Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.08.2023

Александра Сытникова: о том, что такое мастер-план и как он влияет на развитие территорий

Мастерская:
SEO-клиент. Дрим Трейд Дмитрий Соколов
ООО "Атлас"

Относительно недавно в области территориального планирования появилось новое понятие – мастер-план. Несмотря на то, что оно пока никак не закреплено в системе градостроительной документации, в отечественной практике уже разработано более ста таких документов для городов, агломераций и отдельных территорий. Генеральный директор бюро Atlas Александра Сытникова рассказала, как развивается система мастер-планирования и почему в современных реалиях без нее невозможно обойтись. 

Стратегия развития «Молодого Оренбурга». Визуализация – среднеэтажная модель среды
Стратегия развития «Молодого Оренбурга». Визуализация – среднеэтажная модель среды
© Atlas

Зачем нужен мастер-план

Мастер-план – инструмент долгосрочного стратегического планирования, который определяет концепцию будущего развития территории. Он предполагает комплексный подход, поскольку включает в себя не только архитектурные решения, но и социальные, экономические, экологические аспекты.
По мнению Александры Сытниковой, основное преимущество мастер-плана заключается в том, что он позволяет смоделировать наиболее предпочтительный сценарий развития территории. Документ уравновешивает возможности и существующие ограничения – градостроительные, инфраструктурные, культурно-исторические и т.д. Кроме этого, мастер-план помогает найти баланс между интересами жителей, бизнеса, властей, инвесторов – сторон, от активности которых зависит будущее территории.

Стратегический документ не только определяет цели развития, но и содержит дорожную карту, в которой определены шаги по их достижению с учетом приоритетности, сроков реализации проектов и оценки эффективности с точки зрения планируемых расходов и ожидаемых результатов.

Как появилось мастер-планирование в России

Первый российский мастер-план был создан в 2010 году для Перми. Его разработало голландское бюро KCAP Architects&planners при активном участии горожан и экспертов.

Предпосылкой для появления мастер-плана стало понимание, что город нуждается в преобразованиях, направленных на повышение качества жизни, создание современной комфортной среды и устойчивое развитие.
Стратегия развития «Молодого Оренбурга». Озелененные территории и открытые общественные пространства.
Стратегия развития «Молодого Оренбурга». Озелененные территории и открытые общественные пространства.
© Atlas

 
Мастер-план апеллировал к мировой практике и предлагал нестандартные для России подходы к развитию города. Например, в нем предлагалось ограничить высотность зданий, отказаться от расширения городских границ и сосредоточится на развитии неиспользованного потенциала застроенных территорий. Он стал документом, у которого до этого в России не было аналогов, поэтому термин был заимствован голландскими разработчиками из американской и европейской практики градостроительства.

Пермский мастер-план вызвал множество дискуссий в профессиональной среде, и в результате не был реализован. Но он сыграл огромную роль в изменении подхода к развитию территорий, став основой для внедрения многоуровневой системы планирования, при которой сначала разрабатывается комплексное стратегическое видение, а затем в соответствии с ним – градостроительные документы.

В чем разница между мастер-планом и генеральным планом

Мастер-план и генеральный план – документы, которые находятся на разных уровнях и выполняют разные функции, при этом они взаимосвязаны.
Генплан – директивный документ, который ориентирован на вопросы землепользования, застройки и планировки территорий. Он выполняет регулирующую функцию, служит базой для разработки градостроительной документации и отвечает на вопросы, что, где и в каком объеме будет построено в течение определенного периода. Его жесткий правовой формат не дает возможность сравнивать различные сценарии развития территории и устанавливать приоритетность задач, а процедуры согласования и утверждения не позволяют генплану быть гибким и адаптивным. Еще одна особенность документа – узкопрофессиональный характер, из-за которого его сложно воспринимать обычным жителям. 

Мастер-план – это инструмент стратегического планирования, который носит декларативный характер. Он позволяет выбрать желаемое направление развития и отличается от генерального плана меньшей детализацией.

