Новый урбанизм, или возвращение традиционного города

Новый урбанизм – глобальная архитектурная идея последних 40 лет, наряду с экологической идеей. Этот обзор посвящен развитию Нового урбанизма в России и в мире.

Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

mainImg
Бум благоустройства по всему миру, а теперь и в российских городах, который привел к повторению, подобно мантре, выражений: пешеходная доступность, квартальная планировка, общественные первые этажи, смешанные функции, прогулочные зоны и велодорожки, дизайн-код, дворы без машин; бум устройства блага, который преобразил Москву и Петербург так, что они стали краше Парижа, – это на самом деле он и есть, Новый урбанизм. Но благоустроители об этом не знают или не любят вспоминать.

Итак, Новый урбанизм, который во многом представляет собой хорошо забытый старый город, родился в конце 1970-х как попытка излечить две болезни века. Первая болезнь – разраставшиеся американские пригороды: жилье вдоль дорог без магазинов и школ в пешеходной доступности: вторая – Лучезарный город Ле Корбюзье, воплощенный в микрорайонах панельной массовой застройки. К 1970-м кризис этих районов в США и Европе стал очевиден, панельные дома повсеместно стали разбирать (взрыв района Прютт-Айгоу в Сент-Луисе; разборка панельных домов в Германии, в Англии и т.д.). Сносили, где могли себе это позволить экономически. В России не могли, поэтому у нас эти дома стоят до сих пор, а теперь и воспроизводятся, но в три-четыре раза выше.

Идеологи. Документы. Памятники


Родители Нового урбанизма – американские градостроители, семейная пара Андре Дюани и Платэ Зиберк. В 1979 они спроектировали Сисайд во Флориде, затем Селебрейшн там же. В Селебрейшне, заказчиком которого был Уолт Дисней, здания проектировали как классики (Роберт Стерн), так и модернисты (Стивен Холл) и постмодернисты (Майкл Грейвз). То есть новые урбанисты предписывали определенную планировку, профиль улицы, благоустройство, экологические принципы, но стиль они не регламентировали. В 1991 году Дюани, Зиберк и еще несколько архитекторов зафиксировали свои взгляды в Ahwanee principles. Дюани и Зиберк спроектировали десятки городов и многие построили. В 2009 году они были удостоены Премии Ричарда Дрихауса (аналог Нобелевской в области традиционной архитектуры). Принципы звучат очень знакомо. Если коротко, это компактность города, пешеходная доступность, mixed use (принцип соединения в небольшом поселении многих функций в отличии от модернистского принципа зонирования, то есть деления районов на административные, жилые, культурные), наличие общественного пространства и озелененных и освещенных пешеходных и велосипедных дорожек и т.д. В конце несколько экологических «пунктов»: минимизация мусора, сбережение воды и проч. Само название «Новый урбанизм» закрепилось в 1993 году, когда был создан Конгресс нового урбанизма (CNU).

Еще один идеолог Нового урбанизма – принц Чарльз Уэльский. В 1984 году он сформулировал 10 принципов в книге « А Vision of Britain». Они примерно те же, что у Дюани и Зиберк, но с существенной разницей: стиль допустим только местный вернакуляр или классика.

Градостроитель и архитектор, который воплотил принципы Чарльза, так как они близки его собственной программе, – Леон Крие. В 1988 году он сделал проект города Паундбери, состоящего как бы из четырех деревень, каждая со своей рыночной площадью, а одна общая площадь с церковью и ратушей. В 1993 началось строительство. Сейчас город процветает, в 2025 году будет закончена четвертая очередь. Впечатления жителей Паундбери, стоимость домов и прочие подробности здесь . Крие построил множество традиционных городов, а свое видение темы изложил в книге «Архитектура. Выбор или судьба», изданной в 1996 году, а также в других книгах, лекциях и речах. Крие – исключительно яркий оратор!
  • zooming
    1 / 3
    Паундбери. площадь Королевы-Матери. Quinlan & Francis Terry Architects
    © Nick Carter
  • zooming
    2 / 3
    Паундбери. площадь Королевы-Матери. Quinlan & Francis Terry Architects
    © Nick Carter
  • zooming
    3 / 3
    Паундбери. площадь Королевы-Матери. Quinlan & Francis Terry Architects
    © Nick Carter

Франсуа Споэри построил Порт Гримо во Франции еще в конце 1960-х в стиле исторической средиземноморской архитектуры. Сегодня Порт Гримо называют французской Венецией и охраняют как памятник архитектуры.

