой Москва-Петербург.  
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Главное здание представляет собой кольцо вокруг внутреннего двора с амфитеатром; кольцо объединяет малый и большой концертный зал, его внешние фасады состоят из вогнутых стеклянных желобков, вдохновленных формой музыкального камертона. В работе над проектом, что было подчеркнуто на церемонии, принимал участие недавно умерший историк архитектуры модернизма Юрий Волчок. 
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»


 

Персональные премии


Их оказалось целых три.

Владимиру Плоткину вручили награду «За честь и достоинство», на что он признался, что очень удивлен, узнал о том, что на награждение обязательно надо прийти, полчаса назад, а также сказал: «надеюсь, это не проводы меня на пенсию», но пообещал продолжать «сражаться и за честь, и за достоинство». Борис Левянт, которого наградили «За вклад в развитие профессии», на награждении не присутствовал. Зато Николай Шумаков вручил Сергею Скуратову медаль «Азарт», которая, по словам главы союзов, была присуждена раньше и какое-то время ожидала вручения. 
 
 

Гран-при /
печатный труд

За фундаментальный вклад в историю архитектуры на благо человечеству и назидание архитекторам.

Цикл печатных изданий по архитектуре итальянского Ренессанса: «Портфолио Джинори +. Флорентийские палаццо эпохи Ренессанса» (2019), Монографии Альберти, Вазари, Сангалло (2015-2018)
Кереметчи Владимир Степанович

Ниже – полный список всех награжденных дипломами, как серебряными, так и просто дипломами, которые в этом году организаторы назвали поэтически – жемчужными. 

 

Постройки

Серебро
Участок Большой кольцевой линии Московского метрополитена со станциями: «Лефортово», «Авиамоторная», «Электрозаводская»
Метрогипротранс
Н.И. Шумаков, Л.Л. Борзенков, А.В. Некрасов, Т.А. Нагиева, Г.С. Мун, С.Ф. Костиков, А.М. Шутов, И.Г. Земляницкий, В.Ю. Молчанов, художник А.И. Рукавишников

Музей «ЗОЯ»
А2М
А.А. Адамович, Д.В. Матковская, Е.Е. Пронина, К.А. Мумятова, А.М. Голикова

Частная Галерея в ПЖСК Горки – 1
Ub.design

Б. Уборевич-Боровский, Т. Тищенко, И. Селезнева, М. Михеева, В. Саруханян, А. Шалай, Е. Карпов, П. Вайль

VILLA E. Загородный жилой дом на Камчатке
Архитекторы Гикало Купцов
Сергей Гикало, Александр Купцов, Конструктор: Сергей Богословский
VILLA E
Фотография © Илья Иванов


Железнодорожный вокзал в г. Иваново
FABER GROUP

Е.Х. Франчян, Б.К. Матвеев, А.Д. Михайлов, Р.А. Хизриев
Главный вход в вокзал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Постройки / дипломы («жемчуг»)
Квартал «Свобода» в жилом комплексе «Символ»
Atrium

А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, С. Бирюков, Р. Кузьмин, Д. Зражевский, А. Сизюк, И. Свибович, Д. Худеньких, И. Жуков, Н. Кучинский, В. Тополев, А. Сеченов, А. Папертян.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

 
Жилой комплекс «Veren Place Советская»
Спич

С.Чобан, А. Болдырев, С. Васильева, С. Севастьянова
ЖК Veren Place
Фотография © Дмитрий Чебаненко


Жилой дом в составе комплекса «Садовые кварталы»
Спич
С. Чобан, С. Кузнецов, И. Членов, А. Перлич

Винодельня гравитационного типа Côte Rocheuse («Скалистый берег») Северин-Проект
А. Балабин, Е. Введенская, А. Наземнов, Е. Панферова, Я. Юдин, Я. Мирниченко, Н. Ильина, Д. Барабошкин, Д. Прудников
Винодельня «Скалистый берег»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Северин-Проект


Многофункциональный комплекс «Искра-парк»
Спич

Сергей Чобан, Игорь Членов
ЖК «Искра-Парк»
© SPEECH


Многофункциональный ветеринарный центр
ABD architects

А. Кофман, О. Назаров, А. Феоктистова, А. Савельев, Н. Соколова, Д. Королева, И. Бессонова, И. Лактионов, А. Хрусталев, В. Лагунов, С. Уланов

Ротонда с мостиком
Проектная группа «8 линий»
Антон Кочуркин, Лидия Гуфранова

Вид на ротонду с мостика. Ротонда с мостиком
Фотография: Алексей Народицкий. © 8 линий


Парк «Зеленая река» в ЖК «Символ»
Atrium
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, О. Романова, Н. Зурина, Н. Кудряшова,
А. Хакимуллин, И. Хрипков, А. Метельская, Р. Шаматова

Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой


Благоустройство прибрежной зоны «Тёплый берег» г. Курчатов
Проектное бюро «М4»
А.С. Кобзев, А.А. Андрианова, М.А. Тюрина, И.В. Туркин


Реконструкция с переустройством кинотеатра «ЕРЕВАН» под нужды Единого диспетчерского центра московского метрополитена
Архитектурное бюро А.С.+

