RSS
Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга

Топология непрерывности: проект-победитель конкурса на концепцию развития исторического центра Калининграда

/ Topology of continuity: the winning project of the contest for the best concept of developing Kaliningrad′s city center.

информация:

Никита Явейн

Никита Явейн

Nikita Yavein / Россия
Иван Кожин

Иван Кожин

Ivan Kozhin / Россия

Институт Территориального Развития

Россия

Студия 44

Company: / Россия

авторский коллектив

Авторы проекта: Никита Явейн, Илья Григорьев, Иван Кожин, Ксения Счастливцева
Визуализация: Алексей Веткин, Андрей Патрикеев
Аннотация к проекту: Людмила Лихачева
Раздел «Транспорт»: Геннадий Шелухин (Институт территориального развития)

партнеры, заказчики, смежники

Заказчик: Правительство Калининградской области
Организатор конкурса: НП «Градостроительное бюро «Центр города» при содействии Администрации городского округа «Город Калининград»

другие названия проекта
Концепция архитектурно-градостроительного развития территорий исторического центра Калининграда «Королевская гора и ее окружение» (проект-победитель международного конкурса)
Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место. Проект, 2014
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга

Архи.ру об этом объекте:

11.11.2016

Елена Петухова. WAF 2016: обратный отсчёт

Представляем краткую аннотацию фестиваля и комментарии участников нынешнего и прошлых WAF: о том, чем он интересен и важен.

Осталось пять дней до начала очередного Всемирного архитектурного фестиваля WAF 2016. В Берлине соберутся ведущие архитекторы мира для того, чтобы лично представить членам жюри свои проекты и постройки. По итогам презентаций планируется выбрать побе...   читать дальше

другие тексты Архи.ру:

Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга

описание:

KÖNIGSBERG | КАЛИНИНГРАД:
ТОПОЛОГИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ


Топология (от др.-греч. Τόπος – место и λόγος – слово, учение), в XVIII-XIX в.в. – геометрия размещения (лат. geometria situs) или анализ размещения (лат. analysis situs) – наука, изучающая в самом общем виде явление непрерывности, в частности свойства пространства, которые остаются неизменными при непрерывных деформациях, например, связность, компактность, ориентируемость, многообразия.

1. Непрерывность. Избегая палимпсеста 

В 1944–1946 годах Кенигсберг был стерт с лица земли. Поверх соскобленного текста был написан новый, отражавший иную модель жизнеустройства.
Моделям жизнеустройства свойственно меняться, но еще ни разу попытки переписать историю с чистого листа (тем более, градостроительную историю) не приводили к положительным результатам. Утраченное отзывается фантомной болью. Не говоря уже о том, что по-настоящему рачительный хозяин предпочтет дать вторую жизнь старым вещам, а не сбрасывать их за борт с корабля современности.
Мы не сносим ни одного советского панельного дома и не взрываем Дом Советов. Они – такие же свидетельства истории, как фундаменты кенигсбергских зданий, погребенные под слоем обломков. После реновации они еще послужат людям.

2. Связность. Синтаксис и морфология

Многие города, подвергшиеся разрушениям во время войны, решали для себя вопрос, как восстановить порванную связь времен. Во второй половине XX века идеология восстановления совершила определенную эволюцию. В первые послевоенные годы скрупулезно воссоздавали по исторической иконографии целые кварталы (Варшава, Польша) и даже небольшие города (Сен-Мало, Франция). В 1950-х на смену буквальным историческим реконструкциям пришли стилевые реминисценции (Люблин, Польша; Ленинград, Россия), иногда весьма искусные, иногда – грубоватые. 1960-е годы ознаменовались по-модернистски вольным обращением со средовыми характеристиками восстанавливаемых кварталов: в них появились здания, чужеродные среде по своему масштабу и образу. Тенденция достигла своего апогея в период с 1970-го по 1987 год, и ее самым ярким проявлением стала застройка центра Роттердама, не просто индифферентная к вернакуляру, но словно бравирующая своим несходством с ним. В 1990-х разочарование в модернистской парадигме выдвинуло на первый план средовой подход. На наш взгляд, наиболее убедительным и вдохновляющим примером его практического применения стала масштабная реконструкция кварталов в Восточном Берлине (в районе Потсдамерплатц, Фридрихштрассе и др.), где воспроизводились масштаб и характер исторической застройки, а не ее формальные стилевые признаки.
Язык архитектуры не может не обновляться – в противном случае он будет звучать фальшиво. В то же время город как гипертекст нуждается в структурной, смысловой и коммуникативной связности. Эта связность, как и в живой речи, обеспечивается за счет преемственности архитектурного синтаксиса и морфологии – то есть, создания новых форм на базе и в рамках исторической структуры и архитектоники.
В нашем предложении стратегия восстановления связности варьируется в зависимости от территории и включает несколько градаций.

