RSS
Вид со стороны Святого озера. © АБ «Рождественка»

Проект корректировки архитектурно-планировочного решения нового здания Соловецкого музея-заповедника

информация:

Наринэ Тютчева

Наринэ Тютчева

Россия

АБ Рождественка

Rozhdestvenka Architects / Россия

авторский коллектив

Наринэ Тютчева – руководитель авторского коллектива
Игорь Потапов (ГИП), Кирилл Тюрин (ГАП), Галина Волжанская, Михаил Разумовский

Вид с берега Святого озера. © АБ «Рождественка»

Архи.ру об этом объекте:

29.03.2018

Алёна Кузнецова. Ниже травы

Проект-корректировка архитектурного бюро «Рождественка» для недостроенного здания Соловецкого музея-заповедника получил одобрение экспертов. Разбираемся в деталях.

Соловецкий музей-заповедник попал под целевую программу Культура России еще в 2012 году, с тех пор он находится под пристальным вниманием экспертов и общественности. Тогда решили, что комплексу необходимо новое здание: чтобы хранить и реставрирова...   читать дальше
Вид на внутреннюю улицу. © АБ «Рождественка»

описание:

Архитектурное бюро «Рождественка» уже не первый год пытается повлиять на сложившуюся ситуацию, которая возникла в результате строительства здания Соловецкого музея-заповедника. Сегодня пройден важный этап. Согласовано предложение по корректировки изначального проекта. Впереди много работы: дальнейшая проработка проекта и выход на стройку уже ближайшим летом.

Предыстория
В марте 2012 года (03.03.2012) – в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)» в программу в числе прочих включено экспозиционно-административное здание музея Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.

Новое здание музея планировалось создать с целью освободить монастырский кремль от находящихся в настоящее время на его территории административно-научной части музея, создать единую многотемную экспозицию, централизовать и объединить большой и разрозненный ныне музейный комплекс, обеспечить нормативные условия хранения, консервации, реставрации и экспонирования музейных предметов и коллекций.

В мае 2014 года по заказу «Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации» Министерства культуры Российской Федерации начинается возведение здания музея на Соловках по проекту КБ «ВиПС . Проект трехэтажного здания, в визуальной близости с монастырем, на берегу святого озера, не прошел ни согласование на Научно-методическом совете Минестерства Культуры, ни получил согласование Юнеско. Проект вызвал большую волну протестов как российских, так и международных экспертов.

Строительство нового здания музея, показало, что опасения экспертов оправдались. Из-за высоты более 10 метров и масштаба, здание неизбежно входит в неуместное визуальное соперничество с монастырем, искажает исторические панорамы архитектурного ансамбля и Святого озера. В результате многочисленных рекомендаций и требований Юнеско строительство было остановлено. 20.08.2016 на Соловках прошло совещание по развитию архипелага, на котором министр культуры РФ Владимир Мединский заявил: «строительство музея не продолжится до тех пор, пока новый, переработанный проект, переданный на рассмотрение в Центр всемирного наследия, не будет одобрен». На момент остановки возведены стены и плиты перекрытия первого и второго этажей.

Проект корректировки
Задачей проекта корректировки архитектурно-планировочного решения нового здания Соловецкого музея-заповедника было оценить и свести к минимуму все возможные негативные воздействия на выдающуюся универсальную ценность историко-культурного комплекса Соловецких островов. Влияние возводимого объекта на исторические панорамы и виды ансамбля Соловецкого монастыря должны быть минимизированы.

В целях устранения противоречия между выступающими объемами нового строительства и исторической морфологии застройки Соловецкого архипелага проектом предусматривается фрагментарный демонтаж конструкций первого и второго этажей. Демонтаж перекрытий и опор второго этажа позволит организовать озеленённую эксплуатируемую кровлю не значительно (около 1м) возвышающуюся над максимальной планировочной отметкой земли в юго-западной части участка.

Для визуального сокрытия основного объема музея предусматривается искусственная обваловка со стороны Святого озера, монастыря и территории музея ГУЛАГа. Обваловка будет являться продолжением повышенной части существующего рельефа.

Образованный таким образом зелёный холм покроет конструкции музея и эксплуатируемую кровлю ковром из местного разнотравья и мхов. Выступающие архитектурные объёмы на поверхности холма не предусматриваются. Такое решение предполагает деликатное вмешательство в существующий ландшафт, которое окажет минимальное влияние на окружающие объекты и не нарушит исторические визуальные связи.

В соответствии с рекомендациями ИКОМОС проектируемое здание не предназначено для реализации всех музейных функций. Функциональное назначение предусматривает главным образом хранение музейных фондов и публичную часть, которая составляет не более одной четверти общей площади. Объём здания разделён по функциональному принципу на две части внутренней улицей, из которой организованы отдельные входы в каждую функциональную зону здания. Со стороны монастыря и Святого озера входная зона полностью закрыта обваловкой.

Доступная для публики часть включает холл с кассой, информационной стойкой, магазином, гардеробом и санузлами, конференц-зал и зал открытых фондов.

Зона фондохранения имеет выделенную коридорами центральную часть, где сосредоточены помещения хранилищ. По световому фронту фасадов расположены помещения реставрационных мастерских, кабинеты научной и административной части.

