Новый урбанизм, или возвращение традиционного города

Новый урбанизм – глобальная архитектурная идея последних 40 лет, наряду с экологической идеей. Этот обзор посвящен развитию Нового урбанизма в России и в мире.

author pht

Автор текста:
Лара Копылова

mainImg
Бум благоустройства по всему миру, а теперь и в российских городах, который привел к повторению, подобно мантре, выражений: пешеходная доступность, квартальная планировка, общественные первые этажи, смешанные функции, прогулочные зоны и велодорожки, дизайн-код, дворы без машин; бум устройства блага, который преобразил Москву и Петербург так, что они стали краше Парижа, – это на самом деле он и есть, Новый урбанизм. Но благоустроители об этом не знают или не любят вспоминать.

Итак, Новый урбанизм, который во многом представляет собой хорошо забытый старый город, родился в конце 1970-х как попытка излечить две болезни века. Первая болезнь – разраставшиеся американские пригороды: жилье вдоль дорог без магазинов и школ в пешеходной доступности: вторая – Лучезарный город Ле Корбюзье, воплощенный в микрорайонах панельной массовой застройки. К 1970-м кризис этих районов в США и Европе стал очевиден, панельные дома повсеместно стали разбирать (взрыв района Прютт-Айгоу в Сент-Луисе; разборка панельных домов в Германии, в Англии и т.д.). Сносили, где могли себе это позволить экономически. В России не могли, поэтому у нас эти дома стоят до сих пор, а теперь и воспроизводятся, но в три-четыре раза выше.

Идеологи. Документы. Памятники


Родители Нового урбанизма – американские градостроители, семейная пара Андре Дюани и Платэ Зиберк. В 1979 они спроектировали Сисайд во Флориде, затем Селебрейшн там же. В Селебрейшне, заказчиком которого был Уолт Дисней, здания проектировали как классики (Роберт Стерн), так и модернисты (Стивен Холл) и постмодернисты (Майкл Грейвз). То есть новые урбанисты предписывали определенную планировку, профиль улицы, благоустройство, экологические принципы, но стиль они не регламентировали. В 1991 году Дюани, Зиберк и еще несколько архитекторов зафиксировали свои взгляды в Ahwanee principles. Дюани и Зиберк спроектировали десятки городов и многие построили. В 2009 году они были удостоены Премии Ричарда Дрихауса (аналог Нобелевской в области традиционной архитектуры). Принципы звучат очень знакомо. Если коротко, это компактность города, пешеходная доступность, mixed use (принцип соединения в небольшом поселении многих функций в отличии от модернистского принципа зонирования, то есть деления районов на административные, жилые, культурные), наличие общественного пространства и озелененных и освещенных пешеходных и велосипедных дорожек и т.д. В конце несколько экологических «пунктов»: минимизация мусора, сбережение воды и проч. Само название «Новый урбанизм» закрепилось в 1993 году, когда был создан Конгресс нового урбанизма (CNU).

Еще один идеолог Нового урбанизма – принц Чарльз Уэльский. В 1984 году он сформулировал 10 принципов в книге « А Vision of Britain». Они примерно те же, что у Дюани и Зиберк, но с существенной разницей: стиль допустим только местный вернакуляр или классика.

Градостроитель и архитектор, который воплотил принципы Чарльза, так как они близки его собственной программе, – Леон Крие. В 1988 году он сделал проект города Паундбери, состоящего как бы из четырех деревень, каждая со своей рыночной площадью, а одна общая площадь с церковью и ратушей. В 1993 началось строительство. Сейчас город процветает, в 2025 году будет закончена четвертая очередь. Впечатления жителей Паундбери, стоимость домов и прочие подробности здесь . Крие построил множество традиционных городов, а свое видение темы изложил в книге «Архитектура. Выбор или судьба», изданной в 1996 году, а также в других книгах, лекциях и речах. Крие – исключительно яркий оратор!
  • zooming
    1 / 3
    Паундбери. площадь Королевы-Матери. Quinlan & Francis Terry Architects
    © Nick Carter
  • zooming
    2 / 3
    Паундбери. площадь Королевы-Матери. Quinlan & Francis Terry Architects
    © Nick Carter
  • zooming
    3 / 3
    Паундбери. площадь Королевы-Матери. Quinlan & Francis Terry Architects
    © Nick Carter

Франсуа Споэри построил Порт Гримо во Франции еще в конце 1960-х в стиле исторической средиземноморской архитектуры. Сегодня Порт Гримо называют французской Венецией и охраняют как памятник архитектуры.

