Главный архитектор: Алиса Лютомская
Главный конструктор: Михаил Алексеев
Авторский коллектив: Н.В. Лютомский, Г.С. Сандомирский, Э. Зельтините, С.В. Кузнецова, В.М. Гаврикова, О. А. Тучина
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Геленджик Арена расположена на краю города, ее неплохо видно с объездной дороги. Решение о строительстве было подписано на Российском экономическом форуме в Сочи в 2019 году, инвестор проекта – АНО «Корпорация развития «Геленджик-2035», открыли культурно-развлекательный центр 1 июня 2024 года.
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена». Ситуационный план
В центре 6 этажей, 3 из которых заняты культурными пространствами, выставочными и концертными. Основу составляют два многофункциональных зала, большой и малый, каждый из них служит «ядром» своей части здания, побольше и поменьше, объединенных сквозным атриумом.
Как следствие, здание построено на пересечении двух осей: одну определяет линия атриума, она направлена под углом к трассе в сторону бухты и ей подчинен большой зал – другая ось параллельна Геленджикскому проспекту, который здесь отделяется от объездной и идет затем, параллельно линии бухты, но в глубине; это главная городская дорога. Вторая ось определяет всю линию северо-восточного фасада, вдоль нее развернут малый зал и его северное крыло.
Пересечение осей формирует асимметричную площадь входа и веерное построение четырех объемов с южной стороны, со стороны города. Поэтому со стороны трассы здание – это фасадная линия со впадиной, а со стороны города он сумма объемов, в основном белых, с разными характеристиками: где-то преобладают белые ламели, где-то стекло, где-то объемная пергола, а где-то, наоборот, внимание привлекает многомаршевая лестница. Композиция с «южной» внешностью на фоне «задника» из меловых гор.
Северо-восточный фасад, со стороны Геленджикского проспекта. Культурно-деловой центр «Геленджик Арена»
Несомненная удача – кафе на крыше атриума с видом на город, его уже и туристы в отзывах отмечают; собственно, над ним и устроена упомянутая выше масштабная конструкция «перголы». По счастью, на оси между Геленджик Ареной и бухтой, а до набережной здесь порядка 800 метров, – в основном зелень от старых советских санаториев, затем вода, участок приподнят на 40 метров, плюс высота здания – вид отличный.
Впрочем пройти атриум насквозь нельзя, он заканчивается витражом; в фойе большого зала с южной стороны ведет открытая лестница, и еще одна лестница обходит большой зал с юго-запада – все же перепад высот 6 метров, 41 до 47 м в поперечном направлении.
Так что здание вписано в склон, что делает амфитеатр большого зала, – подчеркивает автор проекта Алиса Лютомская, – подобием античных амфитеатров, только не открытым, как у греков, когда-то торговавших на этих берегах, а помещенным в оболочку культурного центра.
Вероятно, аллюзия на античный театр определила и полукруглую форму большого зала: как правило больше места отводится середине, по сторонам – балконы, а здесь получился почти полный, лишь немного раскрытый в сторону сцены, амфитеатр.
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена». План на отметке +3.600
Впрочем несложно заметить: греческий амфитеатр был бы не просто открытым, а и вкопанным в склон, в данном случае мы видим амфитеатр римского типа, на субструкциях.
Трансформируемость залов заключается в том, что в большом можно убрать ряды кресел на центральном «пятачке», а малый «оснащен блитчером – телескопической выдвижной трибуной».
Большой зал. Культурно-деловой центр «Геленджик Арена». Большой зал
Итак, «Геленджик Арена», помимо того, что не является спортивной ареной, как можно было бы по незнанию подумать, услышав название, – представляет собой сложносочиненный комплекс, многосоставность которого очевидна и внутри, и снаружи. Очевидно, прямо-таки ощущается при изучении здания и множество аллюзий: они накладываются друг на друга, как упомянутые выше оси объемно-пространственного построения, а даже местами даже «торчат», привлекают внимание.
Сочетание общественных выставочных пространств, в том числе двусветного фойе, и почти полукруглого амфитеатра, как и в довольно сложная структура комплекса в целом провоцирует сравнить его с форумом античного города – только, повторюсь, он крытый, помещен в кондиционированный объем. Поскольку Алиса Лютомская, рассказывая о проекте, прямо вспоминает об античном прошлом Геленджика, надо думать, это сопоставление имеет основания. Сюда же, вероятно, можно добавить колонны северной стороны и крупные пилоны, окружающие южный выступ атриума и кафе.
Уступ входной площади-лоджии перекликается с бухтой, хотя абрис его плана и другой.
Далее, в треугольных, с чередующимся наклоном, фонарях атриума можно увидеть схематичное изображение гор; фактура гипсовых панелей внешней стены большого зала в фойе, по словам Алисы Лютомской, заимствована у морских «дюн»; по-видимому, речь о маленьких песчаных волнах, которые можно наблюдать под водой за линией прибоя.
В то же время интерьеры в некоторых ракурсах, особенно фойе с его хрустальной инсталляцией в двусветном пространстве за большим витражом, остро напоминает решения 1960-х годов, хотя бы Кеннеди-центр.
Культурно-деловой центр «Геленджик Арена». Фойе большого зала
Панели внешних стен демонстрируют характерную южную «каменную» кладку с асимметричным рисунком, притом что колонны северного фасада имеют «самолетный» алюминиевый цвет и абрис, составленный из двух дуг, напоминающий то ли крыло самолета, то ли увеличенную ламель.
И тут мы вспоминаем, что неподалеку, как раз с этой стороны, расположен аэропорт, спроектированный Максимилиано Фуксасом, весь белый, гибкий, «тотальный» в своем современном дизайне, включая благоустройство.
Так вот, есть ощущение, что Геленджик Арена в объемно-пространственном отношении построена на пересечении осей, а в образном – на пересечении смыслов, прежде всего «растяжке» между современной, технологичной архитектурой с белыми ламелями, серебристыми колоннами и стеклом – и воспоминанием об античности, которое стартует от амфитеатра, а к итогу приходит в «каменном» рисунке стен. Чувствуется здесь какое-то противоречие. Впрочем, атмосфера южного города легко поглощает и скрашивает любые сомнения.
Хотя несколько тяжеловатые пересечения конструкций внутри атриума все же вызывают вопросы. Но сравнивать их с воздушными связями новгородских храмов уже не буду.
Скульптура, установленная посреди мелководного бассейна в южной части, называется «Зефир» – а Зефир это греческий бог ветра восточной части Средиземноморья, поэтому такой, как шарфик, летящий – сделал канадским художником Джереми Гайа специально для Геленджик Арены.