В Соборе Парижской Богоматери активно ведутся работы по восстановлению после пожара – открытие запланировано на декабрь следующего года. Тем временем глава местной епархии архиепископ Лоран Ульрих предложил убрать из собора серию исторических витражных окон и заменить их современными изображениями.
Витраж, изображающий предков Иисуса Христа и других персонажей Ветхого Завета. Расположен над порталом Святой Анны
Фото: Jean-Pol GRANDMONT via commons.wikimedia.org. Лицензия CC BY 4.0 DEED
Attribution 4.0 International
Речь идет о шести витражах, расположенных в капеллах южного нефа, что были созданы в ходе масштабной реставрации под руководством архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка. Автора для создания новых изображений на стекле должен определить конкурс, а оригинальные витражи предлагается отправить на хранение в еще не открывшийся музей, посвященный Нотр-Даму. Идею архиепископа по «осовремениванию» собора публично поддержал президент Франции Эммануэль Макрон, но широкая общественность выступила против, посчитав проект «актом вандализма».
Витраж «Бегство в Египет» в одной из капелл хора собора Парижской Богоматери
Фото: Vassil via commons.wikimedia.org. Фото передано в общественное достояние
Известный французский журналист и историк искусств Дидье Рикнер запустил сбор подписей против замены витражей, и петицию подписало почти 125 тыс. человек. Ключевая претензия состоит в том, что витражи не пострадали от пожара, более того: работы по восстановлению включали очистку и укрепление застекленных проемов. К тому же, пишет Рикнер, витражные окна – неотъемлемая часть памятника архитектуры и помещать их в музей нелогично, поскольку эти компоненты представляют интерес только в составе собора, in situ. Также критиков возмущает тот факт, что Эммануэль Макрон единолично принял решение относительно памятника, «принадлежащего всем».
Один из витражей в соборе Парижской Богоматери
Фото: Harmonia Amanda via commons.wikimedia.org. Лицензия CC BY-SA 3.0 DEED
Attribution-ShareAlike 3.0 Unported
Отметим, что установка в древних церквях современных витражей сама по себе не нова и не считается кощунственной. Так, в оконных проемах нормандских церквей повсеместно встречаются изображения американских десантников в память об освобождении этой области в ходе Второй мировой войны, Реймсский собор получил стекла с абстрактными изображениями, в церкви Святого Стефана в Майнце несколько лет назад установили витражи по эскизам Марка Шагала, а в Кёльнском соборе есть витраж авторства Герхарда Рихтера. Однако в этих и во многих других случаях современные произведения не заняли место существующих исторических, пусть даже XIX века, а заменили утраченные – как правило, во время одной из мировых войн.