Архитектор, куратор, историк архитектуры Паоло Портогези скончался в возрасте 91 года.
Портогези даже среди чрезвычайно интеллектуально активных коллег-постмодернистов выделялся своими широкими интересами. Он воплощал разнообразные проекты, писал книги о мастерах барокко и предвосхитившем эту эпоху Микеланджело, исследовал исламскую архитектуру и современные глобальные тенденции, преподавал в Миланском политехническом институте и римском университете Ла Сапиенца, руководил журналами и энциклопедическими изданиями. Но, пожалуй, самое заметное его наследие – в сфере кураторства: это венецианская архитектурная биеннале, у истоков которой он стоял.
Площадь Элимо в новом городе Поджореале на Сицилии
Фото: Davide Mauro via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
Если художественная выставка в Венеции – явление старое, почтенное, то архитектурная появилась лишь в 1980 – но сразу вошла в историю – благодаря идеям Портогези. Он заказал Альдо Росси «знаковый» плавучий Teatro del Mondo, а также собрал 20 «актуальных» современников на «Новейшей улице», Strada Novissima. Фрэнку Гери, Рему Колхасу, Хансу Холляйну, Арата Исодзаки, Роберту Вентури, Рикардо Бофиллу, Майклу Грейвсу, Чарлзу Муру, Освальду Матиасу Унгерсу, Йозефу Паулю Кляйхусу и остальным было поручено придумать по фасаду-декорации для этой «улицы»; в итоге выстроилось по 10 фасадов с каждой стороны (небольшой pdf-путеводитель к ней от музея MAXXI).
Несмотря на чрезвычайно разнообразный по взглядам состав участников, «Новейшая улица» стала своего рода манифестом архитектурного постмодернизма, и без ее архивных фотографий не обходится ни одна подробная статья или книга на эту тему – как и без Teatro del Mondo. Кроме того, Портогези первым использовал для выставок биеннале венецианский Арсенал, точнее, его 317-метровый цех для изготовления канатов, Кордерие. Именно в его огромном пространстве и разместилась Strada Novissima. Портогези занимался и следующей архитектурной выставкой, а затем был десять лет директором всего учреждения, включающего кинофестиваль, секции танца, театра и т. д.
Мечеть в составе Исламского центра в Риме
Фото: Archeologo via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
«Салон Портогези» в Термах Теттуччо на курорте Монтекатини-Терме
Фото: Giaccai via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
Портогези погружался в историю как исследователь (недаром его биеннале 1980 года называлась «Присутствие прошлого») и находил там вдохновение как практик. Его неизменный интерес к барокко отразился во многих проектах, в том числе формально скорее «органических», чем постмодернистских. Изучал исламское зодчество – и сам проектировал мечети, включая крупные комплексы в Риме и Страсбурге. Его в целом интересовала культовая архитектура, и последней его работой стал освященная в 2019 сокафедральная соборная церковь Сан-Бенедетто в Ламеция-Терме на самом юге Италии, в Калабрии.