Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
Устойчивость «всегда была частью нашей ДНК»
Кажется, что настоящий спрос на «зеленую» архитектуру возник пару десятилетий назад, а архитекторы только научились увязывать принципы устойчивости в своих проектах – при этом мастерская Нормана Фостера (ныне называющаяся Foster+Partners) с момента основания в 1967 (когда понятие устойчивости, по словам Фостера, «не было еще изобретено») реализует решения, существующие в гармонии с природой. «Мы как начинающие специалисты пытались воплотить в архитектуре намечающиеся приметы новой эпохи», – рассказывает архитектор о работе студии в 1960-х и формировании «зеленых» принципов, на которых Foster+Partners стоит до сих пор. «Это корни того, где мы сейчас находимся. [«Зеленое» движение] всегда было неявной частью нашей ДНК», – поясняет он. В 2019 бюро даже опубликовало собственный «манифест устойчивости».
Европейская штаб-квартира компании Bloomberg в Лондоне
Широкая общественность симпатий Фостера не разделяет: самолеты выбрасывают в атмосферу 2,5% от всего объема мировых выбросов CO2 и считаются самым вредным видом транспорта. В 2019 студия подверглась критике за «любовь» к авиации: общественность призвала остановить работу над двумя аэропортами в Саудовской Аравии, спорными с точки зрения устойчивости.
Архитектор считает особое внимание сторонников «зеленого» строительства к аэропортам «неоправданным». «Нам нужно мыслить, принимая во внимание все детали, – объясняет он в интервью журналу Dezeen. – Мы же не отказываемся от построек, связанных с сельским хозяйством, не отказываемся от зданий, связанных с судоходством, [вред которых сопоставим с негативным воздействием авиасообщения]».
Широкое развитие ядерной энергетики положительно повлияет на состояние окружающей среды, причем опасность этой сферы энергетики преувеличена, уверен лауреат Притцкеровской премии. «Если у нас будет достаточно чистой энергии, мы сможете решить проблему трущоб, где миллиард человек живут в антисанитарных условия, без доступа к электричеству и чистой воде», – поясняет архитектор.
Кампус Apple Park – штаб-квартира компании Apple в ходе строительства
У Foster+Partners нет «любимых материалов», как у иных ахитекторов-звезд, в его бюро не гонятся за абсолютными показателями углеродного следа: студия фокусируется на эксплуатационных характеристиках материалов. «Дело не в материале, а в том, как вы его используете», – утверждает Фостер.
Так, бетон – на долю которой приходится 7% мировых выбросов углекислого газа, – по мнению главы Foster+Partners, обладает множеством преимуществ – «зеленых» в том числе. В качестве примера он приводит штаб-квартиру Apple, построенную из бетонных пустотелых панелей: для отделки фасада и интерьера было решено не использовать дополнительные материалы – шероховатая поверхность конструктива взяла на себя роль декоративного покрытия, тем самым сократив углеродный след кампуса.