Пьер Карло Бонтемпи построил Валь-д-Эроп под Парижем с овальной площадью Тосканы. На первый взгляд это привычный и любимый европейский город. Поначалу можно принять его за исторический, тем более что овальная площадь сходна с исторической площадью Амфитеатра в Лукке. А потом он постепенно до тебя доходит. Безошибочность рисунка, пропорций, материалов. Есть ощущение, что ничего нельзя изменить, не испортив. Бонтемпи вслушивается в старую архитектуру. И зрителя призывает вслушаться. Знает ее в буквальном смысле слова изнутри. Его бюро сидит в старой итальянской постройке, то есть архитекторам обеспечено ежедневное телесное переживание классического пространства. Но его собственная архитектура получается новая. Повтора нет. Подробнее здесь .
  • zooming
    1 / 5
    Площадь Тосканы в Валь-д-Эроп под Парижем. Арх. Пьер Карло Бонтемпи
    © Pier Carlo Bontempi
  • zooming
    2 / 5
    Площадь Тосканы в Валь-д-Эроп под Парижем. Арх. Пьер Карло Бонтемпи
    © Pier Carlo Bontempi
  • zooming
    3 / 5
    Площадь Тосканы в Валь-д-Эроп под Парижем. Арх. Пьер Карло Бонтемпи
    © Pier Carlo Bontempi
  • zooming
    4 / 5
    Площадь Тосканы в Валь-д-Эроп под Парижем. Арх. Пьер Карло Бонтемпи
    © Pier Carlo Bontempi
  • zooming
    5 / 5
    Площадь Тосканы в Валь-д-Эроп под Парижем. Арх. Пьер Карло Бонтемпи
    © Pier Carlo Bontempi

Во Франкфурте-на-Майне в 2018 году восстановили в довоенных формах центральный квартал Dom-Roemer.

Я привожу примеры традиционных городов навскидку, их десятки по всему миру. Красота и классическая структура традиционных городов сочетаются с новейшими технологиями. Образцово-показательный Паунбери напичкан всевозможными инновационными энергосберегающими штуками: электроавтобусы, завод по переработке сельхозпродукции в газ для отопления половины домов в городе, пассивные дома, сертифицированные по BREEAM. Плюс сами традиционные дома, которые в Паундбели сложены из кирпича и камня, живут триста лет и дольше, то есть по определению экологичны, ведь снос здания – самое вредное для природы.

Новые урбанисты в России


В 1990-х в постсоветской России все только начиналось, зато потом российские архитекторы подняли Новый урбанизм на новую высоту. Наши мастера не просто построили города, но решили художественные задачи серьезного масштаба, поскольку в местных условиях города неизбежно должны были стать плотнее и выше, но вирус Нового урбанизма именно благодаря их проектам распространился по России.

Михаил Филиппов почувствовал, куда движется город, еще в 1984 году, в своем пророческом проекте «Стиль 2001 года». В серии его акварелей панельный микрорайон постепенно превращался в традиционный русский европейский город (скорее, Москву, чем Санкт-Петербург). Позже он воплотил эту эстетику сначала в архитектурных ансамблях «Итальянского квартала» и «Маршала» в Москве, а потом в Горки-городе в Сочи.