Мастер-план отвечает на более общие вопросы: по каким принципам будет развиваться территория, как она изменится через определенное количество лет и какие мероприятия понадобятся для внедрения этих изменений. Кроме этого, он содержит большой объем наглядной информации, которая делает документ понятным для всех стейкхолдеров, а не только для специалистов.

Генеральный директор бюро Atlas Александра Сытникова отмечает, что гибкость и адаптивность документа позволяет актуализировать стратегию развития с учетом меняющихся внешних факторов и потребностей заинтересованных сторон.
«На основе мастер-плана корректируется градостроительная документация. Мы понимаем, что это сложный процесс, поэтому в проектах бюро Atlas создаем дорожные карты по внесению изменений в нормативную базу», – говорит Александра Сытникова. 

Оценка эффективности мастер-плана 

Для оценки решений, предусмотренных мастер-планом, разрабатывается система показателей эффективности по каждому направлению развития территории – качественных и количественных.

«В транспортном блоке мастер-плана таким количественным показателем может быть нулевой уровень ДТП со смертельным исходом. В этом случае решения, предложенные в мастер-плане, в той или иной степени направлены на достижение этой цели. Через несколько лет после начала реализации стратегии проводится оценка эффективности, собираются данные по целевым показателям. Если число ДТП со смертельным исходом объективно сокращается, значит, мастер-план работает», – приводит пример Александра Сытникова. 

Экономическая эффективность мастер-плана достигается за счет создания комфортной среды и может оцениваться с точки зрения роста туристического потока, развития на территории бизнес-проектов и увеличения налоговых поступлений в бюджет.

Мастер-планы для городов и сельских агломераций

Эксперты бюро Atlas обладают большим опытом создания мастер-планов для городов и сельских территорий. В частности, компания разработала стратегический документ для исторического центра Оренбурга, который включает в себя также объемно-пространственный регламент, дизайн-код и схему благоустройства территории.

«Мастер-план учитывает современные тренды и подходы к развитию исторических центров через бережное вовлечение в экономику культурного наследия. Решения, которые мы предложили, призваны повысить туристическую и инвестиционную привлекательность объектов в центре города. Сейчас мастер-план уже находится в стадии реализации», – рассказывает Александра Сытникова

В дополнение к мастер-плану разработана многофункциональная 3D-модель исторического центра, которая визуализирует нормы, регламенты и ограничения, служит инструментом проектирования и информирует заинтересованные стороны о текущих изменениях.

Мастер-план агломерации в Сулейман-Стальском районе Дагестана стал первым в отечественной практике стратегическим документом развития сельских территорий. Эксперты бюро провели масштабную работу по изучению местных традиций, культуры и истории, выявлению особенностей развития сёл. На основании проведенной исследовательской работы в мастер-плане предложены решения по улучшение качества сельской среды, благоустройству, развитию социальной и туристической инфраструктуры.

Одна из задач мастер-плана – развитие туризма на территории Сулейман-Стальского района. За счет реализации предложенных мероприятий планируется увеличение турпотока до 46 тысяч человек в год.

В Дагестане процесс территориального планирования также перешел на следующий уровень. На основании мастер-плана внесены изменения в нормативные документы – генеральные планы, правила благоустройства, землепользования и застройки. Привлечены инвестиции в размере 2 млрд руб. на создание оздоровительного центра на базе санатория “Кпул-Ятар”.

«В процессе разработки стратегии активно участвовали администрации сел, местные предприниматели, старшее поколение и, что немаловажно, молодежь. Нас потрясло, что самыми активными участниками вовлечения были старшеклассники, для которых мы провели четырехдневную мастерскую. У них есть большой и пока не до конца раскрытый интерес к своим селами, истории семей, истории места. Одна из наших задач – это как раз дать им инструменты, которые помогут не только сохранить историю, но и будут способствовать будущему развитию сел», – отметила Александра Сытникова.