Пьер Карло Бонтемпи построил Валь-д-Эроп под Парижем с овальной площадью Тосканы. На первый взгляд это привычный и любимый европейский город. Поначалу можно принять его за исторический, тем более что овальная площадь сходна с исторической площадью Амфитеатра в Лукке. А потом он постепенно до тебя доходит. Безошибочность рисунка, пропорций, материалов. Есть ощущение, что ничего нельзя изменить, не испортив. Бонтемпи вслушивается в старую архитектуру. И зрителя призывает вслушаться. Знает ее в буквальном смысле слова изнутри. Его бюро сидит в старой итальянской постройке, то есть архитекторам обеспечено ежедневное телесное переживание классического пространства. Но его собственная архитектура получается новая. Повтора нет. Подробнее здесь .
  • zooming
    1 / 5
    Площадь Тосканы в Валь-д-Эроп под Парижем. Арх. Пьер Карло Бонтемпи
    © Pier Carlo Bontempi
  • zooming
    2 / 5
    Площадь Тосканы в Валь-д-Эроп под Парижем. Арх. Пьер Карло Бонтемпи
    © Pier Carlo Bontempi
  • zooming
    3 / 5
    Площадь Тосканы в Валь-д-Эроп под Парижем. Арх. Пьер Карло Бонтемпи
    © Pier Carlo Bontempi
  • zooming
    4 / 5
    Площадь Тосканы в Валь-д-Эроп под Парижем. Арх. Пьер Карло Бонтемпи
    © Pier Carlo Bontempi
  • zooming
    5 / 5
    Площадь Тосканы в Валь-д-Эроп под Парижем. Арх. Пьер Карло Бонтемпи
    © Pier Carlo Bontempi

Во Франкфурте-на-Майне в 2018 году восстановили в довоенных формах центральный квартал Dom-Roemer.

Я привожу примеры традиционных городов навскидку, их десятки по всему миру. Красота и классическая структура традиционных городов сочетаются с новейшими технологиями. Образцово-показательный Паунбери напичкан всевозможными инновационными энергосберегающими штуками: электроавтобусы, завод по переработке сельхозпродукции в газ для отопления половины домов в городе, пассивные дома, сертифицированные по BREEAM. Плюс сами традиционные дома, которые в Паундбели сложены из кирпича и камня, живут триста лет и дольше, то есть по определению экологичны, ведь снос здания – самое вредное для природы.

Новые урбанисты в России


В 1990-х в постсоветской России все только начиналось, зато потом российские архитекторы подняли Новый урбанизм на новую высоту. Наши мастера не просто построили города, но решили художественные задачи серьезного масштаба, поскольку в местных условиях города неизбежно должны были стать плотнее и выше, но вирус Нового урбанизма именно благодаря их проектам распространился по России.

Михаил Филиппов почувствовал, куда движется город, еще в 1984 году, в своем пророческом проекте «Стиль 2001 года». В серии его акварелей панельный микрорайон постепенно превращался в традиционный русский европейский город (скорее, Москву, чем Санкт-Петербург). Позже он воплотил эту эстетику сначала в архитектурных ансамблях «Итальянского квартала» и «Маршала» в Москве, а потом в Горки-городе в Сочи.

Максим Атаянц вместе с девелопером-профессором Александром Долгиным впервые создали классические города в формате массового жилья, ставшие альтернативой корбюзианским микрорайонам (которые продолжают и сегодня расти в России в связи с реновацией и госпрограммой «Жилье и городская среда»). Атаянц спроектировал в Подмосковье десять разных классических городов (от 3 тыс. до 50 тыс. жителей) и пять из них построили. «Город набережных» был задуман в 2008, а начат в строительстве в 2010 году. В «Городе набережных» квартира 30 кв.м. на старте продаж стоила 1,8 млн.руб.- меньше, чем в панельном доме аналогичной локации. До сих пор этот рекорд не побит. Город с озером, каналом, набережными, бульваром, ротондой, пропилеями, акведуком, квартирами в мосту, застройкой от 3-х до 8-ми этажей, лепным декором и деревянными карнизами, дворами без машин, общественными первыми этажами – стал первым крупным поселением такого рода.
  • zooming
    1 / 8
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    2 / 8
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    3 / 8
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    4 / 8
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    5 / 8
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    6 / 8
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    7 / 8
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    8 / 8
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц

