Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

09.07.2024

Над античной бухтой

Объект:
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена»
Адрес:
Россия, Геленджик. Геленджикский проспект, д. 171
Мастерская:
Архитектурное бюро Элис
Авторский коллектив:
Главный архитектор: Алиса Лютомская 
Главный конструктор: Михаил Алексеев 
Авторский коллектив: Н.В. Лютомский, Г.С. Сандомирский, Э. Зельтините, С.В. Кузнецова, В.М. Гаврикова, О. А. Тучина 

Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.

Геленджик Арена расположена на краю города, ее неплохо видно с объездной дороги. Решение о строительстве было подписано на Российском экономическом форуме в Сочи в 2019 году, инвестор проекта – АНО «Корпорация развития «Геленджик-2035», открыли культурно-развлекательный центр 1 июня 2024 года. 

Культурно-деловой центр «Геленджик Арена». Ситуационный план
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена». Ситуационный план
© Архитектурное бюро Элис

В центре 6 этажей, 3 из которых заняты культурными пространствами, выставочными и концертными. Основу составляют два многофункциональных зала, большой и малый, каждый из них служит «ядром» своей части здания, побольше и поменьше, объединенных сквозным атриумом. 

Как следствие, здание построено на пересечении двух осей: одну определяет линия атриума, она направлена под углом к трассе в сторону бухты и ей подчинен большой зал – другая ось параллельна Геленджикскому проспекту, который здесь отделяется от объездной и идет затем, параллельно линии бухты, но в глубине; это главная городская дорога. Вторая ось определяет всю линию северо-восточного фасада, вдоль нее развернут малый зал и его северное крыло. 
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена»
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена»
© Архитектурное бюро Элис

Пересечение осей формирует асимметричную площадь входа и веерное построение четырех объемов с южной стороны, со стороны города. Поэтому со стороны трассы здание – это фасадная линия со впадиной, а со стороны города он сумма объемов, в основном белых, с разными характеристиками: где-то преобладают белые ламели, где-то стекло, где-то объемная пергола, а где-то, наоборот, внимание привлекает многомаршевая лестница. Композиция с «южной» внешностью на фоне «задника» из меловых гор. 
Северо-восточный фасад, со стороны Геленджикского проспекта. Культурно-деловой центр «Геленджик Арена» © Архитектурное бюро Элис
Северо-восточный фасад, со стороны Геленджикского проспекта. Культурно-деловой центр «Геленджик Арена»
© Архитектурное бюро Элис
Юго-западный фасад, со стороны города. Культурно-деловой центр «Геленджик Арена» © Архитектурное бюро Элис
Юго-западный фасад, со стороны города. Культурно-деловой центр «Геленджик Арена»
© Архитектурное бюро Элис

В данном случае, мне кажется, важно показать визуализации проекта: 
Проект, визуализация, вид с северо-востока.  Культурно-деловой центр «Геленджик Арена»
Проект, визуализация, вид с северо-востока. Культурно-деловой центр «Геленджик Арена»
© Архитектурное бюро Элис
Проект, визуализация. Культурно-деловой центр «Геленджик Арена» © Архитектурное бюро Элис
Проект, визуализация. Культурно-деловой центр «Геленджик Арена»
© Архитектурное бюро Элис
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена» © Архитектурное бюро Элис
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена»
© Архитектурное бюро Элис

Несомненная удача – кафе на крыше атриума с видом на город, его уже и туристы в отзывах отмечают; собственно, над ним и устроена упомянутая выше масштабная конструкция «перголы». По счастью, на оси между Геленджик Ареной и бухтой, а до набережной здесь порядка 800 метров, – в основном зелень от старых советских санаториев, затем вода, участок приподнят на 40 метров, плюс высота здания – вид отличный. 
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена»
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена»
© Архитектурное бюро Элис

Впрочем пройти атриум насквозь нельзя, он заканчивается витражом; в фойе большого зала с южной стороны ведет открытая лестница, и еще одна лестница обходит большой зал с юго-запада – все же перепад высот 6 метров, 41 до 47 м в поперечном направлении. 

Так что здание вписано в склон, что делает амфитеатр большого зала, – подчеркивает автор проекта Алиса Лютомская, – подобием античных амфитеатров, только не открытым, как у греков, когда-то торговавших на этих берегах, а помещенным в оболочку культурного центра.

Вероятно, аллюзия на античный театр определила и полукруглую форму большого зала: как правило больше места отводится середине, по сторонам – балконы, а здесь получился почти полный, лишь немного раскрытый в сторону сцены, амфитеатр. 
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена». План на отметке +3.600 © Архитектурное бюро Элис
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена». План на отметке +3.600
© Архитектурное бюро Элис
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена». Разрез © Архитектурное бюро Элис
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена». Разрез
© Архитектурное бюро Элис

Впрочем несложно заметить: греческий амфитеатр был бы не просто открытым, а и вкопанным в склон, в данном случае мы видим амфитеатр римского типа, на субструкциях. 

