Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

18.05.2024

Инженерная фирма Arup стала жертвой рекордного мошенничества с использованием дипфейк-метода: она потеряла более 25 млн долларов США

Нина Фролова

В начале февраля 2024-го сообщалось о рекордном по сумме мошенничестве с использованием дипфейка, жертвой которой стала некая международная фирма через свой филиал в Гонконге. Сейчас Arup призналась, что речь шла о ней, преступники пока не арестованы, расследование продолжается.
 
Дипфейк, один из вариантов использования искусственного интеллекта, позволяет создавать на основе подлинных видеозаписей реалистичные видеоматериалы, где люди произносят слова и совершают поступки, которых никогда не было на самом деле.
 
В случае с Arup преступники сымитировали для своей жертвы, сотрудника гонконгского филиала, целую видеоконференцию. Такой спектакль понадобился, когда тот (совершенно правильно) принял за попытку обмана электронное письмо якобы от финансового директора из лондонской штаб-квартиры Arup. Директор требовал выполнить секретный перевод на сумму 200 млн гонконгских долларов (25,6 млн долларов США).
 

Миллион гонконгских долларов купюрами по 1000 HK$
Миллион гонконгских долларов купюрами по 1000 HK$
Фото © Warren R.M. Stuart via flickr.com. Лицензия CC BY-NC-ND 2.0 DEED Attribution-NonCommercial-NoDerivs 2.0 Generic

В результате с этим сотрудником вышел на видеосвязь не только «финдиректор», но и еще несколько прекрасно знакомых ему «коллег»: все они вели себя и говорили совершенно так, как в реальности. В результате жертва выполнила 15 денежных переводов на 5 гонконгских банковских счетов на упомянутые 200 млн HK$. Обман раскрылся, лишь когда этот сотрудник сам связался с лондонским начальством и задал вопрос о переводе, но было уже поздно.
 
Arup, обладающая коллективом из 18,5 тыс. специалистов и работающая над проектами в более чем 140 странах, официально заявила, что ее стабильность никак не нарушена потерей 25,6 млн USD, однако посетовала изданию Dezeen, что число и продуманность мошеннических атак постоянно возрастают, включая дипфейк-видео и подделку голоса в WhatsApp. Представители компании надеются, что их опыт послужит предостережением для других фирм.