Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

29.06.2023

«Диалоги» в Казани: итоги конференции

Главной темой летних «Диалогов» – архитектурно-градостроительной конференции, которая прошла в Казани 21-22 июня, стали зеленая инфраструктура и здоровые города. Большой блок выступлений был посвящен транспорту, и не только потому что именно транспортные выхлопы так вредят экологии городов и будущее за электротягой, но и потому что правильное транспортное планирование позволяет уже сейчас значительно улучшать жизнь в городах.

Как рассказал в своем выступлении директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения» Алексей Смирнов, развивающаяся сейчас микромобильность не только снижает риск хронических заболеваний, но и повышает безопасность дорожного движения. «Чем больше у нас пользователей велосипедов и СИМов (средств индивидуальной мобильности – ред.), тем безопаснее становятся улицы: эксперты подсчитали, что при развитии инфраструктуры для СИМов процент снижения ДТП на улицах со средней интенсивностью составляет 26%, с низкой – 42 %. При регулярном использовании велосипеда риск развития сердечно-сосудистых заболеваний снижается на 46%. Не говоря уже о том, что все СИМы – это экологически чистый вид транспорта».

Эксперт обратил внимание и на социально-экономический эффект развития микромобильности: люди на СИМах в полтора раза чаще посещают торговые точки ритеила за счёт того, что им гораздо проще добраться прямо до двери и не нужно искать парковку. «На примере Санкт-Петербурга подсчитано, что если на 10% больше велосипедистов пересядут с личного транспорта на велосипеды, сокращение трат на дорожную инфраструктуру может составлять до 2.8–3 млрд рублей ежегодно».

Развитие микромобильности – необходимое условие при реализации концепции «устойчивого» города, продолжил Алексей Смирнов, поскольку повышает и доступность общественного транспорта для людей, которые могут воспользоваться, например, кикшерингом, чтобы добраться до остановки от своего дома. А также повышает эффективность использования самого городского пространства, так как движущийся автомобиль занимает в 28 раз больше места в городе, чем велосипед, не говоря о месте, занятом парковками, тогда как это пространство можно было бы использоваться для чего-то зелёного и полезного.

«Транспортная инфраструктура по умолчанию рассматривается лишь как пространство для перемещения из пункта А в пункт Б, хотя это те же пространства, в которых мы проводим большое количество собственного времени, например, когда идём на работу, гуляем или сидим на лавочке пьём кофе. Реализуя концепцию благоустройства улиц «от фасада до фасада» и ориентируя их на создание «третьего места», помимо дома и работы, мы сознательно делаем это пространство многофункциональным, чтобы помимо транзита, улица была и местом для определённых активностей», – отметил на сессии «Улица как «третье место»: как благоустроить транспортную артерию?» главный архитектор проектов «STEP. Транспортные решения» Иван Иванов.

Партнер, сооснователь и руководитель проектов «Бюро А4», занимающегося благоустройством городских пространств, Алексей Афоничкин напомнил, что сегодня трендом является то, что движение в центрах городов сильно замедляется, целенаправленно снижается скорость автомобилей, улицы возвращаются пешеходам. «Создание мультиформатных пространств в рамках благоустройства улиц становится очень важным, потому что повышает ценность городской территории. Это и комплексное развитие общественного пространства вокруг культурных институций, и инфраструктура для спортивного досуга, и какие-то новые типологии – например, городские балконы, которые мы попробовали в рамках благоустройства Космодемьянской набережной. Главное – это их открытость и шаговая доступность, поскольку чаще всего мы посещаем такие места по пути. Эти пространства формируют коммьюнити и самое главное, что рождаются между посетителями – это новые знакомства, какие-то новые бизнес-форматы. Все это влечет за собой и комплексные изменения в социальном развитии города».

В ходе дискуссии эксперты также обратили внимание на необходимость стратегического планирования инфраструктуры микромобильности и приоритета СИМов. Часто отсутствие сопутствующих сервисов останавливает человека от пользования тем же велосипедом, отметил Алексей Смирнов. «Может быть, выбор поехать до станции электрички на велосипеде и был бы оптимальным, но там нет велобокса и его негде хранить. Плюс низкий уровень безбарьерности городской среды, то есть отсутствие комфортного понижения, низкий уровень безопасности для СИМов и отсутствие полноценной нормативной базы также являются сдерживающими факторами для развития микромобильности. Стоит уделять внимание таким вещам, как увеличению доли мест для временного или постоянного хранения не только велосипедов, но и автомобилей с электродвигателями и таким образом поощрять людей на использование экологичных видов транспорта».