В Таллине наградили лауреатов национальной архитектурной премии Эстонии за 2022 год.
В субботу, 28 января, в Таллинской школе музыки и балета состоялось вручение архитектурных премий года и чествование лучших проектов и архитекторов Эстонии.
Архитектурный фонд «Культурного капитала Эстонии», Эстонский союз архитекторов, Эстонский союз архитекторов интерьера, Эстонский союз ландшафтных архитекторов и архитектурный журнал MAJA наградили в этом году 16 выдающихся работ в области архитектуры.
Предчувствия не обманули MUBA
Премию вручают с 2015, и за это время она значительно эволюционировала. Но неизменным остается то, что организаторы всегда стараются провести награждение в здании, претендующем на победу в большинстве номинаций. Так, в прошлом году это был круизный терминал Старой гавани порта Таллина, о чем рассказывал Архи.ру. А в этом году церемония прошла в Таллинской школе музыки и балета (MUBA). В недавнем международном конкурсе на проект ее нового здания победил австрийский архитектор Томас Пухер с работой «Сад тишины». В воплощении замысла его ателье помогал главный проектировщик – архитектурное бюро 3+1 arhitektid, а авторами интерьера выступили T43 Sisenarchitektid. Благодаря мозговому штурму трех ведущих бюро, новое здание колледжа уникально не только для современного архитектурного ландшафта Таллина, но и для Эстонии в целом.
Одним из привычных, но неизменно эффективных приемов, сразу пленяющим вас, здесь стало торжественное решение входа в здание. Вы чувствуете себя так, как будто входите в театр или концертный зал: это напоминает о мечте, к которой студенты MUBA стремятся каждый день. Предчувствия не обманули организаторов премии-2022: здание MUBA получило высшие награды от международного жюри в 3 номинациях.
Фонд «Культурного капитала Эстонии» присудил в этом году главную премию Ракверескому центру занятости и технологий для школьников и выпускников. Авторы этого здания также отмечены как архитекторы года по версии Эстонского союза архитекторов.
В архитектуре центра гармонично сочетаются дерево и металл. В современной эстонской, да и европейской архитектуре использование дерева по-прежнему остается актуальной тенденцией, но здесь оно также вполне логично и образно связано с темой детского творчества. По замыслу Йоэля Копли (KUU arhitektid), в центре можно использовать кабинеты по отдельности, а можно превратить весь дом в единое пространства. Архитектурой интерьера занималась Кристель Якобсон (Haka disain).
* * *
Премию за активность в области архитектуры получил преподаватель философии и практической теории в Эстонской академии художеств и соредактор журнала Ehituskunst Эйк Херманн за популяризацию и распространение архитектурной мысли. Как востребованный партнер Херманн вместе с другими архитекторами участвовал во множестве конкурсов, организовывал выставки и публиковал многочисленные статьи. Сейчас в его орбите интересов прежде всего находятся промежуточные и переходные области – между теоретическим и практическим, ментальным и физическим, психическим и политическим, прагматическим и поэтическим.
Премию за лучшую выставку присудили экспозиции «Мастера стекла» в Эстонском историческом музее в Таллине. Живая и богатая по цвету выставка представляла собой обзор истории эстонского стеклоделия и наиболее важных производителей стекла. Посетитель мог познакомиться с этим материалом во всей его красоте: от древнейших стеклянных предметов, найденных на территории Эстонии, до новейшего производства стекла. Дизайном экспозиции занимались Анне Мяэрманн и Кристи Принцманн (Bob&Doko), куратором выступила Анне Рууссаар, за графический дизайн отвечали Марье и Мартин Ээлма (Tuumik Studio).
Выставка «Мастера стекла» в Эстонском историческом музее в Таллине
Премия за малый объект Союза архитекторов Эстонии была присуждена читальному павильону Valge Leht («Белая страница») архитекторов Яана Тийдеманна и Ярмо Вайка. Это небольшая «публичная библиотека» в районе Кадриорг в Таллине. Ее архитектура вдохновлена образом литературной идеи. Идеи витают в воздухе, поэтому крыша павильона парит в воздухе как легкий лист бумаги, опираясь только на стеклянные полки. Эти полки заполнены книгами, и образованная ими стена дает человеку в павильоне возможность уединения. Пол представляет собой простую деревянную террасу, которая вместе со стеклянными стенами создает летнюю атмосферу веранды, соответствующую окружению. Читальный павильон активизирует пустовавшее прежде пространство, привлекая туда людей.
