Энн Нисбет вписала современный дом в руину сельскохозяйственной постройки начала XIX века недалеко от Глазго. Проект отметило жюри Национальной премии Королевского института британских архитекторов (RIBA).
Гуляя со своей бельгийской овчаркой по живописнейшим полям Северного Эршира вокруг водохранилища Баркрейгс, шотландец обратил внимание на руину старинной сельскохозяйственной постройки. Она показалась настолько выразительной, что ему захотелось приобрести её и создать здесь тихое, тесно связанное с природой убежище от рабочего стресса.
Перед архитекторами бюро Ann Nisbet Studio, к которому заказчик обратился с просьбой разработать проект реконструкции руины под жилой дом, предстали четыре каменные внешние стены с щипцами, обвалившаяся кровля, поздняя бетонная плита в нижней части, две кирпичные и одна каменная внутренние перегородки и куча обломков. В начале провели тщательное исследование, изучив историю сооружения и его перестроек, все задокументировали и создали специальную серию рисунков и чертежей, наглядно проиллюстрировав всю жизнь постройки. Выяснилось, что она датируется началом XIX века, когда-то в одной части жили люди, а в другой размещался скот, потом довольно долго она использовалась в качестве склада, затем служила коровником, а последние лет 70 стояла заброшенной. Несмотря на удручающее состояние и казалось бы не столь большую ценность, к постройке отнеслись весьма бережно, постаравшись сохранить и привычный пейзаж, и фрагмент истории места, и память о людях, которые когда-то здесь жили и работали.
Стены и сохранившиеся проемы укрепили, каменную кладку вычистили, убрали бетонную плиту, углубили грунт и залили новое бетонное основание. Затем буквально внутри сохранившейся руины возвели стальные конструкции и установили деревянный каркас нового дома. Возникшие в результате глубокие, как бы пустые, проемы окон и дверей еще ярче демонстрируют мощь и брутальность каменной кладки. Кроме того, новую кровлю покрыли плитами повторно использованного местного сланца, так что новый дом максимально сохранил ауру прошлого и идеально вписан в контекст. В торцах вытянутого объема расположены спальни и санузлы, а центральная часть занята кухней, столовой и гостиной. Дополнительная спальня, кабинет и кладовка расположены на втором уровне.
Главным «вмешательством» в старое сооружение стала небольшая пристройка, расположенная перпендикулярно к основному объему и соединенная с ним прозрачным стеклянным переходом. Почти незаметная с дороги, по своему силуэту и пропорциям она повторяет руину, но для отделки стен и двускатной кровли в этом случае была выбрана сибирская лиственница. Доски специально состарили, чтобы они вторили цветовой гамме каменной кладки и раствора. Внутри устроена еще одна гостиная с дубовым полом и особыми безрамными окнами – идеальное место для любования окружающей природой. Завершает комплекс техническое строение, по форме и размерам копирующее пристройку, но отделанное черным деревом. Оно поставлено с другой стороны подъездной дороги и также почти незаметно. Тепловой насос, механическая вентиляция с рекуператором тепла, энергоэффективное тройное остекление, собственная скважина для воды и активное использование местных материалов обеспечивают экономичность и экологическую безопасность нового дома.
Изначальное состояние руины и поэтапную фотофиксацию работ можно изучить на сайте архитектурного бюро Ann Nisbet Studio, дополнительные фотографии дома и чертежи размещены на сайте RIBA.