Частично обвалованное здание имеет на поверхности фронт фасадов с южной и восточной стороны, Кроме того на внутреннюю улицу выходит северный и южный фасад, переходящий в подпорную стенку обваловки здания. В соответствии с рекомендацией ИКОМОС облицовка фасадов предусматривается из местного камня. Проектом предусматривается фасадная поверхность, выполненная из натурального гранита, разработанного в Карелии. Предполагается использовать гранит фактуры «скала» имитирующей природный раскол породы с впадинами и вертикальными следами от буров.

Строительство нового здания музея имеет высокую социальную и культурную значимость. Реализация корректировки проекта позволит нейтрализовать факторы негативного воздействия нового строительства на универсальную ценность объекта всемирного наследия ЮНЕСКО и сохранить её целостность.
Вид на главный ход в общественную зону. © АБ «Рождественка»
Вид на главный ход в общественную зону. © АБ «Рождественка»
Интерьер. Вестибюль общественной зоны. © АБ «Рождественка»
Интерьер. Кабинет главного хранителя. © АБ «Рождественка»
Вид на фасад со стороны реставрационных мастерских. © АБ «Рождественка»
Вид с зеленого холма © АБ «Рождественка»
Вид на монастырь с лестницы © АБ «Рождественка»
Габариты нового здания музея согласно ранее утвержденного и реализуемого проекта 2013 года. © АБ «Рождественка»
Фотофиксация. Положение на октябрь 2017 года. © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Существующее положение. © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Демонтаж конструкций. © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Положение после демонтажа и возводимые конструкции © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Предложение © АБ «Рождественка»
Новая программа здания © АБ «Рождественка»
Схема функционального зонирования © АБ «Рождественка»
Схема развития Соловецкого музея-заповедника. © АБ «Рождественка»
Генеральный план. Существующее положение vs проектное предложение / Предложение © АБ «Рождественка»

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Надточий
  • Зураб Басария
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Скуратов
  • Даниил Лоренц
  • Полина Воеводина
  • Николай Миловидов
  • Григорий Мустафин
  • Алексей Полищук
  • Анатолий Столярчук
  • Дмитрий Климов
  • Дмитрий Селивохин
  • Владимир Плоткин
  • Андрей Асадов
  • Иван Кожин
  • Илья Машков
  • Александр Скокан
  • Сергей Никешкин
  • Алексей Курков
  • Павел Андреев
  • Дмитрий Сухов
  • Илья Уткин
  • Александр Котенков
  • Екатерина Кузнецова
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александр Асадов
  • Сергей Труханов
  • Валерий Лукомский
  • Станислав Белых
  • Олег Мединский
  • Наталья Сидорова
  • Михаил Давыдов
  • Евгений Подгорнов
  • Роман Леонидов
  • Степан Липгарт
  • Всеволод Медведев
  • Андрей Романов
  • Василий Крапивин
  • Владислав Андреев
  • Евгений Зеленов
  • Энди Сноу
  • Владимир Ковалёв
  • Дмитрий Буш
  • Валерия Преображенская
  • Игорь Шварцман
  • Сергей Орешкин
  • Александр Самарин
  • Раис Баишев
  • Михаил Канунников
  • Татьяна Гук
  • Алексей Орлов
  • Андрей Гнездилов
  • Александра Кузьмина
  • Наталия Шилова
  • Левон Айрапетов
  • Юлия Тряскина
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Алексей Гинзбург
  • Виталий Лутц
  • Антон Лукомский
  • Игорь Членов
  • Николай Кикава
  • Юлий Борисов
  • Вера Бутко
  • Сергей Чобан
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Андрей Михайлов
  • Никита Явейн
  • Анна Иванова
  • Константин Ходнев
  • Антон Ладыгин
  • Анастасия Абашева
  • Ростислав Цайзер
  • Григориос Гавалидис

Проект из каталога (случайный выбор)

Дом Пазл
Тотан Кузембаев, 2009 – 2010
Дом "Пазл"

Постройки и проекты (новые записи):

  • Аэровокзальный комплекс международного аэропорта Ярославля Золотое кольцо
  • ЖК KING & SONS
  • Детский сад на 120 мест с бассейном
  • Аэропорт «Омск-Федоровка». Ворота
  • Аэропорт «Омск-Федоровка». Танец ветра
  • Аэропорт «Омск-Федоровка». Чешуйчатое крыло
  • ЖК Glorax Premium Гребной канал
  • МФК на Вишневой
  • OSSU EATERY barroom

Новости российской архитектуры:

Золотое кольцо
28.03.2024

Золотое кольцо

Владимир Овчинников
Энергия [пост]модернизма
27.03.2024

Энергия [пост]модернизма

Владимир Кубасов
Кристаллы и минералы
27.03.2024

Кристаллы и минералы

Дмитрий Серегин
Там русский дух
26.03.2024

Там русский дух

Кирилл Губернаторов

Технологии:

29.03.2024

Игры в домике

На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
Новые горизонты
28.03.2024

«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде

Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Северсталь
25.03.2024

Между светильником и трековой системой – модульная система APRIORI

Российский бренд светодиодного оборудования Arlight представляет модульную систему APRIORI, универсальный конструктор, каждый элемент которого призван воплотить уникальную дизайнерскую задумку.
Arlight
19.03.2024

Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных архитектурных идей

Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
HILTI
11.03.2024

ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности

ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
ГК «Интер-Росс»
другие статьи