Блоги: 2–8 ноября

Зачем «Городским проектам» филиалы в регионах, как отреагировали блоги на статью Григория Ревзина в защиту проекта Максима Атаянца, и почему из Москвы не удалось сделать новую архитектурную столицу мира – в свежем обзоре блогосферы.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

08 Ноября 2013
mainImg
Популярный в сети проект столичных городских активистов – Максима Каца и Ильи Варламова – со страниц блогов собирается выходить в оффлайн и менять масштаб. «Городские проекты» хотят расширяться в регионы, набрать больше народу и найти спонсора. Максим Кац пишет, что «организация, поднимающая на повестку дня и толкающая разные вопросы, в которой работает 3 человека и которая еле-еле может позволить себе несколько консультаций в месяц у серьезных экспертов» едва ли эффективна. Пока знания в сфере урбанизма не распространяются на большинство чиновников, а решения принимаются ими на основе житейской мудрости и обывательского взгляда, по существу городскую среду улучшить не получится, уверен блогер. Поэтому «Проекты» решили открыть свои офисы в центрах крупных городов, где можно будет купить соответствующие книги и послушать лекции. Но большая организация требует и значительных финансов: в качестве источников Кац рассматривает политические партии, меценатов, коммерческую деятельность и гранты. В свою очередь блогеры, признали первый вариант наиболее реалистичным, не исключая, что «Проекты» вскоре могут стать приложением к «Единой России» или, например, «Партии зеленых».

Впрочем, все это не приостановило обычную агитационную работу Варламова и Каца за пешеходизацию столицы. Очередной пост в их блоге – опять про трамвай, по мнению авторов, самый перспективный вид ОТ. В Санкт-Петербурге, про который пишут блогеры, этот транспорт появился еще в 1860-е в виде «конки», и с тех пор доказал и свою всепроходимость – рельсы для «ледового трамвая» прокладывали даже по замёрзшей Неве – и необыкновенную популярность у горожан.
zooming
Петербургский трамвай. Фото: city4people.ru

В блоге Варламова, тем временем, развернулись новые обсуждения: оценивают конкурсные проекты нового ТРЦ рядом с измайловским «Кремлем» и ценность т.н. «памятников истории». Вот сам автор блога уверен, что если памятник не представляет архитектурной ценности и если это «обычный деревянный барак», вроде снесенной Дачи Муромцева, сохранять его на основании, что кто-то из великих там бывал, бессмысленно. Варламову, правда, напомнили, что по закону памятники истории подлежат охране в точности так же, как и памятники архитектуры. Ну а вчера блогер вернулся к излюбленному жанру фотопрогулки и опубликовал свои впечатления от новой пешеходной зоны от метро «Новокузнецкая» до Третьяковской галереи.

Тем не менее, темой месяца все-таки остается питерский конкурс на «судебный квартал» и неожиданная победа в нем неоклассики над современностью. Если на прошлой неделе обсуждали сам проект Максима Аатаянца, то сейчас обсуждают уже Григория Ревзина, написавшего в защиту победителя статью в «Коммерсанте». «Ревзин вернулся в архитектурную критику. Не могу сказать, чтоб так уж триумфально. Сделать статью на бесконечном повторении «архитекторы козлы» все-таки трудновато даже для такого спеца», – пишет, к примеру, в Фейсбуке Елена Гонсалес. Впрочем, сам проект Атаянца архитектурному критику тоже нравится, «планировочно он мне показался самым гуманным». А вот полемику на эту тему Григория Ревзина и Дмитрия Хмельницкого Елена Гонсалес считает пустой: «Оба говорят об одном – о неоригинальной архитектуре. Только стрелы Ревзина направлены против «модных российских мастеров, гордо перепирающих мотивы западных архитектурных журналов на язык родных осин», а Хмельницкого – против имитации классики. Обсуждается, какая имитация лучше. То есть, это полнейший тупик критической мысли».

Более сурово по отношению к Григорию Ревзину настроена питерский критик Мария Элькина, считающая абсолютно все представленные на конкурс проекты плохими, потому что строить тут априори ничего нельзя. «Подумала и решила расценивать это как хамство», – замечает журналист по поводу статьи в «Коммерсанте», а слова Ревзина в поддержку Атаянца Мария Элькина расценивает как «желание поучаствовать в интриге». Впрочем, к защите победителя, в свою очередь, подключился питерский исследователь Вадим Басс, по словам которого, этот проект –  «изощренное упражнение в истории классической архитектуры, выполненное человеком, который блестяще ее знает». А развернувшаяся на этот счет полемика, считает Басс, проистекает оттого, что ансамбль Атаняца, выполненный в духе 2000-х, имитирует историю, и судящие его критики «подходят с мерками классицистического ансамбля, и ждут «цельности», «симметрии», «стилевого единства»».

Снисходительно по отношению к своим коллегам-современникам в недавнем эссе был настроен и Михаил Белов, по мнению которого, сделать Москву новой «архитектурной столицей мира» за последнее двадцатилетие они не то, чтоб не сумели, а не смогли в принципе. «Зодчие только по старому названию «главные строители», а по факту – «пятое колесо в телеге»», – пишет Белов; они, как и полвека назад, подчиняются строителям и разного рода «мастерам архитектуры» от начальников и чиновников. «Так вот, если присмотреться внимательнее, то за последние двадцать лет русские архитекторы не фиаско потерпели, а победили, так как выжили», – заключает Белов.

А блог Сергея Эстрина как всегда оптимистичен: архитектор на этот раз делится опытом  «экспресс-дизайна», преобразившего новый офис мастерской при помощи галереи архитектурных эскизов. «Закрученные колоннады выдуманных соборов, чуднее монстры вместе с набросками городов, которых нет, создают атмосферу творческую, не сбивая с делового настроя», – замечает автор. Впрочем, и дома у Сергея Эстрина имеется похожая экспозиция, которую архитектор меняет в зависимости от настроения.
 

08 Ноября 2013

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.