А.В. Сохацкий, Н.А. Сохацкая, И.М. Лапин, О.М. Плотицын
Главный фасад. Реконструкция с переустройством кинотеатра «ЕРЕВАН» под нужды Единого диспетчерского центра московского метрополитена
Фотография © Илья Иванов


ВДНХ. Нестационарные торговые объекты
Лаборатория арт&культпроектов «Юданов и П»

Владимир Юданов, Ирина Шумаева

 

Проекты

Серебро

Филиал Русского музея в Кемерово
ПИ «Арена»

 Д.В. Буш, А.В. Орлов, А.А. Заключаев, Е.А. Антонова, С.А. Коробков, Е.Е. Коробской, А.С. Цыплаков
Филиал Русского музея в г. Кемерово
© ПИ «АРЕНА»


Районные ряды
TRY

Ф.С. Сечкин, Н.А. Зайцев, Д.Г. Кузнецов, В.Ю. Беляев
Районные Ряды. Вид с высоты птичьего полета
© TRY


Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в п. Барвиха
Мезонпроект

И.К. Машков, А.В. Колпиков, Н.А. Возвышаев
Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в пос. Барвиха
© Мезонпроект


Авиационный учебный центр
Дмитрий Грачёв, Шамиль Катибов

Частный дом в поселке «Millennium Park»
Ub.design
Б.О. Уборевич-Боровский, А.А. Шалай, Д.А. Туранская, Т.Е. Тищенко, Е.В. Спружевник, П.Р. Вайль

Пристань в Уфе
Остоженка

Р.С. Баишев, К.А. Щербакова, А.И. Московченко, А.А. Аникеев

Пешеходный мост в Новой Москве
Т-Констракшн 

С.М. Сластиков, А.Я. Мариносян, В.Н. Александров, А.А. Дружинина



Проекты / дипломы («жемчуг»)

Пансионат для престарелых в Московской области
PRYSM

 Я.Ю. Усов, А.Л. Усова, А.А. Сергеева

Реконструкция кинотеатра «Кунцево» для размещения структурных подразделений ГУП «Московский метрополитен»
Архитектурное бюро А.С.+  совместно с проектно-конструкторским бюро ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН»

А.В. Сохацкий, Н.А. Сохацкая, И.М. Лапин, О.М. Плотицын

Капитальный ремонт ледового дворца спорта «Сибирь Арена»
Мераком

Д.В. Акулин, Е.Л. Цой, И.В. Караваев, С.В. Золотарев,
В.Н. Сафиуллина, И.А. Осипов, П.С. Чернышева, А.Г. Свешникова, С. Кутовой


Школа в ЖК «Символ»
Atrium

А. Надточий, В. Бутко, Д. Худеньких, О. Романова, А. Сорокин, П. Алимов, А. Галуткина, Е. Котлова, А. Комиссаров, А. Аленичева, И. Хрипко
Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
© ATRIUM / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры


Реконструкция 3-го корпуса Московского Архитектурного Института
Московский Архитектурный Институт
А.Б. Некрасов, А.А. Цыбайкин, С.А. Белов


Областная гимназия им. Е.М. Примакова 
Студия 44

Н. Явейн, И. Кожин, И. Григорьев, К. Счастливцева, А. Андреевич, А. Патрикеев
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Вестибюль
© Студия 44


Дом в Николино
Match Architects
Анастасия Крусс


Хозблок
Архитектурное бюро ZUN

К.С. Керимов, Р.К. Керимов, А.К. Барабонина

Лицо советского авангарда. Леонидов
ГБУ «ГлавАПУ»

Д.В. Чумачков, И.В. Егоров, А.Г. Дедков, Е.Ю. Корниенко, А.В. Богодаева, Ю.С. Волкова, И.Ф. Коршаков, А.И. Гук, О.М. Чентемирова, Д.В. Марачев, А.М. Тимонов, А.В. Демидов
Смотр-конкурс «Золотое сечение» 2021
Фотография: Архи.ру


Комплекс (станция) временного пребывания, расположенная в экстремальных условиях
Ginzburg Architects, Dmitry Velikovsky Studio

А. Гинзбург, Д. Великовский, А. Молодкин, В. Атаманенко, А. Максимова, Т. Княжинская

Завод < КИБЕРСТАЛЬ > г. Первоуральск
Лаборатория арт&культпроектов  «Юданов и П» 

В. Юданов, А. Жданов, Г. Жирицкая 


 

Печатный труд

Серебро

Трехтомное издание «Московское метро. Сеть. Линии. Станции» 
А. Броновицкая, М. Крестмейн, А. Змеул, Л. Перский, Н. Мурадова

«Волхонка. Неторопливая прогулка»
Федерика Росси, Т. Дудина, Д. Швидковский


Печатный труд / дипломы («жемчуг»)

«Современный русский деревянный дом» (см. нашу рецензию)
Николай  Малинин

«Архитектор Григорий Бархин»
Татьяна Михайловна Бархина

«Москва RE: промышленная. Типология производственных территорий и лучшие практики редевелопмента»
 С.А. Георгиевский, О. Е. Грицан, С. А. Гужов, Н.Г. Тютчева, М. А. Хрусталева

«Инновационное проектирование. Творческий опыт архитектора»
Красников Михаил Андреевич

23 Апреля 2021

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.