В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Бурные индустриальное развитие и урбанизация постоянно предъявляют новые требования к транспортной инфраструктуре КНР. При этом архитекторы бюро MAD отмечают, что даже относительно новые железнодорожные вокзалы в китайских мегаполисах совершенно не соответствуют современным стандартам, так как чаще всего представляют собой несоразмерные человеку сооружения с огромными пустыми площадями перед главным фасадом, окруженные многополосными магистралями и эстакадами, причем, как правило, в центральной части города. По мнению Ma Яньсуна, ситуацию необходимо кардинально менять.
Как можно и нужно сделать иначе, наглядно демонстрирует недавно завершенный MAD вокзал города Цзясин – первый реализованный по проекту этого бюро крупный транспортный объект. Его первое здание возвели еще в 1907, но оно было полностью разрушено в конце 1930-х, во время японо-китайской войны. В середине 1990-х возвели новый вокзал, который довольно быстро перестал отвечать актуальным требованиям: не обладал необходимой (и все растущей) пропускной способностью и создавал собой непреодолимую преграду в ткани города, мешая свободному перемещению.
Сейчас от этого вокзала не оставили ничего, зато по архивным данным восстановили небольшое, но пластически активное здание начала XX века. Красные и серо-зеленые кирпичи для него (всего понадобилось 210 тыс. кирпичей) сделаны из глины, взятой у озера неподалеку, и обожжены в местных печах. Внутри будет работать железнодорожный музей.
Воссозданное здание стало центральной точкой всей строго осевой композиции комплекса. С северной стороны к нему можно подойти через городской парк, который архитекторы сохранили и расширили, посадив еще около 1500 деревьев (секвойи, вишни, клены, сальные и камфорные деревья). Центральная аллея засажена буками, они через несколько лет разрастутся и своими кронами сформируют подобие перекрытия. С противоположной стороны, перед южным входом, возвели семь круглых корпусов коммерческого и культурного назначения, соединенных утопленными внутренними дворами, тоже круглыми. В центре создали холмистый газон общей площадью около гектара. Это общественное пространство может использоваться для проведения концертов и фестивалей.
Самих терминалов тоже два – северный и южный. Оба утоплены в землю, так что на поверхность выходит лишь один уровень остекления. Их металлические кровли выложены солнечными батареями («устойчивости», конечно же, уделено много внимания). Подземные переходы обеспечивают необходимую связанность городской среды. Внутренние пространства при этом многоуровневые, торжественные и очень светлые. В отделке использованы анодированные панели сотового алюминия, поглощающие шум. Архитекторы активно использовали рассеянное освещение вместо точечных верхних прожекторов и встроенную линейную подсветку.
Кроме собственно железнодорожного транспорта, в комплекс входят станции и остановки метро, автобусов, трамваев; продумано движение автомобильного транспорта и подземные парковки. Но поскольку вся эта инфраструктура по большей части скрыта под лужайками, она не подавляет своим масштабом, несмотря на внушительную общую площадь проекта в 330 тыс. м2.
Новый транспортный узел сможет обслуживать до 2500 человек в час и более 5 млн пассажиров в год.