Максим Атаянц вместе с девелопером-профессором Александром Долгиным впервые создали классические города в формате массового жилья, ставшие альтернативой корбюзианским микрорайонам (которые продолжают и сегодня расти в России в связи с реновацией и госпрограммой «Жилье и городская среда»). Атаянц спроектировал в Подмосковье десять разных классических городов (от 3 тыс. до 50 тыс. жителей) и пять из них построили. «Город набережных» был задуман в 2008, а начат в строительстве в 2010 году. В «Городе набережных» квартира 30 кв.м. на старте продаж стоила 1,8 млн.руб.- меньше, чем в панельном доме аналогичной локации. До сих пор этот рекорд не побит. Город с озером, каналом, набережными, бульваром, ротондой, пропилеями, акведуком, квартирами в мосту, застройкой от 3-х до 8-ми этажей, лепным декором и деревянными карнизами, дворами без машин, общественными первыми этажами – стал первым крупным поселением такого рода.
  • zooming
    1 / 8
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    2 / 8
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    3 / 8
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    4 / 8
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    5 / 8
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    6 / 8
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    7 / 8
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    8 / 8
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц

Почему реновация, которую сейчас затеяли в Москве и других российских городах, не идет по этому пути, лично для меня – загадка. Возвращаясь к Новому урбанизму, его принципы в Городе набережных, Опалихе-2 и Опалхе-3, Солнечной системе, Пятницких кварталах и т.д. присутствуют, но сверх этого там есть классические архитектурные ансамбли .
  • zooming
    1 / 5
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    2 / 5
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    3 / 5
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    4 / 5
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Паркинг. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц
  • zooming
    5 / 5
    ЖК «Город набережных» под Москвой. Школа. Арх. Максим Атаянц
    © Максим Атаянц

Михаил Филиппов и Максим Атаянц построили Горки-город в Сочи: Филиппов – нижнюю часть города на отметке 540 м,
  • zooming
    1 / 6
    Горки-город в Сочи на отметке 540 м. Арх. Михаил Филиппов
    © фото Лара Копылова
  • zooming
    2 / 6
    Горки-город в Сочи на отметке 540 м. Арх. Михаил Филиппов
    © фото Анатолий Белов
  • zooming
    3 / 6
    Горки-город в Сочи на отметке 540 м. Арх. Михаил Филиппов
    © фото Лара Копылова
  • zooming
    4 / 6
    Горки-город в Сочи на отметке 540 м. Арх. Михаил Филиппов
    © фото Лара Копылова
  • zooming
    5 / 6
    Горки-город в Сочи на отметке 540 м. Арх. Михаил Филиппов
    © фото Лара Копылова
  • zooming
    6 / 6
    Горки-город в Сочи на отметке 540 м. Арх. Михаил Филиппов
    © фото Лара Копылова

а Атаянц – верхнюю часть, соответственно, на отметке 960 м.
  • zooming
    1 / 4
    Горки-город в Сочи на отметке 960 м. Арх. Максим Атаянц
    © фото Лара Копылова
  • zooming
    2 / 4
    Горки-город в Сочи на отметке 960 м. Арх. Максим Атаянц
    © фото Лара Копылова
  • zooming
    3 / 4
    Горки-город в Сочи на отметке 960 м. Арх. Максим Атаянц
    © фото Лара Копылова
  • zooming
    4 / 4
    Горки-город в Сочи на отметке 960 м. Арх. Максим Атаянц
    © фото Лара Копылова

Он служил медиа-городом во время Олимпиады в Сочи в 2014 году, а затем стал популярнейшим горнолыжным и эко-курортом и местом круглогодичного проживания. Сейчас Горки-город процветает и является достопримечательностью нового Сочи.

Михаил Белов, хотя и в меньших масштабах, отдал дань идеям Нового урбанизма, построив под Москвой поселок «Монолит» с центральной площадью, школой и церковью, который активно развивается.

Илья Уткин построил в Москве квартал ЖК «Меценат», спроектировал квартал «Царев сад» (который частично реализуют по его проекту) и классические фасады для квартала на Софийской набережной напротив Кремля.

Недавно молодой архитектор Степан Липгарт построил в Петербурге ЖК «Ренессанс» – огромный квартал, по сути, целый город, в стиле романтического ленинградского ар-деко. Контраст с панельным окружением колоссальный.

