Бюро OMA разработало выставочный дизайн для 1-й Биеннале исламских искусств: экспозиция размещена в знаменитом Терминале хаджа в аэропорту Джидды.
1-й Биеннале исламских искусств организована фондом Diriyah Biennale Foundation и Министерством культуры Саудовской Аравии; среди участников примерно половина – местные художники, но есть также мастера из других исламских стран, ЮАР и Великобритании.
Дизайн экспозиции 1-й Биеннале исламских искусствФото © Marco Cappelletti; предоставлено OMA
Экспозиция заняла 120 тыс. м2 в Западном терминале хаджа в аэропорту Джидды: это один из двух терминалов для направляющихся в Мекку паломников. Эти терминалы по проекту SOM (1981), напоминающие о традиционных шатрах аравийских племен, остаются актуальным вариантом для сооружения периодического использования, подходящего для огромного количества пассажиров и при этом тратящего минимум ресурсов.
Дизайн экспозиции 1-й Биеннале исламских искусствФото © Marco Cappelletti; предоставлено OMA
Собственно экспозиционный дизайн OMA охватил 70 тыс. м2, из них разного рода закрытые галереи и павильоны составляют 10 тыс. м2, остальное – выставки на открытом воздухе и ландшафтный дизайн.
Дизайн экспозиции 1-й Биеннале исламских искусствФото © Marco Cappelletti; предоставлено OMA
Первая часть биеннале посвящена кибле – направлению на Мекку, куда верующие обращены во время молитвы. Выставка размещена в серии галерей; маршрут осмотра начинается в темном зале с астролябиями XVII века (их использовали для определения киблы) и завершается в ярко освещенном пространстве с 1-й Саудовской дверью Каабы, созданной в правление короля Абдул-Азиза – первого правителя современной Саудовской Аравии.
Дизайн экспозиции 1-й Биеннале исламских искусствФото © Marco Cappelletti; предоставлено OMA
Вторая часть биеннале вдохновлена темой хиджры – переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Его основная часть – суровый искусственный ландшафт под сенью перекрытий терминала, напоминающий о пустынях Аравийского полуострова. Экспонаты представлены и среди этого рельефа, и в двух светящихся полупрозрачных павильонах.
Дизайн экспозиции 1-й Биеннале исламских искусствФото © Marco Cappelletti; предоставлено OMA
Рядом размещена «Орбита» – параллельная программа биеннале, где представлены 12 саудовских и зарубежных музеев и коллекций, с произведениями искусства от Мали и Туниса до Азербайджана и Узбекистана. Туда же вошла выставка о двух терминалах хаджа как о памятнике современной архитектуры.Дизайн экспозиции 1-й Биеннале исламских искусствФото © Marco Cappelletti; предоставлено OMA
Дизайн экспозиции 1-й Биеннале исламских искусствФото © Marco Cappelletti; предоставлено OMA
Дизайн экспозиции 1-й Биеннале исламских искусствФото © Marco Cappelletti; предоставлено OMA
Дизайн экспозиции 1-й Биеннале исламских искусствФото © Marco Cappelletti; предоставлено OMA
Дизайн экспозиции 1-й Биеннале исламских искусствФото © Marco Cappelletti; предоставлено OMA
Дизайн экспозиции 1-й Биеннале исламских искусствФото © Marco Cappelletti; предоставлено OMA
Дизайн экспозиции 1-й Биеннале исламских искусствФото © Marco Cappelletti; предоставлено OMAДизайн экспозиции 1-й Биеннале исламских искусствФото © Marco Cappelletti; предоставлено OMAДизайн экспозиции 1-й Биеннале исламских искусствФото © Marco Cappelletti; предоставлено OMAДизайн экспозиции 1-й Биеннале исламских искусствФото © Marco Cappelletti; предоставлено OMA
Дизайн экспозиции 1-й Биеннале исламских искусств© OMAДизайн экспозиции 1-й Биеннале исламских искусств© OMAДизайн экспозиции 1-й Биеннале исламских искусств© OMAДизайн экспозиции 1-й Биеннале исламских искусств© OMAДизайн экспозиции 1-й Биеннале исламских искусств© OMA
|