Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

29.11.2022

Открытый город: семь дипломов

В ноябре в рамках фестиваля «Открытый город» прошёл конкурс архитектурных дипломов. Публикуем отобранные работы.

Выпускники архитектурных факультетов со всей России публично защищали свои проекты с возможностью получить обратную связь от практикующих архитекторов. Ниже – работы семи финалистов.

Марта Абрамова, МАрхИ
Площадной театр

 
Меняя местами актеров и зрителей, площадь впускает театр в обыкновенные будни. Как средневековая сцена, которая целиком охватывала зрителя, делая его участником действия.

Здесь все предназначено для проведения спектаклей: каждый фасад можно разобрать и повесить на него декорации, и горожане приходят отдыхать сюда, наблюдая за репетициями, проверкой звука, настройкой освещения и подготовкой окружения. Площадь становится как будто вывернутой наизнанку сценической коробкой, огромной театральной машиной. На площади живёт робот Василий, помогающий персоналу воплощать любые идеи в жизнь.

В западном корпусе находятся репетиционные залы, мастерские и склады. В прилегающих зданиях предусмотрено арендуемое жилье для работников театра, приглашенных артистов и их семей. Это двухсторонние квартиры, где из гостиных открывается вид на площадь.
Арина Боровикова, УГНТУ (Уфа)
Реконструкция квартала в Варшаве



Эта работа началась с участия в конкурсе, предлагающем осмыслить комфорт как ключевое качество жилого пространства: не только его визуальные составляющие, но и акустику, температуру, свет, качество воздуха. Все архитектурные решения должны были быть технически обоснованными.

Так, в студенческих корпусах размещены остекленные внутренние сады, где жильцы могут взаимодействовать с природой, не выходя из дома. И одновременно это важная часть системы вентиляции – естественный фильтр воздуха. В интерьерах использовано много стекла, которое впускает в помещения свет, пронизывающий пространство с пятого до первого этажа. Это не только эффектный приём, но и способ сократить энергозатраты на отопление и освещение.
Маргарита Селькова, МАрхИ
Центр перформативных искусств



Фокус внимания этого проекта – неэксплуатируемая железнодорожная инфраструктура России, а именно Мокринский Виадук – 340-метровый железобетонный арочный мост на ответвлении Казанской железной дороги.

Это произведение инженерного искусства, забытое на просторах Чувашии вместе с четырьмя километрами железнодорожного полотна. Мост больше никогда не будет использоваться по назначению, поэтому целью проекта стал поиск нового нарратива для живописной локации и попытка законсервировать здесь эстетику поездки, путешествия.

Туристы прибывают на вокзал, где можно купить билеты на мероприятия, снять домик для проживания, выпить кофе или посмотреть экспозицию, посвящённую истории железной дороги. Многофункциональные павильоны можно адаптировать под потребности фестивалей: в них можно размещать магазины, кафе, мастерские или небольшие площадки для публичной программы.

Мост становится каркасом для варьирующихся декораций. Каждая сцена может работать в отдельности или комбинироваться с другими, превращая практически все пространство под мостом в площадку для представлений. В несезон сцены можно разобрать на модули 2х2 м и убрать в автоматизированные склады.
Александр Иванов, МАрхИ
Центр льна в Торжке



Тема этого диплома – децентрализация, попытка привлечь жителей мегаполисов к возрождению малых городов и их традиционных промыслов. Проект призван решить типичные проблемы российской провинции: отток компетентных кадров, нехватку собственных производств и выходов на рынок. Он предлагает новый тип поселения, деликатно преодолевая разрыв между городским и сельским образом жизни. Именно этот мотив формирует облик здания: город-торг как центр притяжения, торгового и культурного обмена.

Протяженный горизонтально ансамбль вписан в окружающий ландшафт и напоминает о силуэте традиционного русского поселения. Центр разделён на четыре функциональные зоны: торговую, жилищно-досуговую, культурную и ремесленную. Здания работают как городская площадь. Например, движение в здании театра аналогично городскому: по «улице» к «площади». Роль таких «площадей» внутри комплекса играют небольшие фойе, вокруг которых сгруппированы помещения в четырёх частях здания – зрительской, лекционной, артистической и производственной.
Мария Новикова, МАРШ
Станция Коломна



Перед студентами стояла задача спроектировать серию малых пригородных вокзалов на отрезке Рязанского направления Московской железной дороги, учитывая интересы трёх акторов: РЖД, органов власти и непосредственных арендаторов. При этом важно было вернуть типологии вокзала символическую роль городских ворот, определяющего для города объекта.

В Коломне много памятников культурного наследия и хорошо сохранившихся элементов традиционного уклада жизни XVIII−XIX веков. Большая часть музеев здесь – частные, и у предпринимателей, занимающихся развитием города, есть представление о том, каким он должен быть, чтобы оставаться привлекательным для туристов.

Стремясь сохранить традиционный облик, город иногда переходит в простое воспроизводство утраченных объектов. Поэтому дипломный проект вокзала отсылает к самой известной достопримечательности города – коломенскому кремлю, но делает это не буквально, а через принцип формообразования и тектонику каркаса.
Екатерина Илюхина, МАРШ
Гостиница на окраине Шибама



Поиск архитектурной формы начинается c отказа от контуров и границ, в данном случае – фасадов, и сосредотачивается на пустотах, пространствах «между».

В качестве локации выбран Шибам – вертикальный глиняный город в Йемене, окружённый стеной. Здания в черте города соединены мостами на крышах, и каждая отельная постройка принадлежит одной семье. Зонирование распределяется по этажам и устанавливает определенный тип коммуникации внутри семьи.

Этот пространственный принцип взят за основу устройства гостиницы: сердцевина здания состоит из разноуровневых перекрытий и колонн, а вертикальные коммуникации, санузлы и приватные комнаты распределены по его периметру. Здесь нет естественного освещения, периметр полностью непроницаем для внешнего мира.

В периметре двенадцать номеров, соединенных с общественными зонами узкими мостами. Номера одноместные и отделены друг от друга пустотами, матовыми перегородками и растениями. Разномасштабные помещения дезориентируют человека в здании, открывая ему новый способ восприятия действительности.
Сильвия Аль Убед и Алёна Кокуева, ЯГТУ (Ярославль)
Архитектура на руинах


Это исследование систематизирует методы реконструкции руин и, опираясь на мировую практику, демонстрирует возможности каждого из них на примерах трёх проектов: концертного зала, паломнического центра и музейного комплекса. Первые два объекта – итальянские церковь и средневековая часовня, третий – усадьба в Ярославской области. Каждый из проектов предлагает переосмыслить образ и функциональное наполнение руин, учитывая их архитектурные особенности и положение в городе.