Красота традиционного города – самоочевидная истина. Все эти архитекторы сознательно строят традиционный город, даже не особо оглядываясь на Новый урбанизм, сообразуясь с местным контекстом. И поскольку классическая культура в нашей стране всегда была сильна, у них получаются произведения масштабнее, глубже, пассионарнее, интереснее, чем у западных коллег.

Традиционный город просачивается через кварталы, благоустройство и материалы


Что касается кварталов, дворов без машин, общественных первых этажей и прочего благоустройства, то, примененные новыми урбанистами на Западе, а Филипповым и Атаянцем – в России в проектах 2000-х годов, с 2011 года они были подняты на знамя главой департамента культуры Москвы Сергеем Капковым, а затем и мэром Собяниным, при активном участии экспертов КБ «Стрелка». В этом же русле развил свою деятельность главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: некоторое время в ходу была идея кварталов, так назвали архитектурную биеннале, конкурсные проекты для московской реновации 2018 года также продвигали эту идею. По заказу корпорации Дом.РФ КБ «Стрелка» разработало «Принципы освоения территорий» в пяти книгах; провело международный архитектурный конкурс на три модели застройки: малоэтажную – для сельской местности, где рекомендованы дома со скатными крышами, среднеэтажную – кварталы не выше 6 этажей, и центральную – квартал разновысотных домов с башней-доминантой. Здесь уже продумано членение фасадов, расположение общественных площадей, палисадников, парковок. Вообще город в этих Принципах выглядит гуманно и достойно. Лишь одно «но» – неоклассика и нео-ар-деко опять сюда не попали.

А город без них не получается. Еще пример, когда без стиля Новый урбанизм не работает, – инноград Сколково. Его план из пяти деревень сделан AREP по правилам Нового урбанизма, а архитектура вся модернистская, и ничего общего с историческим городом или классическими домиками профессоров Гарварда там и близко нет.

Стратегия Сергея Чобана, изложенная в его совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил», ближе к сути традиционного города, потому что фасады в ней, наконец-то, стали предметом пристального рассмотрения. Сергей Чобан задался вопросом, почему люди не любят послевоенные брутальные модернистские здания и пришел к выводу, что артикуляция и деталировка фасадов – важнейшие параметры для города. Суть его стратегии в том, что скульптурные, иконические здания могут быть выполнены в любом стиле, главное, чтобы их количество не превышало в городе 30 процентов. А фоновые здания должны иметь деталированные поверхности, глубокую светотень, традиционную структуру с карнизами, чтобы глазу было за что зацепиться. Остальные принципы, изложенные в книге, близки Новому урбанизму. Сергей Чобан не сторонник ордерной архитектуры, ему ближе ар деко. В своих проектах, например таком масштабном, как ВТБ Арена парк, Сергей Чобан воплотил принципы, изложенные в книге. Совместно с автором-модернистом Владимиром Плоткиным они создали пример застройки с богато деталированными, благородно стареющими поверхностями, в то же время соответствующей масштабам широких транспортных потоков Ленинградского проспекта.

Благоустройство городов – это Новый урбанизм минус традиционная архитектура. Благоустройство приникло к земле и никак не поднимется до фасадов. Планировки городоа уже почти превратились в традиционные, но лицо улицы по-прежнему грубое, утилитарное. Повсюду строятся примитивные башни и коробки. Выражаясь словами Владимира Вейдле, может быть, эти утилитарные здания и не оскорбляют художественного вкуса, но это не значит, что они его питают.

В последнее время стали применять кирпич даже для башен реновации. Кирпич – долговечный материал, иногда рукотворный, создающий рисунок и рельеф на фасаде даже при самой примитивной кладке. То есть Новый урбанизм поднял голову от земли и карабкается вверх. Потихонечку, исподволь, с черного хода он начинает влиять и на фасады.