АЛЬТШТАДТ
– зона археологических исследований и самого строгого регламента

Вскрытие старых улиц
Старые улицы и площади Альтштадта освобождаются от укрывающего их культурного слоя. Мощение их проезжих частей и тротуаров реставрируется.
Погружение в старый квартал
В старых кварталах производятся археологические раскопки, расчистка и реставрация сохранившихся подвалов зданий, усиление фундаментов, а также выемка грунта на внутренних незастроенных территориях до уровня пола самого глубокого подвала («Новый ноль»).
Новые площади внутри старых кварталов
На незастроенных территориях внутри кварталов производится мощение и благоустройство. Они превращаются в новые общественные пространства города.
Новый дом на старом фундаменте
На стены сохранившихся подвальных и цокольных этажей опираются новые стены зданий. Новый город вырастает на руинах старого.
Частичное сохранение существующей зелени
Фрагменты зелени, расположенные на существующих отметках дневной поверхности, сохраняются; перепад уровней оформляется подпорной стенкой.
Сохранение осколков
Строительный материал и артефакты, обнаруженные при археологических раскопках, остаются там, где они найдены, и употребляются для мощения площадей, строительства лестниц и элементов благоустройства, а также в качестве декоративных деталей новых зданий.
«Новое Средневековье» 
В Новом Альтштадте создаются условия для реинкарнации традиционного уклада жизни: малые производства и коммерция – в нижних этажах зданий, жилье – в верхних.

ЛАСТАДИИ И ЗАПАДНЫЙ ФОРШТАДТ (НАБЕРЕЖНАЯ БОЛЬШИХ КРАНОВ)
– восстановление исторической планировочной структуры, регламентация застройки по высоте, силуэту и отделочным материалам

Участки в Ластадиях и Западном Форштадте соответствуют историческим пятнам портовых складов – шпайхеров. Возводимые здесь здания своим масштабом, силуэтом и материалами обозначают принадлежность месту.

ВОСТОЧНЫЙ ФОРШТАДТ (ГАЛЕРЕЙНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ)
– объемно-пространственное решение, модуль, силуэт, габариты и характер застройки апеллируют к историческим прототипам

Застройка набережной поддерживает своим выходящим на воду фасадным фронтом здание Биржи, образовывая при этом пространство крытой галереи вдоль реки.

ЛОМЗЕ
– планировочная структура и застройка в духе периферийных районов старого Кенигсберга

Район Ломзе воспроизводит в переосмысленном виде принципы формирования кварталов периферийных районов Кенигсберга (Россгартен, Трагхайм, Закхайм и собственно Ломзе), которые характеризуются большой площадью квартала, плотным замкнутым уличным фронтом и обширными пустотами внутри. Участки разбиты таким образом, что внутри квартала образуется незастроенная общественная территория – фрагмент сельского ландшафта внутри городской ткани.

«НОВЫЙ УРБАНИЗМ» 
(кварталы, примыкающие к Альтштадту и Королевской горе с запада и с востока)
– воссоздание планировочной структуры с укрупнением масштаба застройки


Новые здания строятся в пятне исторических кварталов по принципу: 1 исторический квартал = 1 современный дом. Новые здания не превышают по высоте Дом Советов.

КНАЙПХОФ
– воспроизведение структуры исторических кварталов в планировке парка

На острове Кнайпхоф разбивается парк. Дорожки парка трассируются по планировочной сетке некогда существовавших здесь кварталов. На отдельных участках средствами ландшафтной архитектуры воспроизводится рисунок фундаментов утраченных зданий.
Здание Кафедрального собора освобождается от поздних диссонирующих элементов, реставрируется и приспосабливается под концертный зал.

СЕМЬ МОСТОВ КЕНИГСБЕРГА
Знаменитая математическая задача о семи кенигсбергских мостах и ее решение Леонардом Эйлером, положившее начало теории графов и топологии, с нашей точки зрения, заслуживают материализации в городском ландшафте. В нашем предложении планировочный каркас нового ядра города базируется на семи мостах.

Так как с развитием транспортной инфраструктуры в городе появилось немало новых мостов, необходимо формально и функционально выделить нашу семерку из этого множества. В нашей трактовке в эту группу входят:
•два сохранившихся моста – Деревянный и Медовый;
•четыре воссозданных моста – Лавочный, Кузнечный, Зеленый и Потроховый;
•вновь возводимый мост между островом Ломзе и Передним Форштадтом. На наш взгляд, этот седьмой мост мог бы иметь подчеркнуто современный дизайн и носить имя Эйлера. (Исторически седьмым считался Высокий мост, находящийся на значительном расстоянии от центра).

