Римское бюро Labics завершило реконструкцию значимого ренессансного памятника Палаццо деи-Диаманти в Ферраре. Дворец получил удобные, современные выставочные пространства, комфортные общественные зоны и четко организованную структуру.
Палаццо деи-Диаманти или Алмазный дворец был построен в 1493 году придворным архитектором герцогов д’Эсте Бьяджо Россетти. В настоящее время его верхний этаж занимает Национальная пинакотека Феррары, а нижний уровень отведен под выставочные проекты фонда Ferrara Arte и галлерею современного искусства. Проведенная по заказу муниципалитета города реконструкция касалась только первого этажа комплекса. Ее целью было реорганизовать довольно хаотичную и сложную внутреннюю структуру, обеспечив связанность между пространствами.
Реконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена Labics
Реконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена Labics
Международный конкурс на проект реставрации и реконструкции был объявлен еще в феврале 2017 году. Из 70 представленных работ жюри выбрало проект римского бюро Labrics, выполненный совместно с компанией 3TI progetti italia. Архитекторы исходили из необходимости не только законсервировать ценнейший памятник, но и обеспечить его будущее. Именно поэтому они позволили себе ряд осторожных и тактичных вмешательств, давших возможность приспособить помещения под выставочные цели и добиться комфорта посетителей. Архитектуру, в отличие от живописи, скульптуры и других форм искусства, нельзя только созерцать, наслаждаясь красотой, уверены они, этот вид искусства нужно прочувствовать на собственном опыте, прожить. Поэтому ради дальнейшего существования при необходимости памятник архитектуры может быть переосмыслен, а не только законсервирован. Даже такой важный и хрестоматийный как Палаццо деи-Диаманти.
Реконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена Labics
Реконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена Labics
Реконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена Labics
Реконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена Labics
Свой проект основатели бюро Мария Клаудиа Клементе и Франческо Исидори при этом называют палимпсестом, отмечая, что комплекс дворца объединяет много разновременных культурных наслоений, вторжений и приспособлений и их задачей было собрать их воедино. Работы начались с тщательного изучения исторических материалов, удаления позднейших добавлений, в частности, закрывающего стены гипсокартона и современного напольного покрытия, и затем аккуратной реставрации с укреплением и лечением открывшихся проблемных участков.
Реконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена Labics
Реконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена Labics
Дальнейшие вторжения направленны как раз на улучшение внутренней структуры комплекса и качества его дальнейшей жизни, при этом они точно следуют исторической логике. Во-первых, два крыла дворца получили новые выставочные помещения. Стены в них закрыли панелями из высокотехнологичного материала, за которыми разместили все необходимое оборудование. Они защищают историческую кладку, никак не вторгаясь в нее и помогают поддерживать правильный климат. Кроме этого, установили порталы из полированной латуни, подчеркивающие перспективную анфиладу, и в одном из крыльев уложили новый пол из венецианского терраццо. Второй шаг – приспособление площадей, которые раньше занимал музей Рисоржименто, под кафе, книжный магазин, образовательный класс и многофункциональное пространство. Новые зоны связали с основным двором и организовали вход при помощи небольшой лоджии. Внутренние дворы при этом были также отреставрированы и превращены в «комнаты» под открытым небом, гармонично встроенные в единую структуру общественных помещений комплекса.
Реконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в ФеррареФотография © Marco Cappelletti / предоставлена Labics
Последняя часть проекта касалась обустройства сада между двух крыльев дворца. Созданный Стефано Оливари ландшафт в целом следует строгой планировке традиционных фруктовых садов, так называемых brolo, в частности, сада, существовавшего при дворце во второй половине XVIII века. Все имеющиеся деревья были, конечно же, сохранены и вписаны в новую геометрию. Кроме того, появились два новых элемента: вечнозеленые Каменные дубы, высаженные в шахматном порядке (такую систему придумали еще древние римляне) и искусственный водоем. Но главным элементом стала легкая, частично застекленная конструкция из обожженного дерева, которая собственно и соединяет два крыла, принадлежа одновременно и саду, и дворцу. Идею архитекторы опять же почерпнули в исторических чертежах второй половины XVIII века.
До 19 июля 2023 года в обновленных залах Палаццо деи-Диаманти можно посмотреть выставку «Ренессанс в Ферраре: Эрколе де Роберти и Лоренцо Коста».Реконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© Labics
Реконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© Labics
Реконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© Labics
Реконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© Labics
Реконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© Labics
Реконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© Labics
Реконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© Labics
Реконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© LabicsРеконструкция Палаццо деи-Диаманти в Ферраре© Labics
|