Проникает он и через фасадную структуру. Такие мастера, как Сергей Чобан, пробовали принципы исторической городской архитектуры применить к массовой модернистской застройке. В ЖК «Микрогород в лесу» 14-этажные дома представляют собой фронт из коротких, по 20-30 метров фасадов – разных по цвету и материалам, нарисованных разными архитекторами. Похожий метод применили архитекторы DNK ag в Рассвет LOFT Studio – несколько историчсеких домов со скатными крышами в рамках одного кирпично-лофтового фасада. В проекте для конкурса Дом.рф этот прием тоже часто встречается. Архбюро Citizen Studio победили на 1-й Молодежной Биеннале в Казани с идеальным кварталом, применив тот же исторический принцип чередования разных фасадов внутри фасадного фронта длиной 250 м (типа кварталов Кутузовского проспекта, но без ордера). Как видим, прием, который Квинлан Терри применил в лондонском Риверсайд в 2003 году, а Филиппов – в Итальянском квартале в 2003-м, проник и в модернизм. Структура, вдохновившая архитекторов, – исторический город.

Итак, планировка, профиль улицы, благоустройство, кирпичные поверхности уже есть; историческая структура фасада потихоньку просачивается, осталось добавить ордер или хотя бы антропоморфность, для того чтобы город был гуманным на уровне пешехода и чуть выше.
Конечно, идеалом города является Каменноостровский проспект в Петербурге, но интересны и крупные ансамбли советской неоклассики, которая явно не исчерпала свой потенциал. Они в ландшафте города и природы смотрятся очень романтично. Причем мастера 1930-1950-х умели работать с композицией высотного дома, они как бы строили город из нескольких регистров. То есть традиционные здания на уровне пяти-шести этажей – это регистр, воспринимаемый человеком, а выше могут быть и более утилитарные этажи, но они должны быть отодвинуты вглубь от красной линии, не нависать и не давить. Не то чтобы я такой двухрегистровый город считала идеальным. Но когда я говорю про Каменноостровский проспект в Санкт-Петербурге, мне начинают рассказывать про экономику. Ну вот, если очень нужно строить высоко, то есть двухрегистровая система. В сравнении с монстрами сегодняшнего массового строительства это выход.

Красота традиционного города – самоочевидная истина. Люди, которые могут спроектировать традиционный город, в России есть, примеры построенных городов тоже есть. Осталось разработать книги образцовых строений, вроде тех, что были созданы при Екатерине II, Александре I и Николае I, или вроде типовых проектов 1950-х (эти районы до сих пор любимы горожанами). Из которых было бы понятно, как должны выглядеть улицы, площади, дома. Обучить молодых архитекторов в регионах. Если бы в национальном проекте «Жилье и городская среда», по которому планируют построить 600 000 000 м2, хотя бы половина проектов имела отношение к традиционному городу, государственные средства были бы потрачены не зря, а от нашей эпохи потомкам достались бы не одноразовые дома, через 30 лет требующие сноса, а памятники градостроительства.

17 Декабря 2020

author pht

Автор текста:

