Концепция офиса компании, производящей сыр, предназначена для закрытой территории молокозавода, – это, хотя бы наполовину, промышленная архитектура. Возможно поэтому она очень проста, что кажется удачным. Здание оживляет буквально пара «штрихов»: разворот угла акцентирует вход, оттенок стекла откликается на тему «молочных рек».
Молочный завод в Калужской области был создан приблизительно 10 лет назад, прежде всего, для производства мягких сыров. Оно было отлажено при участии специалистов, прошедших стажировку в Швейцарии и Италии, на нем действуют строгие сантехнические правила, а сыры продают в Москве на Кутузовском проспекте. Сейчас молокоферма расширяется и ее владелец, давний знакомый Романа Леонидова – много лет назад архитектор проектировал для него частный дом, – попросил подумать над концепцией входного здания. Его функция – скорее техническая, чем репрезентативная: в здании разместятся кабинеты управленцев, кафе, раздевалки и помещения для санобработки, которую сотрудники фермы проходят в обязательном порядке перед сменой.
Роман Леонидов, Архитектурное бюро Романа Леонидова На первом этапе необходимо было разобраться в технологии и условиях функционирования помещений. Хотя нам был дан точный перечень необходимых пространств, требовалось их оптимально организовать, выстроить связи. Так же как и найти баланс между простотой и выразительностью.
Я бы определил свою идею так: легкость, прозрачность, «молочность». Отсюда сочетание теплого белого со стеклом, снаружи с определенным процентом зеркальности и молочным стеклом за ним. «Молочность» можно подчеркнуть и подсветкой. Идеальным было бы электрохромное стекло, но это достаточно дорого. Будем выбирать материал, как правило мы выбираем из многих образцов, смотрим прямо на стройплощадке. Здание, действительно, небольшое и простое, что совершенно нормально и даже требуется для промышленной архитектуры. Оно состоит из двух основных объемов, причем верхний сильно сдвинут – если смотреть от входа, то вправо, так что с одной стороны он образует довольно заметную консоль, а с другой просторную террасу, на которую смогут выйти обитатели кабинетов второго этажа.
Офисное здание Молоко Групп© АБ Романа Леонидова
Фасады. Офисное здание Молоко Групп© АБ Романа Леонидова
Верхний этаж целиком стеклянный, и его фасады не очень экономны, поскольку предполагают структурное стекло с процентом зеркальности и «молочным» оттенком, возможно, подчеркнутым подсветкой. Он должен «развеществляться», отражая небо, а вечером – скорее обозначать «молочные реки». Впрочем если мы посмотрим на обложку проекта, на изображение здания с воображаемой коровой, то тут можно считать рифму даже между пятнистостью племенного скота и отражением случайных облаков в стекле.
Офисное здание Молоко Групп© АБ Романа Леонидова
Так все здание становится в своем роде «коровой», только обобщенной до полной абстракции. При желании можно найти и голову, и хвост; но никакого натурализма.
И – это, вероятно, нога – скошенная пластина входа. Она образует половину раструба и продолжается отражением в стекле, несет на себе логотип; ее белый цвет, на котором, к тому же, размещен логотип MOLOKO, не оставляет сомнений в тематической принадлежности предприятия. Он, определенно, должен будет перекликаться со слегка «забеленным под молоко» стеклом верхнего объема.
Офисное здание Молоко Групп© АБ Романа Леонидова
Отражение подчеркивает перспективу, визуально «вводит» внутрь. Надо ли говорить, что это хорошо отработанный, простой и почти беспроигрышный модернистский прием. Ничего удивительного, что он здесь акцентирует вход: и пропилей, и вывеска, а белизна сама по себе коррелирует не только с цветом продукта, но и с чистотой, которой требует производство.
Кроме того, это еще и белое пятно – почти как на боку у коровы.
Нижний ярус протяженный и темный, если для верха автор планирует подбирать качественное стекло, пластину перед входом готов покрыть штукатуркой: «качественной! вы не представляете, какие качественные и прочные сейчас можно найти штукатурки», – то здесь уместен темно-серый полосатый фибробетон, который, если продолжать уже приведенные здесь в изобилии аналогии, может напомнить коровью шкуру. Которая от белого-блестящего условного «молока» сверху отличается еще и природной шероховатостью шкуры или земли, подчеркивает различие материй.
Офисное здание Молоко Групп© АБ Романа Леонидова
Если мы посмотрим на план, то еще раз убедимся, что главный – входной – акцент сделан тоже просто, одним росчерком: скошена на только белая стена слева, но и стекло входной группы, между ними прямой угол, так, как будто вход взяли и немного развернули, под небольшим углом. Но именно это позволило добиться прямой линии перспективного отражения, так удачно продлевающей белый пропилей. Без поворота было бы, пожалуй, не то.
План 1 этажа. Офисное здание Молоко Групп© АБ Романа ЛеонидоваПлан 2 этажа. Офисное здание Молоко Групп© АБ Романа Леонидова На первом этаже справа от входа расположены кафе и его продолжение, небольшой конференц-зал, отделенный мобильной шторкой, а слева раздевалки для персонала. Во 2 этаже – офисы администрации.
|