Почему реновация, которую сейчас затеяли в Москве и других российских городах, не идет по этому пути, лично для меня – загадка. Возвращаясь к Новому урбанизму, его принципы в Городе набережных, Опалихе-2 и Опалхе-3, Солнечной системе, Пятницких кварталах и т.д. присутствуют, но сверх этого там есть классические архитектурные ансамбли .
  • zooming
    1 / 5
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    2 / 5
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    3 / 5
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    4 / 5
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Паркинг. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    5 / 5
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Школа. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц

Михаил Филиппов и Максим Атаянц построили Горки-город в Сочи: Филиппов – нижнюю часть города на отметке 540 м,
  • zooming
    1 / 6
    Горки-город в Сочи на отметке 540 м. Арх. Михаил Филиппов
    © фото Лара Копылова
  • zooming
    2 / 6
    Горки-город в Сочи на отметке 540 м. Арх. Михаил Филиппов
    © фото Анатолий Белов
  • zooming
    3 / 6
    Горки-город в Сочи на отметке 540 м. Арх. Михаил Филиппов
    © фото Лара Копылова
  • zooming
    4 / 6
    Горки-город в Сочи на отметке 540 м. Арх. Михаил Филиппов
    © фото Лара Копылова
  • zooming
    5 / 6
    Горки-город в Сочи на отметке 540 м. Арх. Михаил Филиппов
    © фото Лара Копылова
  • zooming
    6 / 6
    Горки-город в Сочи на отметке 540 м. Арх. Михаил Филиппов
    © фото Лара Копылова

а Атаянц – верхнюю часть, соответственно, на отметке 960 м.
  • zooming
    1 / 4
    Горки-город в Сочи на отметке 960 м. Арх. Максим Атаянц
    © фото Лара Копылова
  • zooming
    2 / 4
    Горки-город в Сочи на отметке 960 м. Арх. Максим Атаянц
    © фото Лара Копылова
  • zooming
    3 / 4
    Горки-город в Сочи на отметке 960 м. Арх. Максим Атаянц
    © фото Лара Копылова
  • zooming
    4 / 4
    Горки-город в Сочи на отметке 960 м. Арх. Максим Атаянц
    © фото Лара Копылова

Он служил медиа-городом во время Олимпиады в Сочи в 2014 году, а затем стал популярнейшим горнолыжным и эко-курортом и местом круглогодичного проживания. Сейчас Горки-город процветает и является достопримечательностью нового Сочи.

Михаил Белов, хотя и в меньших масштабах, отдал дань идеям Нового урбанизма, построив под Москвой поселок «Монолит» с центральной площадью, школой и церковью, который активно развивается.

Илья Уткин построил в Москве квартал ЖК «Меценат», спроектировал квартал «Царев сад» (который частично реализуют по его проекту) и классические фасады для квартала на Софийской набережной напротив Кремля.

Недавно молодой архитектор Степан Липгарт построил в Петербурге ЖК «Ренессанс» – огромный квартал, по сути, целый город, в стиле романтического ленинградского ар-деко. Контраст с панельным окружением колоссальный.

Красота традиционного города – самоочевидная истина. Все эти архитекторы сознательно строят традиционный город, даже не особо оглядываясь на Новый урбанизм, сообразуясь с местным контекстом. И поскольку классическая культура в нашей стране всегда была сильна, у них получаются произведения масштабнее, глубже, пассионарнее, интереснее, чем у западных коллег.

Традиционный город просачивается через кварталы, благоустройство и материалы


Что касается кварталов, дворов без машин, общественных первых этажей и прочего благоустройства, то, примененные новыми урбанистами на Западе, а Филипповым и Атаянцем – в России в проектах 2000-х годов, с 2011 года они были подняты на знамя главой департамента культуры Москвы Сергеем Капковым, а затем и мэром Собяниным, при активном участии экспертов КБ «Стрелка». В этом же русле развил свою деятельность главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: некоторое время в ходу была идея кварталов, так назвали архитектурную биеннале, конкурсные проекты для московской реновации 2018 года также продвигали эту идею. По заказу корпорации Дом.РФ КБ «Стрелка» разработало «Принципы освоения территорий» в пяти книгах; провело международный архитектурный конкурс на три модели застройки: малоэтажную – для сельской местности, где рекомендованы дома со скатными крышами, среднеэтажную – кварталы не выше 6 этажей, и центральную – квартал разновысотных домов с башней-доминантой. Здесь уже продумано членение фасадов, расположение общественных площадей, палисадников, парковок. Вообще город в этих Принципах выглядит гуманно и достойно. Лишь одно «но» – неоклассика и нео-ар-деко опять сюда не попали.

