Коллекция мебельных скульптур «Антимебель» – совместный проект бюро Ольги Трейвас и художника Фёдора Павлова-Андреевича. На расстоянии объекты кажутся добротными и комфортными, но по мере взаимодействии с ними эта иллюзия рассеивается.
Антимебель
Фотография Дмитрий Маркин, Филипе Конде, Элисса Тьеле / предоставлена Treivas
Серия состоит из трех предметов: вышка-трибуна, кресло-качалка и стул. Все они используются как обычные предметы мебели, но обладают рядом парадоксов: кресло-качалка заставляет пользователя согнуться вперед, а не откинуться назад; сидеть на стуле можно только вполоборота, а сидящим на вышке приходится держать друг друга за ноги. Цель этих перформативных практик – помочь зрителю раскрыть свое тело, освободиться от страхов и внутренних зажимов. При взаимодействии с Антимебелью посетителям нужно расслабиться и повторить простую мантру: «Все мои страхи остались в прошлом».
Антимебель
Фотография Дмитрий Маркин, Филипе Конде, Элисса Тьеле / предоставлена Treivas
Антимебель
Фотография Дмитрий Маркин, Филипе Конде, Элисса Тьеле / предоставлена Treivas
Антимебель
Фотография Дмитрий Маркин, Филипе Конде, Элисса Тьеле / предоставлена Treivas
Антимебель, усыпляющая пользователя своей основательной добротностью, может быть удобной в общепринятом смысле, но так же, как и обычная мебель, сопровождается инструкцией по применению. Обманчивая статика предметов компенсируется движением их пользователя: заставляет тело принять непривычное положение, протестировать свои границы.
Антимебель
Фотография Дмитрий Маркин, Филипе Конде, Элисса Тьеле / предоставлена Treivas
Антимебель
Фотография Дмитрий Маркин, Филипе Конде, Элисса Тьеле / предоставлена Treivas
Авторы проекта обращают внимание на то, что правила поведения в общественных местах формируются в том числе при взаимодействии человека с мебелью. Фразы «не прислоняйтесь к дверям», «убери локти со стола», «прекрати качаться на стуле» регламентируют наше поведение с самого детства, а движение и возможности часто ограничивает высота стола, подлокотники кресел, длина кровати. Мебель не терпит действия, не заложенного в ней на этапе производства: именно в этот момент определяется, что такое удобство.
Антимебель
Фотография Дмитрий Маркин, Филипе Конде, Элисса Тьеле / предоставлена Treivas
В 2022 году «Антимебель» выставлялась на 13 Биеннале Меркосул, сейчас работа из серии «Многоножка» экспонируется в Parque Linear Bruno Covas в Сан-Паулу.