Семь мостов предназначены для пешеходного движения и, в отдельных случаях, – для общественного транспорта. Все они либо ведут на остров Кнайпхоф, либо находятся в непосредственной близости от него. Они соединяют части нового центра и расположены внутри его акватории. Через их принадлежность центру как единой пространственной структуре обозначено их собственное единство.

3. Компактность, ориентируемость. Визуальный бассейн ядра города
Компактность центрального ядра Кенигсберга предопределена самой его топографией и природным ландшафтом. Старая и Новая Преголя сливаются воедино, обрамляя водными лентами зеленый остров Кнайпхоф. На северном берегу возвышается терраса Королевской горы.

Градостроительное значение этого места трудно переоценить. Это ключевое пространство города, его главная площадь, подобная главной водной площади Санкт-Петербурга у Петропавловской крепости и Стрелки Васильевского острова.
Мы подчеркиваем уникальность этого ландшафта, разбивая парк на острове Кнайпхоф: зеленый остров с единственной доминантой готического собора в самом сердце города – высшая роскошь, которую только можно себе позволить. Такого нет ни в одном городе мира.

Мы формируем застройку каскадом, с нарастанием ее высоты и масштабных характеристик от акватории вглубь материка. За новой камерной застройкой, расположенной по берегам реки, встают стеной микрорайоны советского периода. Рельеф в зонах «Нового урбанизма» плавно повышается от возвращенных на прежнюю отметку улиц Альтштадта («Старый ноль») до отметок существующих городских магистралей («Калининградский ноль»). Таким образом в центре Калининграда образуется своего рода «котловина» с широким раскрытием панорам, длинными перспективами, перекличкой доминант и живописной суперпозицией визуальных связей.

4. Многообразие. Средовые контрасты и синергия
Архитектурная полифония центра Калининграда строится на многообразии средовых переживаний. Квартал Ломзе выходит на берег Новой Преголи комплексом Выставочного центра: дощатая площадь с деревянными конструкциями–шедами – воспоминание о некогда находившейся здесь Лесной бирже. Набережная Западного Форштадта, как встарь, уставлена большими портовыми кранами. Контрапунктом им служат причудливая лента американских горок и гигантская окружность Колеса обозрения – элементов Парка развлечений, расположенного за островерхими кровлями Ластадий.

К западу и к востоку от игрушечных домиков Нового Альтштадта высятся стеклянные призмы кварталов «Нового Урбанизма». Но доминирует в городском ландшафте, как и прежде, Королевская гора. Здесь образы истории и современности смешиваются в наиболее насыщенной концентрации. Новый общественно-деловой и развлекательно-культурный комплекс на Королевской горе – мегаструктура, содержащая в себе театр и музей, конференц-центр и магазины, офисы, выставочные залы и медиатеку. Сквозь платформу 15-метровой высоты, наполненную самыми разными функциями, «прорастают» объемы Дома Советов и нового Театра. Театр возводится во дворе Королевского замка, занимает всю его площадь, но не касается исторических стен. Окружающий новое театральное здание цокольный этаж замка накрывается стеклянной кровлей и вмещает Музей истории Калининграда. Внешний слой полупрозрачных фасадов театра выполнен из трубок тонированного стекла, благодаря чему здание будет выглядеть по-разному в разное время суток, при внешней и внутренней подсветке и в ее отсутствие.

В здании многофункционального комплекса на Королевской горе расположены (с запада на восток):

Уровень +5.000 м: вход в Музей истории Калининграда со стороны Ленинского проспекта от остановок всех видов городского транспорта; галереи Музея; технические помещения театра (внутри музейного контура, во бывшем дворе Замка); историческая видовая терраса Королевской горы перед южным фасадом Замка; внутренний дворик с главным входом в музей с востока; мультиплекс, трансформируемый в конференц-центр; фойе конференц-центра с освещением верхним дневным светом; новая видовая терраса с лестницей-спуском на отм. ±0.000; вход в комплекс с востока, от остановок трамвая и такси.

Уровень +10.000 м: загрузка и служебная часть театра; главный вход в театр со стороны Московского проспекта; фойе театра с видом на Новый Альштадт и укрытые прозрачной кровлей галереи Музея; зрительный зал театра; двухуровневая торговая галерея по северному фасаду комплекса вдоль Московского проспекта; двухуровневый паркинг.
Уровень +17.000 м: супермаркет над транспортным «хабом»; рестораны с видом на центр города и реку Преголя; эскалатор для подъема на эксплуатируемую кровлю театра (отм. +40.000 м); офисы театральных работников; офисы сотрудников музея; временная экспозиция Музея и дополнительный вход в Музей; мост-переход над Московским проспектом, ведущий к озеру и зеленой зоне; офисы в бывшем Доме Советов; залы Галереи современного искусства и выход на ее эксплуатируемую кровлю (отм. +25.000); Медиатека с большим лекционным залом.