Трансформируемость залов заключается в том, что в большом можно убрать ряды кресел на центральном «пятачке», а малый «оснащен блитчером – телескопической выдвижной трибуной». 
Большой зал. Культурно-деловой центр «Геленджик Арена». Большой зал © Архитектурное бюро Элис
Большой зал. Культурно-деловой центр «Геленджик Арена». Большой зал
© Архитектурное бюро Элис
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена». Большой зал © Архитектурное бюро Элис
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена». Большой зал
© Архитектурное бюро Элис
Малый зал. Культурно-деловой центр «Геленджик Арена». Малый зал © Архитектурное бюро Элис
Малый зал. Культурно-деловой центр «Геленджик Арена». Малый зал
© Архитектурное бюро Элис
Малый зал. Культурно-деловой центр «Геленджик Арена». Малый зал © Архитектурное бюро Элис
Малый зал. Культурно-деловой центр «Геленджик Арена». Малый зал
© Архитектурное бюро Элис

Итак, «Геленджик Арена», помимо того, что не является спортивной ареной, как можно было бы по незнанию подумать, услышав название, – представляет собой сложносочиненный комплекс, многосоставность которого очевидна и внутри, и снаружи. Очевидно, прямо-таки ощущается при изучении здания и множество аллюзий: они накладываются друг на друга, как упомянутые выше оси объемно-пространственного построения, а даже местами даже «торчат», привлекают внимание. 

Сочетание общественных выставочных пространств, в том числе двусветного фойе, и почти полукруглого амфитеатра, как и в довольно сложная структура комплекса в целом провоцирует сравнить его с форумом античного города – только, повторюсь, он крытый, помещен в кондиционированный объем. Поскольку Алиса Лютомская, рассказывая о проекте, прямо вспоминает об античном прошлом Геленджика, надо думать, это сопоставление имеет основания. Сюда же, вероятно, можно добавить колонны северной стороны и крупные пилоны, окружающие южный выступ атриума и кафе. 
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена» © Архитектурное бюро Элис
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена»
© Архитектурное бюро Элис
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена» © Архитектурное бюро Элис
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена»
© Архитектурное бюро Элис

Уступ входной площади-лоджии перекликается с бухтой, хотя абрис его плана и другой. 

Далее, в треугольных, с чередующимся наклоном, фонарях атриума можно увидеть схематичное изображение гор; фактура гипсовых панелей внешней стены большого зала в фойе, по словам Алисы Лютомской, заимствована у морских «дюн»; по-видимому, речь о маленьких песчаных волнах, которые можно наблюдать под водой за линией прибоя. 

В то же время интерьеры в некоторых ракурсах, особенно фойе с его хрустальной инсталляцией в двусветном пространстве за большим витражом, остро напоминает решения 1960-х годов, хотя бы Кеннеди-центр. 
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена». Фойе большого зала
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена». Фойе большого зала
© Архитектурное бюро Элис

Панели внешних стен демонстрируют характерную южную «каменную» кладку с асимметричным рисунком, притом что колонны северного фасада имеют «самолетный» алюминиевый цвет и абрис, составленный из двух дуг, напоминающий то ли крыло самолета, то ли увеличенную ламель. 
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена» © Архитектурное бюро Элис
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена»
© Архитектурное бюро Элис
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена» © Архитектурное бюро Элис
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена»
© Архитектурное бюро Элис

И тут мы вспоминаем, что неподалеку, как раз с этой стороны, расположен аэропорт, спроектированный Максимилиано Фуксасом, весь белый, гибкий, «тотальный» в своем современном дизайне, включая благоустройство. 

Так вот, есть ощущение, что Геленджик Арена в объемно-пространственном отношении построена на пересечении осей, а в образном – на пересечении смыслов, прежде всего «растяжке» между современной, технологичной архитектурой с белыми ламелями, серебристыми колоннами и стеклом – и воспоминанием об античности, которое стартует от амфитеатра, а к итогу приходит в «каменном» рисунке стен. Чувствуется здесь какое-то противоречие. Впрочем, атмосфера южного города легко поглощает и скрашивает любые сомнения. 

Хотя несколько тяжеловатые пересечения конструкций внутри атриума все же вызывают вопросы. Но сравнивать их с воздушными связями новгородских храмов уже не буду. 
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена» © Архитектурное бюро Элис
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена»
© Архитектурное бюро Элис
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена» © Архитектурное бюро Элис
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена»
© Архитектурное бюро Элис

Скульптура, установленная посреди мелководного бассейна в южной части, называется «Зефир» – а Зефир это греческий бог ветра восточной части Средиземноморья, поэтому такой, как шарфик, летящий – сделал канадским художником Джереми Гайа специально для Геленджик Арены. 
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена»
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена»
© Архитектурное бюро Элис