Еще одну премию Эстонского союза архитекторов получили новое здание Табасалуской основной школы и ее спортивный корпус. Особенность проекта – организация помещений по гнездовому принципу, где одно «гнездо» включает в себя три классных комнаты и место для отдыха. Такое решение оказалось очень практичным во время пандемии, так как детей можно было легко разделить на группы, поэтому школа никогда полностью не переходила на дистанционное обучение. В каждом «гнезде» есть также гардероб, чтобы учащимся было удобнее выходить на улицу во время перемены и возвращаться обратно.
Союз ландшафтных архитекторов Эстонии в этом году присудил три премии.
Одна из них досталась городскому бассейну в городе Тарту: он организован на берегу реке Эмайыги. Существующий пляж ранее использовался в так называемом квадратно-гнездовом формате: люди были разделены на группы, между которыми пролегали довольно широкие проходы. Не образовывалась единая масса отдыхающих: вместо нее пляж был набором временно «приватизированных» участков. Этот принцип сохранен в новом решении, учитывающем соблюдение разумного расстояния между посетителями.
Пляж разделен на зоны, в каждой из которых есть платформа для принятия солнечных ванн и игровое оборудование. Детская площадка тоже не собрана в одном месте, ее компоненты рассредоточены по территории.
Отмечена также инсталляция таллинского арт-фестиваля PÖÖRA. Главной темой этого фестиваля, организованного в честь 100-летия Союза архитекторов Эстонии и курируемого Людмилой Георгиевой и Мае Кёэмнемяги, стал «зеленый» поворот, что в широком смысле означает поворот вспять процесса изменения климата. Площадь Вабадусе в Таллине была заполнена 2999 деревянными колодами, которые позволяли сделать паузу для размышлений в городской суете и служили примером продления жизненного цикла дерева за пределы его естественного срока. Автор этой инсталляции – Марк Гримитлихт.
Но настоящей ландшафтной находкой года стал парк Тондираба. Полуприродный парк площадью 28 га – важное звено в зеленом каркасе района Ласнамяэ в Таллине. Бывшее болото превратилось в уникальную зеленую зону эстонской столицы. Это пространство любят птицы и звери, здесь встречаются охраняемые государством виды растений и земноводных.
Ведущей идеей ландшафтной архитектуры парка стала существующая пустошь с разнообразной природой – слегка дикая и суровая, но характерная для района Ласнамяэ самосотворенная, своевольная среда. Проект максимально сохранил то, что уже есть, не нарушая природного баланса. Но теперь в центр также помещен человек, которого парк не отталкивает от природы, а наоборот, привлекает многочисленными возможностями.
Ландшафтная архитектура: Хейки Кальберг, Танель Бреэде, Мерле Карро-Кальберг (AB Artes Terrae) при участии Мирьям Таса, Анны Беловой, Стена Юура, Хенри Кальма, Хендрика Куррикоффа.
* * *
Премию в области публицистики журнала MAJA получил Эйк Херманн за статью «Радикальный контекстуализм», которая была опубликована в архитектурном журнале Maja, лето-осень 2022 г. (стр. 109–110).
Публика наградила фаворитов
Были отмечены и объекты, выбранные в результате народного голосования на портале Moodne Kodu.
Крыло начальных классов Куусалуской средней школы – это небольшая часть большого школьного здания, функционирующая автономно. Перед архитекторами стояла задача поэтапно обновлять учебный комплекс так, чтобы его можно было использовать несмотря на стройку. В дизайне помещений учтены современные методы обучения, которые стимулируют общение между учениками. В вечернее время здание школы используется для общественных и развлекательных мероприятий, что повышает его ценность как общественного центра.
Однако самым любимым у публики стал мост и туннели Ваксали в Тарту. Это транспортная развязка из пешеходного и велосипедного моста и двух туннелей. Криволинейные поверхности создают плавную непрерывность движения, а керамическая облицовка придает транспортному объекту человеческое измерение. Это хороший пример полной трансформации чрезвычайно проблемной точки города за счет качественной архитектуры. Автор проекта – Силле Пихлак.