Уровень +40.000 м: эксплуатируемая кровля Театра – видовая площадь размером 60х90 м – во время проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года может использоваться как фан-зона с экранами и другим оборудованием.
Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга

пресса:

Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Набережная. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Территория бывшего порта. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Район Ломзе. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Остров Кнайпхоф. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Районы «нового урбанизма». Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Альтштадт. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Район Ломзе. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
План комплекса музея, театра, Дома Советов и общественно-торгового центра. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Парцелляция Альтштадта. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Регламент для Альтштадта. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Регламент для Альтштадта. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Регламент для Форштадта и Ластадий. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Схема осмысления парка на острове Кнайпхоф. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Районы «нового урбанизма». Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Схема откапывания Альтштадта. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Николай Кикава
  • Анастасия Абашева
  • Александр Асадов
  • Сергей Кузнецов
  • Татьяна Гук
  • Михаил Давыдов
  • Станислав Белых
  • Алексей Курков
  • Александр Самарин
  • Антон Лукомский
  • Левон Айрапетов
  • Дмитрий Климов
  • Зураб Басария
  • Никита Явейн
  • Александра Кузьмина
  • Андрей Михайлов
  • Наталия Шилова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Раис Баишев
  • Евгений Зеленов
  • Дмитрий Буш
  • Полина Воеводина
  • Иван Кожин
  • Дмитрий Селивохин
  • Андрей Асадов
  • Антон Ладыгин
  • Сергей Труханов
  • Сергей Скуратов
  • Игорь Членов
  • Сергей Чобан
  • Даниил Лоренц
  • Алексей Орлов
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Орешкин
  • Григорий Мустафин
  • Андрей Романов
  • Екатерина Кузнецова
  • Валерий Лукомский
  • Анатолий Столярчук
  • Илья Машков
  • Олег Мединский
  • Анна Иванова
  • Игорь Шварцман
  • Антон Яр-Скрябин
  • Юлия Тряскина
  • Владимир Плоткин
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Наталья Сидорова
  • Виталий Лутц
  • Дмитрий Сухов
  • Степан Липгарт
  • Василий Крапивин
  • Ростислав Цайзер
  • Александр Котенков
  • Всеволод Медведев
  • Антон Надточий
  • Владислав Андреев
  • Владимир Ковалёв
  • Алексей Гинзбург
  • Михаил Канунников
  • Григориос Гавалидис
  • Николай Миловидов
  • Юлий Борисов
  • Евгений Подгорнов
  • Павел Андреев
  • Валерия Преображенская
  • Константин Ходнев
  • Энди Сноу
  • Сергей Никешкин
  • Александр Скокан
  • Илья Уткин
  • Вера Бутко
  • Роман Леонидов
  • Алексей Полищук

Проект из каталога (случайный выбор)

Благоустройство Голицынского пруда в ЦПКиО им. Горького
Антон Ладыгин, Дмитрий Селивохин, 2017
Благоустройство Голицынского пруда в ЦПКиО им. Горького

Постройки и проекты (новые записи):

  • Аэровокзальный комплекс международного аэропорта Ярославля Золотое кольцо
  • ЖК KING & SONS
  • Детский сад на 120 мест с бассейном
  • Аэропорт «Омск-Федоровка». Ворота
  • Аэропорт «Омск-Федоровка». Танец ветра
  • Аэропорт «Омск-Федоровка». Чешуйчатое крыло
  • ЖК Glorax Premium Гребной канал
  • МФК на Вишневой
  • OSSU EATERY barroom

Новости российской архитектуры:

Золотое кольцо
28.03.2024

Золотое кольцо

Владимир Овчинников
Энергия [пост]модернизма
27.03.2024

Энергия [пост]модернизма

Владимир Кубасов
Кристаллы и минералы
27.03.2024

Кристаллы и минералы

Дмитрий Серегин
Там русский дух
26.03.2024

Там русский дух

Кирилл Губернаторов

Технологии:

28.03.2024

«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде

Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Северсталь
25.03.2024

Между светильником и трековой системой – модульная система APRIORI

Российский бренд светодиодного оборудования Arlight представляет модульную систему APRIORI, универсальный конструктор, каждый элемент которого призван воплотить уникальную дизайнерскую задумку.
Arlight
19.03.2024

Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных архитектурных идей

Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
HILTI
11.03.2024

ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности

ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
ГК «Интер-Росс»
другие статьи