Лара Копылова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Светлые грани у подножия Монблана
Бюджетный, влагостойкий и удобный облицовочный материал – цементные плиты КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® – стал основой для создания узнаваемого образа центра водных видов спорта в курортном альпийском Салланше.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Сейчас на главной
Традиции энергетики
В Порсгрунне на юге Норвегии по проекту архитекторов Snøhetta построено четвертое здание из их ресурсоэффективной серии Powerhouse: как и три предыдущих, оно произведет за время эксплуатации (минимум 60 лет) больше энергии, чем потратит, включая периоды строительства и демонтажа и даже процесс производства стройматериалов.
Подвижность модульного
В ЖК Discovery ADM architects предложили современную версию структурализма: форма основана на модульных ячейках, которые, плавно выдвигаясь и углубляясь, придают контурам объемов сдержанную гибкость, «дифференцированную» поэлементно. Пластично-ступенчатые фасады «прошиты» золотистыми нитями – они объединяют объемы, подчеркивая рельефность решения.
Наследники трамвая
Офисный комплекс Five в пражском районе Смихов «вырастает» из исторического здания трамвайного депо. Авторы проекта – бюро Qarta Architektura.
Бинокль архитектора
Новый собственный дом Тотана Кузембаева – удивительный деревянный катамаран, врытый в склон под углом, обратным перепаду рельефа. Сама двухчастная структура дома была выбрана ради лучшей звукоизоляции, столь необычная посадка на участке – ради лучшего вида, ну а выбор дерева как ключевого материала постройки, конечно, никого не удивил.
Забег по петле
Образовательный центр и информационный павильон нового района в окрестностях Чэнду связаны красной лентой – эксплуатируемой кровлей с беговой дорожкой по проекту Powerhouse Company.
СПбГАСУ 2020: Архитектурный факультет
Лучшие работы архитектурного факультета СПбГАСУ, созданные под руководством Владимира Линова, Владлена Лявданского и Наталии Новоходской в 2020 году: деревянный жилой комплекс, оздоровительный центр в горах, еще одна история для Кенигсберга и преображение бывшего детского лагеря.
Жизнь на биеннале
Скандинавский павильон на ближайшей венецианской биеннале превратится в экспериментальное жилье-кохаузинг по замыслу норвежских архитекторов Helen & Hard при участии восьми жильцов из их «коммунального» дома в Ставангере.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Металлическая «улыбка»
В жилом комплексе The Smile по проекту BIG на Манхэттене 20% квартир рассчитаны на малообеспеченных жильцов, а еще 10% горожане со средним доходом могут снять по сниженной стоимости.
Кирпичный узор
Многофункциональный комплекс Theodora House на месте бывшего пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене: в историческом складе архитекторы Adept устроили офисы и пристроили к нему жилые корпуса, восстановив планировку начала XX века.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Зеленые ступени наверх
В 400-метровых парных башнях для нового бизнес-комплекса на юге Китая Zaha Hadid Architects предусмотрели террасные сады, связывающие небоскреб с окружением.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Как на праздник, часть II
В продолжении подборки современных офисных интерьеров: висячие и вертикальные сады, живой уголок, капсулы для сна и офис-трансформер.
Истина в Зодчестве
Алексей Комов выбран куратором следующего фестиваля «Зодчество». Тема – «Истина». Рассматриваем выдержки из тезисов программы.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Умерла Зоя Харитонова
Соавтор Алексея Гутнова, одна из тех архитекторов, кто стоял у истоков группы НЭР. Среди ее работ – многофункциональный жилой район в Сокольниках и превращение Старого Арбата в пешеходную улицу.
Умер Виктор Логвинов
Архитектор и юрист, увлеченный «зеленой архитектурой» и отдавший больше 30 лет защите корпоративных прав архитектурного сообщеcтва в рамках своей деятельности в Союзе архитекторов. Один из авторов закона «Об архитектурной деятельности».
Походные условия
Конгресс-центр Китайского предпринимательского форума в Ябули на северо-востоке КНР по проекту пекинского бюро MAD вдохновлен образами туристической палатки и доверительной беседы бизнесменов у костра.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
Как на праздник, часть I
В первой подборке офисных интерьеров, отвечающих современному трудовому процессу – wi-fi и камины, переговорные и игровые, эффектность и функциональность.
Динамика проспекта
На Ленинградском проспекте недалеко от метро Сокол завершено строительство БЦ класса А Alcon II. ADM architects решили главный фасад как три объемные ленты: напряженный трафик проспекта как будто «всколыхнул» материю этажей крупными волнами.
Кирпич и золото
Новый кинотеатр в Каоре на юге Франции по проекту бюро Антонио Вирга восстановил историческую структуру городской площади, где при этом был создан зеленый «оазис».
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Каменные профили
В Цюрихе завершено строительство нового корпуса Кунстхауса, крупнейшего художественного музея Швейцарии. Авторы проекта – берлинский филиал бюро Дэвида Чипперфильда.
Пароход у причала
Апарт-отель, похожий на корабль с широкими палубами, спроектирован для участка на берегу Химкинского водохранилища в Южном Тушино. Дом-пароход, ориентированный на воду и Северный речной вокзал, словно «готовится выйти в плавание».
Не кровля, а швейцарский нож
Ландшафтное бюро Landprocess из Бангкока превратило крышу одного из старейших университетов Таиланда в городской огород, совмещенный с общественным пространством и резервуарами для хранения дождевой воды.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.