26 мая в рамках фестиваля «АРХ Москва» журнал «Проект Балтия» и компания «АРХИТАЙЛ» провели Кирпичный диалог – уже ставший традиционным разговор о современной кирпичной архитектуре, создаваемой как мэтрами зодчества, так и молодыми российскими авторами. Мероприятие прошло при поддержке ГК «Керма». В диалоге приняли участие: Евгений Новосадюк, партнер бюро «Студия 44» (Санкт-Петербург); Андрей Кораблев, руководитель TOBE architects (Санкт-Петербург); Полина Шевчук, архитектор, победитель в номинации «Кирпичный интерьер» Кирпичного конкурса 2022 года; Алексей Константинов, специалист по работе с архитекторами ГК «Керма»; Татьяна Морозкина, руководитель отдела концептуального проектирования бюро GAFA Architects. Модераторами выступили Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия», и Юрий Хитров, руководитель ООО «АРХИТАЙЛ. Северо-Запад».
Начал разговор Владимир Фролов, рассказавший о Кирпичном конкурсе, придуманном три года назад журналом «Проект Балтия» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ»: «Основанием для конкурса, конечно же, является наследие русской архитектуры: и XVII век, и кирпичный стиль рубежа XIX и XX веков, и новейшие тренды. Однако важно, что на протяжении трех лет Гран-при конкурса выигрывают не просто кирпичные проекты, но концептуальные, философские и так или иначе созвучные своему времени».
Юрий Хитров отметил важность изменений в программе прошедшего конкурса и задал главный вопрос встречи: «Мы сделали конкурс немного более практичным. В прошлом году нашим партнером стала компания “А101” и была введена специальная номинация, которая предлагала поискать место кирпичной архитектуры в конкретном жилом комплексе. И это очень хорошая практика: у нас есть часть конкурса, носящая абсолютно бумажный характер, а есть возможность поработать над чем-то вполне осуществимым. Сегодня мы оказались в реальности, где можно полагаться только на партнеров, производящих продукт внутри страны. И если мы хотим продолжения развития кирпичного зодчества, нам нужен диалог между архитекторами, производителями, критиками. Как архитектор может взаимодействовать – и взаимодействует ли он вообще – с производством? Насколько завод может почувствовать желания архитектора? Мне хотелось бы сегодня найти ответы на эти вопросы».
Андрей Кораблев, рассказывая об опыте работы бюро TOBE architects с кирпичом, отметил, что за последние годы отношение к этому материалу у застройщиков сильно изменилось. И если раньше бюро проходило несколько этапов переговоров, чтобы убедить заказчика в эстетической оправданности и необходимости кирпича в архитектуре, то сегодня этот материал уже стал привычным. Спикер подробно остановился на реализованном кирпичном проекте его бюро – ЖК «Ботаника» в Петербурге (см. также: Проект Балтия. 2022. № 37).
Евгений Новосадюк рассказал о работе «Студии 44» над жилым комплексом на берегу реки Великой в Пскове – опыте приспособления под жилую функцию объекта культурного наследия. «Сегодня на рынке представлена безграничная палитра кирпича. Использовать его можно абсолютно по-разному. Широкий выбор материала естественным образом повлиял на появление отдельных направлений работы с кирпичом: где-то пластические, где-то орнаментальные. Наш объект построен в самом центре города, неподалеку от Псковского Кремля, и нам было важно сохранить диалог со средневековой архитектурой, учесть исторический контекст. Образ этого комплекса и вся его архитектура вдохновлены окружающей застройкой – самобытной, с нерегулярными оконными проёмами и глазурованными барельефами. Ригельный кирпич пропорционально схожий с древней плинфой, продолжает архитектурный диалог старого и нового, завершает цельный образ нового комплекса. Второй уникальный аспект был связан с работой над историческим зданием ТЭЦ, которое также входит в этот комплекс. Мы восстанавливаем фасады электростанции, построенной в 1930-х гг. по проекту архитектора Андрея Оля, а в корпусах, фланкирующих печной зал, размещаем квартиры, которые своими гостиными выходят в общий атриум. Здесь кирпич используется в отделочной части первого этажа. Таким образом мы поддерживаем диалог между новыми и реконструированными объемами. Хочу подчеркнуть, что работа над проектом каждый раз предполагает плотное взаимодействие с заказчиком. Задача архитектора – убедить заказчика в тех решениях, которые сам автор проекта считает правильными. Часто застройщики, для которых важно поскорее завершить строительство, торопятся выполнить свою работу, пренебрегая при этом точным выполнением сложных архитектурных решений. В таких случаях именно кирпич, предполагающий разнообразные формы его использования, располагает к поиску интересных решений. Что же касается города Пскова, то, безусловно, с реализацией этого объекта он получит не только опыт преобразования депрессивной, неиспользуемой территории, но и новый импульс для своего развития».
Алексей Константинов рассказал о подходе ГК «Керма» к работе с архитекторами и об успешных проектах из кирпича: КД «Точка отсчета» в Москве, ЖК «Ялав» в Чебоксарах, ЖК «Мануфактура James Beck в Санкт-Петербурге, ЖК «West Garden» в Москве и др.. «Мы работаем не просто как завод, выпускающий «кирпичную линейку», мы работаем как ателье, которое готово создать для вас уникальный материал: какую-то фактуру, оттенки, различные форматы, можем дать определённую геометрию кирпича. Мы находимся в постоянном поиске новых решений и открыты к диалогу для воплощения в жизнь совместных идей».
Татьяна Морозкина обратила внимание на особое восприятие кирпича людьми: «Существует еще и психологический фактор. Покупатели обычно считают кирпич честным строительным материалом, ассоциирующимся с респектабельностью. Причем мы в GAFA Architects на опыте узнали, что белый кирпич воспринимается как более дешевый, чем красный, возможно из-за ассоциаций с советскими постройками. Нам особенно нравится использовать кирпич в работе с маленькими по объему зданиями – это позволяет детально спроектировать каждый сантиметр фасада, чтобы заказчик мог запланировать расходы. Так у нас получается создавать здания, производящие вау-эффект».
Завершила диалог Полина Шевчук, рассказавшая о своем проекте – победителе Кирпичного конкурса в интерьерной номинации: «Я отношу себя к типу архитектора-кочевника – работаю со всем везде и сразу, занимаюсь не только архитектурой, но и иллюстрацией и немного преподаванием. Это позволяет участвовать в очень разных проектах и выбирать то, что подходит лично мне. Так, вместе с моей коллегой Сашей я стала участницей Кирпичного конкурса. Проект “Пришлите мне эту книгу со счастливым концом” родился за полчаса ночью на кухне. Воспринимая этот конкурс именно как конкурс “бумажной” архитектуры, мы сразу думали пространством листа, искали выразительный ракурс. Форма пришла к нам мгновенно, а вот содержание – потом. И это самое интересное – проект наполняют люди, смотрящие на него; каждый видит разное: римские катакомбы, зиккурат, консерваторию и т. д. В придуманной нами форме были ниши, которые необходимо было заполнить; так появились книги – кирпичики знаний. Конечно, книги не делают людей лучше или добрее, но они дают надежду. И с развитием кирпичной архитектуры примерно так же: пока есть люди, которые видят в кирпиче ценность, пытаются налаживать диалог, – у кирпичной архитектуры есть будущее».
|