А город без них не получается. Еще пример, когда без стиля Новый урбанизм не работает, – инноград Сколково. Его план из пяти деревень сделан AREP по правилам Нового урбанизма, а архитектура вся модернистская, и ничего общего с историческим городом или классическими домиками профессоров Гарварда там и близко нет.

Стратегия Сергея Чобана, изложенная в его совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил», ближе к сути традиционного города, потому что фасады в ней, наконец-то, стали предметом пристального рассмотрения. Сергей Чобан задался вопросом, почему люди не любят послевоенные брутальные модернистские здания и пришел к выводу, что артикуляция и деталировка фасадов – важнейшие параметры для города. Суть его стратегии в том, что скульптурные, иконические здания могут быть выполнены в любом стиле, главное, чтобы их количество не превышало в городе 30 процентов. А фоновые здания должны иметь деталированные поверхности, глубокую светотень, традиционную структуру с карнизами, чтобы глазу было за что зацепиться. Остальные принципы, изложенные в книге, близки Новому урбанизму. Сергей Чобан не сторонник ордерной архитектуры, ему ближе ар деко. В своих проектах, например таком масштабном, как ВТБ Арена парк, Сергей Чобан воплотил принципы, изложенные в книге. Совместно с автором-модернистом Владимиром Плоткиным они создали пример застройки с богато деталированными, благородно стареющими поверхностями, в то же время соответствующей масштабам широких транспортных потоков Ленинградского проспекта.

Благоустройство городов – это Новый урбанизм минус традиционная архитектура. Благоустройство приникло к земле и никак не поднимется до фасадов. Планировки городоа уже почти превратились в традиционные, но лицо улицы по-прежнему грубое, утилитарное. Повсюду строятся примитивные башни и коробки. Выражаясь словами Владимира Вейдле, может быть, эти утилитарные здания и не оскорбляют художественного вкуса, но это не значит, что они его питают.

В последнее время стали применять кирпич даже для башен реновации. Кирпич – долговечный материал, иногда рукотворный, создающий рисунок и рельеф на фасаде даже при самой примитивной кладке. То есть Новый урбанизм поднял голову от земли и карабкается вверх. Потихонечку, исподволь, с черного хода он начинает влиять и на фасады.

Проникает он и через фасадную структуру. Такие мастера, как Сергей Чобан, пробовали принципы исторической городской архитектуры применить к массовой модернистской застройке. В ЖК «Микрогород в лесу» 14-этажные дома представляют собой фронт из коротких, по 20-30 метров фасадов – разных по цвету и материалам, нарисованных разными архитекторами. Похожий метод применили архитекторы DNK ag в Рассвет LOFT Studio – несколько историчсеких домов со скатными крышами в рамках одного кирпично-лофтового фасада. В проекте для конкурса Дом.рф этот прием тоже часто встречается. Архбюро Citizen Studio победили на 1-й Молодежной Биеннале в Казани с идеальным кварталом, применив тот же исторический принцип чередования разных фасадов внутри фасадного фронта длиной 250 м (типа кварталов Кутузовского проспекта, но без ордера). Как видим, прием, который Квинлан Терри применил в лондонском Риверсайд в 2003 году, а Филиппов – в Итальянском квартале в 2003-м, проник и в модернизм. Структура, вдохновившая архитекторов, – исторический город.

Итак, планировка, профиль улицы, благоустройство, кирпичные поверхности уже есть; историческая структура фасада потихоньку просачивается, осталось добавить ордер или хотя бы антропоморфность, для того чтобы город был гуманным на уровне пешехода и чуть выше.
Конечно, идеалом города является Каменноостровский проспект в Петербурге, но интересны и крупные ансамбли советской неоклассики, которая явно не исчерпала свой потенциал. Они в ландшафте города и природы смотрятся очень романтично. Причем мастера 1930-1950-х умели работать с композицией высотного дома, они как бы строили город из нескольких регистров. То есть традиционные здания на уровне пяти-шести этажей – это регистр, воспринимаемый человеком, а выше могут быть и более утилитарные этажи, но они должны быть отодвинуты вглубь от красной линии, не нависать и не давить. Не то чтобы я такой двухрегистровый город считала идеальным. Но когда я говорю про Каменноостровский проспект в Санкт-Петербурге, мне начинают рассказывать про экономику. Ну вот, если очень нужно строить высоко, то есть двухрегистровая система. В сравнении с монстрами сегодняшнего массового строительства это выход.

