Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.12.2022

Скончался Арата Исодзаки

Нина Фролова

В возрасте 91 года умер крупнейший японский архитектор, лауреат Притцкеровской премии Арата Исодзаки.

Арата Исодзаки родился в 1931 в городе Оита на юге Японии в семье крупного предпринимателя, увлекавшегося также написанием хайку. Учился, как и большинство передовых японских архитекторов второй половины XX века, у Кэндзо Тангэ в Токийском университете, участвовал в его проектах, например, в разработке плана для Токио 1960 года и для Скопье 1965-го. Несмотря на то, что именно в этой среде сложился круг метаболистов (Кисё Курокава, Киёнори Кикутаки, Фумихико Маки и другие), Исодзаки испытал влияние их идей, но не более того, наряду, например, с использовавшимися им тогда принципами брутализма. Это отразилось в принесшей ему славу библиотеке префектуры Оита в родном городе. Параллельно он занимался экспериментальными проектами, например, еще более близким к метаболизму «Городом в небе»; для Миланской триеннале-1968 он подготовил инсталляцию «Заново разрушенная Хиросима» («Разрушение будущего города») в «Электрическом лабиринте», основанную на изображении руин Хиросимы и погибшую в ходе студенческих волнений того года.
 

Библиотека префектуры Оита в городе Оита
Библиотека префектуры Оита в городе Оита
Фото: MK Products via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Но уже в 1970-е архитектор заинтересовался структурализмом и постмодернизмом (Центральная библиотека города Китакюсю), обрел мировую известность и вошел в 1979 в первый состав жюри Притцкеровской премии, где оставался пять лет. В 1980-е он начал много и успешно работать за рубежом Японии: это постмодернистские Музей современного искусства в Лос-Анджелесе, здание Team Disney в Лейк-Буэна-Виста во Флориде, где ключевой мотив – уши Микки-Мауса, главный спортивный комплекс Олимпиады-1992 в Барселоне и другие сооружения. В 1986 он стал лауреатом Золотой медали Королевского института британских архитекторов.
 
Центральная библиотека города Китакюсю
Центральная библиотека города Китакюсю
Фото: 八幡鏡太郎 via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution 4.0 International

В 1990-е Исодзаки вновь сменил курс согласно мировым тенденциям, и на смену ярким краскам и цитатности пришли подчеркнутое внимание к материалам и лаконичные элегантные формы: музей японского искусства и техники «Манггха» в Кракове, музей человека Domus в Ла-Корунье, Зал Столетия в древней японской столице Нара, а в 2000-е – музей Центральной академии художеств КНР в Пекине и один из трех небоскребов комплекса CityLife в Милане (наряду с башнями Захи Хадид и Даниэля Либескинда).
 
Спорткомплекс «Палау Сант Жорди» в Барселоне
Спорткомплекс «Палау Сант Жорди» в Барселоне
Фото: Everyme via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном доступе

Однако в последние годы Исодзаки вернулся к смелым экспериментам, возможно, совершенно не в духе 1960-х, но все же в русле органической темы: это, например, Катарский национальный конгресс-центр и «Гималайи-центр» в Шанхае. Своеобразным возвращением в прошлое было и присуждение ему Притцкеровской премии в 2019, ставшее особенно неожиданным в связи с ее вниманием в 2010-е к незвездным и, как правило, более молодым архитекторам.
Зал Столетия в Наре
Зал Столетия в Наре
Фото: 663highland via Wikimedia Commons. Лицензия GNU Free Documentation License
Музей человека Domus в Ла-Корунье
Музей человека Domus в Ла-Корунье
Фото: Marcus via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Музей искусств Центральной академии художеств (CAFA) в Пекине
Музей искусств Центральной академии художеств (CAFA) в Пекине
Фотография © Iwan Baan