Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

20.06.2022

Входные павильоны станции метро «Солнцево»

Объект:
Дизайн станции метро «Солнцево»
Адрес:
Россия, Москва.
Мастерская:
Nefa architects
Авторский коллектив:
Дмитрий Овчаров, Елена Мерцалова, Мария Насонова, Дмитрий Триденов (главный инженер), Дарья Туркина, Виктория Нагурная

Расположение: район Солнцево, Москва
Архитектура: Nefa Architects
Общая площадь: станции – 3935 кв. м; павильонов – 512 кв. м
Строительство: 2018
 

Входные павильоны станции метро «Солнцево»
Входные павильоны станции метро «Солнцево»
Фотография предоставлена Nefa Architects

Nefa Architects выиграли право проектировать станцию метро «Солнцево» в международном конкурсе 2014 года. Ее архитектурное решение интерпретирует название, восходящее к имени существовавшего здесь рабочего поселка, а образность входных павильонов – «домиков» с двускатными крышами, также напоминает о его еще более давнем прошлом в качестве популярного дачного места. В то же время павильоны намеренно контрастируют с микрорайонной застройкой 1980-х, реально существующей вокруг них сейчас.
Входные павильоны станции метро «Солнцево» Фотография предоставлена Nefa Architects
Входные павильоны станции метро «Солнцево»
Фотография предоставлена Nefa Architects
Входные павильоны станции метро «Солнцево» Фотография предоставлена Nefa Architects
Входные павильоны станции метро «Солнцево»
Фотография предоставлена Nefa Architects
Входные павильоны станции метро «Солнцево» Фотография предоставлена Nefa Architects
Входные павильоны станции метро «Солнцево»
Фотография предоставлена Nefa Architects
 
С ближайшими многоэтажками павильоны, впрочем, сближает типология использованного материала: в отличие от интерьеров станции, где использован алюминий и кориан, их стены выстроены из железобетонных плит. Плиты изготовлены на заводе «Мажино» компании КРОСТ.

Архитекторы называют эти панели самонесущими – они имеют Г-образную форму, опираются друг на друга, но крепятся зубчатыми основаниями на монолитной конструкции: форма оснований была точно просчитана в проекте, что позволило избежать лишней работы при монтаже. В панелях использован бетон марки В50, способной обеспечить равномерное прокрашивание. Однако бетон в данном случае – «честный», без красящих добавок, его белый цвет – заслуга светлого оттенка цементной смеси.

Плиты покрыты гидрофобным составом, что позволяет избежать появления темных пятен во время дождя; по словам архитекторов, гидрофобизатор требуется обновлять раз в несколько лет. Кроме того, внешняя поверхность фасадов покрыта тонкими вертикальными желобками, отдалено-символически напоминающими вертикальные доски, что созвучно солнечному «дачному» образу и хорошо попадает в ритм более заметных швов между панелями.
 
Станция метро «Солнцево», проект, 2014 Фотография предоставлена Nefa Architects
Станция метро «Солнцево», проект, 2014
Фотография предоставлена Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» Фотография предоставлена Nefa Architects
Станция метро «Солнцево»
Фотография предоставлена Nefa Architects

Но самый яркий мотив – сквозные отверстия, круглые и двойные, похожие на дырки в сыре Маасдам. Они закрыты стеклянным триплексом, в заводских условиях приклеенным по внешнему контуру на герметик. В солнечную погоду отверстия населяют пространство входных павильонов «солнечными зайчиками», в пасмурную создают подобие ажурного света под кронами деревьев, а ночью «домики» благодаря этим проемам светятся изнутри. Свободно разбросанный рисунок круглых окошек стал результатом кропотливой работы архитекторов по их расстановке: требовалось точно рассчитать расположение каждого отверстия, исключив совпадение с прутьями арматуры.
Комментарий архитекторов
Елена Мерцалова и Дмитрий Овчаров, авторы проекта
 «Мы любим бетон, из бетона можно сделать все что угодно, любую поверхность. Здесь мы хотели показать, что бетон может быть светлым, красивым и ажурным. Самонесущие г-образные элементы оказалось просто монтировать – были даже мысли поставить технологию на поток, и эту идею поддержал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, но, увы, дальше дело не пошло».