Красота традиционного города – самоочевидная истина. Люди, которые могут спроектировать традиционный город, в России есть, примеры построенных городов тоже есть. Осталось разработать книги образцовых строений, вроде тех, что были созданы при Екатерине II, Александре I и Николае I, или вроде типовых проектов 1950-х (эти районы до сих пор любимы горожанами). Из которых было бы понятно, как должны выглядеть улицы, площади, дома. Обучить молодых архитекторов в регионах. Если бы в национальном проекте «Жилье и городская среда», по которому планируют построить 600 000 000 м2, хотя бы половина проектов имела отношение к традиционному городу, государственные средства были бы потрачены не зря, а от нашей эпохи потомкам достались бы не одноразовые дома, через 30 лет требующие сноса, а памятники градостроительства.

17 Декабря 2020

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Феликс Новиков: «Где-то я прочел про себя, что я литературоцентричен....
Вчера Феликс Новиков отпраздновал 94 день рождения. Присоединяемся к поздравлениям и публикуем подборку «Итогов» – отчасти авторское резюме своих работ, отчасти воспоминаний о сотрудничестве с издательствами. Рассказ включает список проектов построек, составлен в первой половине 2021 года, и предваряется небольшим вступительным интервью.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Постсоветская традиционная архитектура. Генезис
Начинаю публиковать книгу «Неоклассическая архитектура России конца ХХ – начала XXI века». Более тридцати постсоветских лет в России существует новая классическая архитектура, стилистически и мировоззренчески оформленная, хотя и не являющаяся движением. Хотя традиционная архитектура исчезла после Второй мировой войны из образования, в последние десятилетия она актуализирована вызовами XXI века, к которым относятся: кризис города и экологии; отношения человека и техники как сверхсилы, не обладающей сверхразумом; растворение профессии архитектора в смежных специальностях. Введение посвящено генезису современной ситуации в ХХ веке.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Архитектурная лаборатория
Архитектурное бюро «А.Лен» разработало и запатентовало программу «Идеальные квартиры», которая позволяет строить дома без плохих планировок. Рассказываем, как программа появилась, что из себя представляет, кому и чем она полезна.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Технологии и материалы
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Сейчас на главной
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Шкала времени Кумертау
Проект-победитель конкурса Малых городов: с помощью малых форм архитекторы рассказывают историю возникшего на буроугольном разрезе поселения, активируют центральную улицу и готовят почву для насыщенной социальной жизни.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Кочевники и пряности
Два проекта павильона ресторана катарской кухни, который мог появиться в Экспофоруме: не отработанный в Петербурге формат временной архитектуры, способный пропустить в город более смелые решения.
Магистры ЯГТУ 2021: «Тени забытых предков»
Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Дерево с удостоверением
Объявлены финалисты премии за постройки из сертифицированной древесины WAF 2021. Среди них: самое крупное CLT-здание в США, микро-библиотека в Индонезии, офисный комплекс в Сиднее и киоск в Гонконге.
Химические реакции
Проект-победитель конкурса Малых городов раскрывает многогранность Щекино: в нем нашлось место Анне Карениной и Игорю Талькову, космонавтам и шахтерам, равно как и богатой природе тульского края, безбарьерной среде и разным видам досуга.
Диалектический манифест
Высотный ЖК MOD, строительство которого начато в Марьиной роще рядом с территорией, на которой запланирована штаб-квартира РЖД, откликается на «центральный» контекст будущего городского окружения и в то же время позиционируется авторами как «манифест модернистских минималистичных принципов в архитектуре».
Мечта Азимова
Проект DNK ag победил в конкурсе на АГО Национального центра физики и математики в Сарове, проведенного корпорацией Росатом совместно с МГУ, РАН и Курчатовским институтом.
Ре-Школа 2021: Соловки
Третий учебный год Ре-Школа посвятила Соловецкому архипелагу и подготовке жизнеспособной концепции сохранения трех объектов на Банном озере. Об эмоциональных и по-настоящему научных открытиях, которые состоялись за два семестра, рассказывает руководитель школы Наринэ Тютчева.
Околоземное пространство
Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.