Китайское бюро Studio Zhu Pei реконструировало часть заброшенных корпусов бывшего военного завода на северо-востоке Пекина, при этом внедрив туда новые выставочные пространства. В результате возникла территория абсолютной творческой свободы.
Арт-квартал 789 занимает участок примерно в 1 км2 на северо-востоке Пекина, в непосредственной близости от скоростной магистрали в аэропорт. Начиная с 1950-х годов здесь располагался военный завод по производству электронных комплектующих, он и дал название всей территории.
К концу XX века пустующие ангары и корпуса стали занимать художники и арт-институции. Постепенно возник своеобразный центр современной культуры с галереями, мастерскими, магазинами. Интересно, что в отличие от других подобных центров полностью производство здесь никогда не останавливалось. Наверное, именно такая брутальная, предельно честная атмосфера и привлекла людей искусства.
Бюро Studio Zhu Pei специализируется на общественно-культурных проектах такого рода (например, параллельно бюро работало над арт-центром OCT в Цзыбо) и уже построило в квартале два выставочных пространства – Pace Art Museum (2009) и Minsheng Museum of Modern Art (2016). Третий объект получил название 789CUBE Art Museum.
Сами архитекторы называются свой проект «инъекцией», так как им необходимо было в плотной застройке точно занять свободное пространство новыми объемами, которые бы собрали реконструированные промышленные объекты в единый комплекс. Конечно же, все старое было внимательно изучено и максимально сохранено.
Основными материалами вполне ожидаемо стали открытый бетон и красный кирпич. Несколько разного размера объемов вмещают безопорные, легко трансформируемые выставочные пространства и детский образовательный центр. Соединяет их внутренний двор, который со стороны улицы закрыт лишь фактурной стеной из отлитых на месте бетонных блоков. Он задуман как основная общественная зона всего центра, поэтому важным элементом стала полотняная сдвижная кровля, провисающая вниз эффектными полуцилиндрами. Ее приводит в движение балочный кран, который также может использоваться и для развески арт-объектов. Мотив перевернутых арок архитекторы затем повторяют и в одном из залов, но уже в бетоне.